Движущие силы антропогенеза. 11-й класс
Задачи:
- Вскрыть движущие сила антропогенеза: биологические и социальные.
- Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
- Определить значимость биологических и социальных факторов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме
2. Актуализация знаний.
Проверим свои знания?
Даны признаки:
A) Объем мозга от 100 до 1300 см3.
Б) Передние конечности хватательного типа.
B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
Д) Слабо развитые надбровные дуги.
Е) Позвоночник с 4 и изгибами.
1-й вариант Выбери признаки, |
2-й вариант Выбери признаки, |
Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.
а) изготовление примитивных орудий труда;
б) изготовление более сложных орудий труда;
в) умение поддерживать огонь;
г) умение добывать огонь;
д) объем мозга 1400 см3;
е) объем мозга 650 см3;
ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
з) стихийная охота;
и) первые признаки речи;
к) прямохождение;
л) признаки социальных отношений;
м) возникновение социальных отношений;
н) использование предметов.
Австралопитек |
Синантроп |
Наендерталец |
3. Изучение нового материала
Объяснение учителя темы с использованием схемы.
|
|
Постановка проблемного вопроса
Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?
На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.
Естественный отбор отбирал:
- приспособляемость к меняющимся условиям среды;
- особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;
- стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:
Прямохождение
Развитая кисть руки
Крупный мозг
Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).
Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.
Её результаты:
- Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.
- Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.
Вопрос № 1 для рассуждения
? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)
Есть мнение
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.
Вопрос № 2 для рассуждения
? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?
Как передается социальная информация из поколения в поколение?
Есть мнение
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.
Антропогенез неотделим от социогенеза.
Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.
4. 3акрепление материала
Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования |
Их роль в антропогенезе |
|
s-образная форма позвоночника | ||
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы | ||
Освобождение верхних конечностей от функции опоры | ||
Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры | ||
Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий |
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Социальные факторы |
Их роль в антропогенезе |
Групповое сотрудничество | |
Наличие постоянных очагов | |
Изготовление орудий | |
Общение | |
Удлинение сроков ухода за детьми их обучение |
5. Домашнее задание
Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.
7.02.2011