Единство человека и природы
В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов. Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе.
В наше время детям очень сложно разобраться в бесконечном потоке информации и понять, что является настоящими человеческими ценностями. Мы считаем, что оказать неоценимую помощь в процессе воспитания может музейная педагогика. Она помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать. Интересно отгадывать загадки, которые все время ставит перед нами жизнь.
В 2005 году в нашей школе, МОУ СОШ № 148, открыт литературно-краеведческий музей “Наследие”, на базе которого работает творческая группа учителей гуманитарного цикла. Одним из направлений группы является создание экспозиции “Жизнь и творчество В.А.Астафьева”. В эту экспозицию вошли презентации, экскурсии, разработки внеклассных мероприятий и цикл уроков по произведениям В.П.Астафьева. Одним из уроков данного цикла является интегрированный урок по литературе и биологии “Единство человека и природы в повести В.П.Астафьева “Ода русскому огороду”.
Основной задачей урока является воспитать чувство любви к малой родине и уважение к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, “где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь”. И еще раз хочется вспомнить слова В.П.Астафьева из повести: “Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. Я, например, только на поле боя обнаружил, как красиво цветет картошка. Лежал как-то под обстрелом на картофельном поле и пытался “отвлечься”, стал рассматривать листик картошки. И таким он мне показался красивым, и так мне захотелось жить, что я … выжил!”
Интегрированное изучение данного произведения В.П.Астафьева с применением интерактивных форм обучения дает учителю возможность для более эффективного достижения поставленных задач и раскрытия темы урока. Например, выполняя такие задания как найти изображения овощей и растений, о которых рассказывает в своем произведении В.П.Астафьев и, подбирая к ним цитаты из текста повести, восьмиклассники с особым интересом отмечают удивительный язык автора, какими добрыми, простыми, теплыми словами он описывает всем известные растения, используя при этом разнообразие изобразительных средств. “Сожжение на костре – забава по сравнению с сибирской жалицей”,– так В. П. Астафьев говорит о крапиве или “в огороде же том самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо, участью – долей схожее с русской женщиной – картошка” Говоря об особенностях жанра данного произведения, у школьников возникает вопрос, что же воспевает в своей “Оде” В.П.Астафьев? Только ли огород, который он называет нашим спасителем? Конечно же, и человека-труженика, его любовь к родной земле, труду “везде и во всем любовь нужна, раденье, в огородном же деле особенно. Уверенность, солидность в жизни дает человеку земельный упорядочный труд!”
При разработке цикла уроков по произведениям В.П.Астафьева для учащихся проводятся экскурсии в музейном комплексе д. Овсянка. Дети могут не только еще раз побывать на родине писателя, но и, как они сами говорят, “подышать удивительным астафьевским воздухом, потрогать ту землю, которая была для него его жизнью, его болью, его любовью”.
д. Овсянка – родина В.П.Астафьева.
“И я увидел те самые огороды, о которых он не раз писал в своих рассказах и воспел в “Оде русскому огороду”.
Лев Дуров.Потом Петрович рассказал о какой – то страшной траве, которой в Сибири никогда не было, которую боится даже клевер. Еще показал он мне умирающую от кислотных испарений заводов березовую рощу. С большой грустью говорил, как вырубаются лесные массивы, как река Енисей перестала быть рыбной рекой…”.
Лев Дуров.
В. П. Астафьев с женой М. С. Корякиной на приусадебном участке в д. Овсянка.
“Но не могут люди бросить землю, велика привычка, тяга к ней, вера в нее? А вдруг беда какая? Неурожай? Засуха? Война, не дай бог, снова? На кого и на что надеяться тогда? На землю. Она никогда не предавала и не подводила, она кормилица наша, всепрощающая, незлопамятная”.
В. П. Астафьев “Ода русскому огороду”
Интегрированный урок по литературе и биологии.
Цель: совершенствование умения анализировать текст, определять его тему, идею.
Задачи:
- Углубить и расширить знания о жанре художественного произведения;
- Закрепить знания основных фактов биографии В. П. Астафьева;
- Продолжить развитие навыков работы с художественным текстом (цитирование, отбор материала, нахождение нужной информации);
- Воспитать чувство любви к малой родине и уважение к человеку – труженику.
Оборудование: тексты повести (в печатном и электронном вариантах), компьютеры, индивидуальные сообщения учащихся, презентация.
Методические приемы: пояснения учителя, аналитическая беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, анализ творческих работ.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева.
– В.П.Астафьев вобрал – вместил в свою личность все взлеты, падения, столкновения, противоречия современного мира, пропустил их через свою талантливую душу.
“…Мы много рассуждаем о назначении человека, о полезности его в жизни, кажется, усложнили простые, как хлеб и земля, истины. К счастью, для всех нас добро пока еще не знает отдельных мест, комфортабельных высот и сфер, оно всюду одной масти, вкуса и смысла – оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям, оно очищает человека от зависти, скверны, гасит в нем стремление к насилию. Поэтому у добра и не должно быть никаких кулаков, добро с кулаками – это все равно, что родник с расплавленным свинцом. Пользу же принесть и прожить для людей можно везде…” В.П.Астафьев.
“Ода русскому огороду” была написана в 70-е годы. Эта повесть создавалась параллельно с “Последним поклоном”, словно на его полях. Писатель прощался с “Последним поклоном” не раз, уверенный, что мальчик заживил его раны, невозвратно убежал к бабушке в детство, но проходил год – другой и оказывалось, что война не прошла, что она все “сотрясает усталую душу”, опять надо звать мальчика, и Астафьев зовет его в “Оде русскому огороду”.
Работа со слайдами: (на экране показаны слайды, рассказывающие о жизни и творчестве В.П.Астафьева). Приложение 1.
2. Беседа с учащимися по жанру произведения:
– определите жанр произведения В.П.Астафьева;
– что такое ода, назовите ее характерные особенности.
– почему произведение Астафьева называется “Ода русскому огороду”?
3. Работа с текстом.
- назовите растения, о которых рассказывает В.П.Астафьев в повести “Ода русскому огороду”.
- найдите в тексте цитаты, подтверждающие ваш ответ.
4. Проверка домашнего задания.
Учащиеся готовили сообщения о растениях, описанных в повести В.П.Астафьева “Ода русскому огороду” (в сообщениях должна быть информация об истории происхождения, строении, значении и использовании растения).
5. Словарная работа.
В выбранных цитатах учащиеся выделяют изобразительно-выразительные средства, которые использует В.П. Астафьев в своем произведении, отмечая особенности языка автора.
Например: “Сожжение на костре – забава по сравнению с сибирской жалицей”, “ В огороде же том самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо, участью – долей схожее с русской женщиной – картошка”.
6. Самостоятельная работа.
В цитатах из текста повести вместо пропусков вставить названия растений, о которых идет речь (работа на компьютерах с использованием функции копирования и вставки).
В огороде же том самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо, участью-долей схожее с русской женщиной, –.................................................
В честь ............................ надо бы поставить памятник в России.
Что же есть, скажите, лучше этого растения? Хлеб? Да! Однако хлебу сколь воздано! Сколько о нем спето! Так отчего же, почему мы, российские люди, не раз, не два спасенные от глада и мора, забыли про нее? К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой...................... ! Где угодно готов это утверждать! (Картофель.)
Широкомордые, рябые ....................................................притягивали к себе не только пчел и шмелей, вечно в них шарящихся и роняющих яичную пыльцу, они раззуживали удаль юных “огородников”. Продравшись в огород, поймав солноворот за шершавый, “под солдата” стриженный затылок, налетчики клонили его, доверчиво развесившего желтые ухи долу, перекручивали гусиную шею, совали под рубаху и задавали теку в лес. (Подсолнух.)
Под жилистыми листами, под зелеными усатыми бечевками светлело от желтых огоньков, гряда, что именинный пирог, пламенела цветами, и хоровод пчел, шмелей, шершней, ос вел на них шумную и хлопотливую работу. Глядь-поглядь, в зеленом притихшем укрытии уже и ..................................ловко затаился, пупыристый, ребристый, и в носу у него шушулиной сохлый цветок торчит. (Огурец.)
Следом, опустив серые ребристые стебли, вкрадчиво шелестел лютый фрукт – (чеснок).
Вкусив радости цветения, смелели, лохматились, зеленые бородавочки из себя вымучивали, уж, под огородный шумок да под земельный шепоток, обвешивались щекастыми кругляками плодов, и ну дуреть, ну расти – аж пасынковать их приходилось, обламывать лишние побеги и подпирать кусты палками, иначе обломятся, рухнут ветви от тяжести. (Томат.)
Как-то отчужденно, напористо растет ..........................................до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится. (Свёкла.)
Сожжение на костре – забава по сравнению с сибирской жалицей. На костре , если дрова хорошие, – пых – и сгорел! А вот после жалицы недели две свету белого не видно, ни сесть, ни лечь. Выть, только выть, слезами обливаться и каяться перед бабкой, умоляя ее помазать сметаной место, подвергнутое истязанию. (Крапива.)
7. Работа в группах.
Задание первой группе учащихся.
К иллюстрациям растений и овощей, изображенных на слайде подобрать цитаты из текста о которых рассказывает в своем произведении В.П.Астафьев. (Работа на компьютере: учащиеся копируют цитаты из текста и располагают их напротив иллюстраций растений.)
Задание второй группе учащихся.
Из текста повести выделить мудрые изречения, советы, приметы о человеке-труженике, добре, счастье, объяснить их значение (напечатать или скопировать их на отдельные листы).
8. Проверка, обсуждение и оценка работ учащихся.
9. Домашнее задание.
Слово учителя: говоря об особенностях жанра данного произведения, возникает вопрос, что же воспевает в свой “Оде” В.П.Астафьев? Только ли огород, который он называет нашим спасителем? Конечно же, и человека-труженика, его любовь к родной земле, труду “везде и во всем любовь нужна, раденье, в огородном же деле особенно. Уверенность, солидность в жизни дает человеку земельный упорядочный труд!”
10. Заключительная часть урока.
Слово учителя:
– Русская деревня с в изображении Астафьева предстает перед нами как светлый образ Родины. Произведения Астафьева потому и находят отклик в душах читателей, что многие также понимают и любят Родину и хотят видеть ее все такой же светлой и чистой как видит ее автор.
Выступление учащихся:
Я считаю, что мир природы – это все то, что нас окружает: каждая травинка, каждый цветок, то, что нас кормит и радует.
Человек является частью этого мира. Когда мы хотим изменить природу под себя, мы нарушаем гармонию мироздания и губим человечество.
Природу нужно любить и уважать такой, какая она есть, так как она – это каждый из нас!
Янкова Настя
О Сибири.
Великих людей не мало в России,
Но нужно помнить и знать,
Что Виктор Астафьев родился в Сибири,
Так будем ему мы под стать!
Любуясь красотами нашей Сибири
Конечно, мы помнить должны,
Такого же нет нигде больше в мире,
Сибирь – это гордость страны!
Костригина Надя
Литература
- Ю.П.Лаптев “Растения от А до Я” – Москва 1992 г.
- А.П.Попов “Траволечебник” Санкт-Петербург 1998 г.
- В.Г.Лифляндский “Лечебные свойства пищевых продуктов” Москва 1996 г.
- Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва 1983 г.
- Открытки “Лекарственные растения”. Москва 1981 г.
- Открытки “Растения – овощи”. Москва 1998 г.
- Открытки “Растения – часы”. Москва 1980 г.
- В.М. Ярошевская “Во глубине России. В.П.Астафьев”. Словения г.Любляна 1999 г.
- В.П.Астафьев “Последний поклон. Прощание.” Красноярск 2002 г.
- “В.П.Астафьев” библиотека поселка Овсянка. Красноярск 1999 г.
- В.П.Астафьев. Библиографический указатель. Красноярск 1989 г.
- А.Большакова “Увидеть лицо человеческое…Над страницами произведений В.П.Астафьева”. Литература в школе № 2 1984 г.
- С. Куняев “Там где рождается слова”. Литературная учеба № 3 1983 г.
9.03.2011