Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"
Задачи урока:
- Сформировать основные знания о мхах, как об одном из важнейших отделов растений; о происхождении мхов, о их строении, размножении, распространении и значении в природе и жизни человека.
- Продолжить формирование общеучебных умений и личностных качеств учащихся: самостоятельности, мышления, наблюдательности.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Таблицы «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», гербарные образцы.
Ход урока
Психологический настрой на деятельность.
Учащимся предлагается план работы на уроке (заранее подготовленная таблица на доске).
Этапы урока | Вид работы | Способ работы | Время |
1 | Взаимопроверка индивидуальных заданий. | Работа в группах. | 5 мин. |
2 | Самостоятельная работа по изучению нового материала. | Работа в парах. | 10 мин. |
3 | Закрепление знаний. | Работа в группах. | 5 мин. |
4 | Лабораторная работа. | Индивидуальная работа. | 15 мин. |
5 | Подведение итогов урока. | 3 мин. |
1-й этап. Взаимопроверка индивидуальных заданий.
Учащиеся дома выполняли следующие индивидуальные задания по предыдущей теме:
Тема: Лишайники.
Уровень «3»
Решите правильно или неправильно, то или иное суждение. Выпишите номера правильных ответов.
- Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве и даже на камнях.
- Лишайник образуют нити гриба и одноклеточные водоросли.
- Лишайники встречаются накипные, кустистые и красные
- Гриб и водоросль составляющие тело лишайника живут в симбиозе.
Уровень «4»
Выполните тест.
1. Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны:
- на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба;
- на взаимовыгодном существовании: гриб снабжает водоросль водой и неорганическими веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами;
- на паразитизме, особенно сильном со стороны водоросли.
2. С грибом, образующим лишайник, может существовать:
- многоклеточная зеленая водоросль;
- многоклеточная бурая водоросль;
- одноклеточная зеленая водоросль.
3. Если отделить гриб от водоросли входящие в организм лишайника, как правило:
- водоросль погибнет;
- гриб погибнет;
- оба организма погибнут.
Уровень «5»
Найдите признаки сходства и признаки различия симбиоза у грибов и симбиоза у лишайников. Алгоритм проведения взаимопроверки индивидуальных заданий.
- Объединитесь в группы по уровням.
- Прочитайте задание, которое вам нужно было выполнить дома.
- Сверьте выполненное задание друг с другом.
- Если задания выполнены не одинаково, найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность ответа.
- Выставьте оценки у себя на листочке, согласно табло оценивания, сдайте их учителю.
Табло оценивания | ||
Уровень «3» | Уровень «4» | Уровень «5» |
1 ошибка – 3. 2 –е и более не зачет. |
1 ошибка – 3. 2 –е и более не зачет. |
1 ошибка - 4. 2-е ошибки -3. 3 и более не зачет. |
2-й этап. Изучение нового материала.
Учащимся предлагается отгадать загадку.
- Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке……… на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.(мох).
- Мы продолжаем знакомство с разнообразием растительного мира и сегодня на уроке познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения, размножения и значения мхов.
Мхи подразделяют на две большие группы: (схема в тетрадь)
Мхи
Печеночные Листостебельные
Печеночные мхи наиболее примитивные мхи, т. к. их тело представлено слоевищем. У плавающих видов нет ризоидов.
Остановимся на более подробном изучении листостебельных мхов. Главными представителями этих мхов являются – мох кукушкин лен и мох сфагнум.
Учащимся предлагается работа в парах.
Алгоритм самостоятельной работы учащихся в парах.
- Получите карточку.
- Приступите к выполнению заданий своей карточки.
- Приготовьте рассказ используя вопросы своей карточки.
- Передайте полученную информацию партнеру в паре.
- Поменяйтесь карточками и выполните те же действия.
Карточка для самостоятельной работы в парах
1-В
- Прочитайте текст учебника на стр.66- 67 «Листостебельные мхи» мох кукушкин лен.
- Ответьте на вопросы:
- Какие органы имеет мох кукушкин лен?
- Чем женский экземпляр кукушкиного льна отличается от мужского экземпляра?
- Каково значение мхов?
2-В
- Прочитайте текст учебника на стр.67- 68 «Листостебельные мхи» мох сфагнум.
- Ответьте на вопросы:
- Какие органы имеет мох сфагнум?
- Какие два типа клеток различают во внутреннем строении листа мха сфагнума?
- Каково значение мхов?
По истечении времени отведенного для самостоятельной работы, учащимся предлагается работа в группах.
3-й этап. Закрепление знаний.
В каждую группу выдается распечатанная загадка, которая прозвучала в начале изучения нового материала.
- Обратите внимание на выданную вам карточку. Перед вами загадка которую я вам прочитала в начале урока. Как вы заметили, некоторые строки в ней выделены особым шрифтом. Обсудите в группе следующий вопрос: имеют ли подчеркнутые строки биологический смысл или автор использовал их для рифмы?
- Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке……… на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Учащиеся после обсуждения в малой группе выходят на обсуждение в большой группе.
4-й этап. Лабораторная работа «Строение мха» стр. 67 учебника.
5-й этап. Подведение итогов урока.
12.03.2008