Спирты. Биологическое действие на организм. Элективное интегрированное занятие для 10-го класса (химия + биология)
«Пиво – это круто! Это не водка. Оно не вредит.
Не нравиться пиво – попробуй коктейль!» –
навязчиво советует реклама молодым людям.
Современные подростки сейчас мало задумываются
о вреде спиртных напитков, и литр пива, выпитый
между делом, считается в подростковой среде
нормой. А чуть постарше – и вполне спокойно
непременными атрибутами общения становятся
напитки покрепче. А ведь существуют данные, что в
возрасте до 25 лет от употребления спиртных
напитков и последствий, связанных с этим,
гибнет молодых парней в несколько раз больше, чем
на военной службе!
В нашем учреждении обучаются мальчики с 5-го по
11-й класс. Мы уже не первый год проводим для
десятиклассников подобные интегрированные
занятия. У наших воспитанников они вызывают
интерес. По словам кадетов, они другими глазами
смотрят после урока на спиртные напитки.
Некоторые говорят и об отвращении, особенно
после опытов.
Для проведения занятия лучше выбрать сдвоенный урок и время после изучения темы «Спирты». Занятие, как правило, готовим совместно с учителем биологии.
Цель: углубление знаний о биологическом действии этанола на организм через физические и химические свойства спиртов (на примере этанола).
Задачи:
- на примере а) реакции окисления этанола в организме показать отравляющее действие этанола, б) денатурации белка под действием спирта показать воздействие спирта на мышечную ткань и половые клетки, в) способности спирта образовывать водородные связи и растворять жиры раскрыть пагубное действие алкоголя на цнс и сердечно-сосудистую систему.
- Через внутри и межпредметную интеграцию (с биологией) продолжить формирование надпредметных знаний, умений и навыков: анализа, работы с источниками информации, обобщения и систематизации, установлению взаимосвязей.
- Через аксиологический подход к данному вопросу показать важность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью собственных детей (воспитание ответственного отца), (каждый делает свой вклад в то, каким будет будущее общество).
Методы и методические приёмы: частично-поисковая и исследовательская работа в группах, создание проблемой ситуации, составление обобщающих схем.
Средства: внутри и межпредметные связи, икт, биологические схемы, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы: компьютер с проектором и слайды к уроку, таблицы по биологии «Действие спирта на организм», р-р дихромата калия, р-р спирта, р-р хлорида натрия, р-р альбумина, сырые субпродукты (желудок и печень), выпарительные чашки, пинцеты, штативы с пробирками, стеклянные стаканы, раздаточные листы.
Предварительная работа: ребята делятся на пять групп, каждая группа готовит свой материал о влиянии алкоголя на орган или систему органов. Мы рассматриваем пищеварительную систему, печень, сердце и сердечнососудистую систему, головной мозг, репродуктивную систему. Ребята самостоятельно находят очень много информации. Учителю остается только помочь отобрать интересный и доступный материал, подвести в каждой группе под него химическую базу – какое химическое или физическое свойство этанола вызывает то или иное воздействие на организм. С учителем биологии ребята разбирают путь прохождения алкоголя в организме. Можно воспользоваться информацией с сайта http://trezvost.ru/
Весь урок сопровождает презентация. ().
1. Создание проблемной ситуации при помощи стихотворения (слайд 2).
Выбор у нас не богатый: Трезвая Россия или Мертвая Россия!
2. Обсуждение проблемы употребления алкоголя в мире: карта «пьющих стран» (слайд 3).
III. Объяснение нового материала
Справка о вине – выступление кадета. В конце ответа – слайд 6.
Опыт. Опустите по кусочку мяса в крепкие растворы этанола и этанола с поваренной солью. Что произойдёт с мясом через 5 мин? Почему употребление солёных чипсов, сухариков и прочего в пищу вместе с алкоголем вызывает обострение заболеваний органов системы пищеварения? Ответ обоснуйте, используя результаты опыта. Какие заболевания пищеварительной системы и почему возникают при потреблении алкоголя? Запишите на доске.2. Воздействие на печень (реакции окисления спирта под действием ферментов)
Опыт: опустите кусочек куриной печени в спирт. Понаблюдайте за изменениями в течение 3–4 минут. Какие химические превращения вызывают такие изменения в печени? Запишите уравнения реакций на доске. Почему спирт «согревает»? Какие проблемы с печенью могут возникнуть у человека после выпитой порции – другой спиртного? Ответ запишите на доске.3. Воздействие на сердце (действие на сердечную мышцу, кровеносные сосуды)
Опыт: в пробирку налить 2 мл подкисленного H2SO4 дихромата калия K2Cr2O7, добавить столько же этанола. Обратите внимание на запах продукта реакции окисления этанола. Данная реакция используется ГИБДД для экспресс – анализа на трезвость. Объясните, как алкоголь поступает в выдыхаемый человеком воздух. Для ответа используйте схему кровообращения. Почему сердце подвергается неоднократной алкогольной атаке даже после однократного применения спиртного? Какие опасности для сердца таит алкоголь? Опыт: нанесите по капле масла на 2 предметных стекла. Протрите одно из них ватой, смоченной в воде, а другое – ватой, смоченной в спирте. Сравните. Каким свойством обладает спирт в отличии от воды. Почему спирт легко и быстро распространяется по организму? Поясните, почему основной мишенью алкоголя после распространения в организме является головной мозг? Каковы последствия? Проанализируйте таблицы на листах. Объясните применение во время ВОВ в полевых госпиталях спирта в качестве анестезирующего вещества. В данном случае используем таблицы из книги «Химия и общество» – М.: Мир, 1995.: «Алкоголь в крови», стр.483 и «Влияние уровня алкоголя в крови на поведение». Стр 484.5. Воздействие на репродуктивную систему (денатурация белка, мутационное воздействие спирта).
Как влияет алкоголь на эндокринную систему, а через неё и на половую сферу? опыт: протоплазма половых клеток содержит белок. Добавьте к раствору альбумина (куриного белка) этанола. Что наблюдаете? Яйцеклетки закладываются у девочек ещё в утробе матери. Используя результаты опыта, поясните, какими могут быть последствия употребления беременной женщиной алкогольных напитков. Почему раньше на Руси молодоженам запрещалось употреблять спиртные напитки?Отдельно рассматриваем действие слабоалкогольных напитков – пиво (слайд8).
Клетка ––> популяция (слайд 9)
Нарушение обмена веществ ––> алкоголизм ––> деградация общества (щелчок мышью).
– Какие физические и химические свойства спирта вызывают все эти воздействия? (Щелчок мышью).
Можно попросить ребят написать отзыв о занятии.