Сценарий занятия "Вредные привычки – разрушители здоровья" элективного курса по биологии "Здоровый образ жизни"
Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- Воспитать ответственное отношение к своему здоровью.
- Сформировать понимание, что здоровье – бесценный дар.
- Приобщить к здоровому образу жизни.
Оборудование: мультимедиапроектор, плакаты, глобус, оборудование для проведения опыта «Курящая кукла». Карточки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.
Когда-то, давно я услышала притчу. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценными, важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.
Но беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тогда, когда его теряем.
«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П.Павлов.- Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Это: курение, пьянство, токсикомания, половая распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам, например, чаю, кофе, шоколаду.
Но вернемся к самому началу. Давайте уточним, что же такое здоровье?
Учащиеся предлагают ответы. Самым активным вручаются жетоны.
Предполагаемые ответы уч-ся:
Здоровье – отсутствие болезней.
Здоровье – это непросто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Теперь вашему вниманию предлагается викторина.
Отвечаем быстро: да, нет. За каждый правильный ответ уч-ся получает жетон.
Вопросы викторины:
- Согласны ли вы, что зарядка- источник бодрости или здоровья? (Да).
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет).
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да).
- Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).
- Легко ли отказаться от курения? (Нет).
- Правда ли, что наркотики разрушают организм? (Да).
- Правда ли, что никотин наиболее известный яд сигаретного дыма? (Да).
- Согласны ли вы, что правильное сексуальное поведение защитит от опасных венерических заболеваний? (Да).
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да).
2. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 25 % зависит от наследственности и от работы медиков. Остальные 75 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. К сожаленью огромный ущерб здоровью человека наносят алкоголизм, курение, наркомания.
В Древнем мире люди проявляли большую заботу о своем физическом и психическом здоровье. Например, к употреблению вина они относились с большой осторожностью: в Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с 30 лет.
И незря в переводе с арабского алкоголь означает «одурманивающий».
О пьянстве немало сложено пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.
Конкурс пословиц:
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.
- С хмелем познаться – с честью расстаться.
- Пить до дна – не видать добра.
Учащиеся объясняют смысл пословиц и поговорок , а также дополняют этот список. Наиболее активные получают жетоны.
Учитель: Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая Всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача – добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. Обратимся к историческим корням табакокурения.
Вопрос: Кто знает, откуда у нам пришел табак?
Уч-ся подготовили сообщения на данную тему.
Выступление уч-ся.
Табак родом из Америки.
Узнали о нем после открытия Америки Колумбом в 1492 г.. В числе подарков местные жители подарили Колумбу сушенные листья. Вскоре началось «победное шествие» табака по странам и континентам. В те времена табаку приписывались необыкновенные свойства. Считалось, что дым отпугивает болезни, злых духов, снимает зубную боль и ломоту в костях. Через некоторое время правительства и церкви разных стран начали борьбу с курением. В России при царе Михаиле Федоровиче уличенных в курении первый раз наказывали 66 ударами палки, во второй – отрезали носы и уши.
Торговля табаком в России была разрешена в 1697г. В царствование Петра Великого, который сам стал заядлым курильщиком, побывав в Голландии.
(Уча-ся показывает на глобусе шествие табака по земному шару).
Учитель задает вопрос: Чем же опасен табак? Почему про него говорят: «Табак – забава для дураков» (Гете), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Бальзак).
Уч-ся: В процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы), др. химические вещества. Вообще в дыме сигареты содержится более 20 сильнодействующих ядов. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота.
У курящего человека изо рта идет специфический запах, на зубной эмали откладывается табачный деготь и зубы желтеют. Курящий человек часто кашляет и отхаркивает грязно-серую мокроту.
Учитель предлагает уч-ся демонстрацию опыта «Курящая кукла».
Оборудование опыта:
- резиновая кукла среднего размера,
- резиновая груша
- стеклянная трубочка
- кусок ваты
- сигарета с фильтром
- спички
Проведение опыта:
Кусочек ваты помещается в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепляется резиновая груша, с другой – тлеющая сигарета. С помощью груши продувается воздух (т.е. выкуривается сигарета). По окончании тления сигареты, обращается внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Вата извлекается из трубочки. На вате осевшие токсины и яды, которые оседают на легких человека и приводят к тяжелейшим последствиям.
Уч-ся делают выводы и приводят аргументы против курения.
Учитель: Одна из самых страшных бед нашего времени – употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.
Уч-ся предлагается следующее задание: разоблачит следующие мифы о наркотиках.
- Миф 1. «Попробуй – пробуют все».
- Миф 2. «Попробуй – вредных последствий не будет».
- Миф 3. «Попробуй – если понравится, прекратишь прием».
- Миф 4 о существовании «безвредных наркотиков».
Уч-ся опровергают мифы, выдвигают свои аргументы. Наиболее активные участники получают жетоны.
3. Закрепление.
В качестве закрепления уч-ся предлагается подготовить презентации по теме сегодняшнего занятия.
Делают выводы: Здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек.
4. Подведение итогов.
Выявляются наиболее активные участники, набравшие наибольшее количество жетонов.
Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь - за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем занятии. Здоровье на 25 % зависит от наследства и медицины, а на 75 % - от образа жизни, который вы будете вести. И завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы словами немецкого поэта Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».
29.03.2010