Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как заинтересовать старшеклассников лабораторной работой по биологии

Лабораторная работа – необходимая составляющая учебного процесса в предметах естественно-научного цикла. Недостаточность финансирования школы делает проведение некоторых лабораторных работ формальностью, которая сводиться лишь к устному рассказу учителя и записи в тетради ученика. Трудно сказать, кому из учеников – младших или старших классов – больше нравиться работать руками, думаю, что все они ждут от урока биологии чего-то большего, чем просто перелистывания учебника. Имея опыт работы в ВУЗе, могу с твердой уверенностью сказать, что студенты-биологии не просто могут, а обязаны владеть навыками работы с биологическими объектами и явлениями. Отсутствие практических навыков со школьной поры, пусть даже в работе не с объектами, а с описанием процессов, делает жизнь студентов младших курсов затруднительной. Работая в старших классах школы, понимаешь, что ребятам интересно иметь дело не просто с “ реальными жизненными примерами”, а с тем, что можно “примерить” на себя. В связи с этим мне захотелось попробовать сделать те немногие лабораторные работы, которые есть в программе биологии старших классов, более интересными для самих учеников, чтобы им не просто было занятно сделать их на уроке, но и обсудить ее дома, возможно, продолжив выполнение вместе с родителями. В качестве такой лабораторной работы я выбрала работу № 3 по программе В.В. Пасечника (2001) “Составление родословной”, обязательным условием которой является построение ни “абстрактной” родословной, а родословной своей семьи. Чем еще, на мой взгляд, хороша именно эта работа, так это тем, что дети, как правило, не так хорошо знают все родственные связи в пределах 2-3 поколений своей семьи, чтобы справиться с работой за урок. У них появляется необходимость поговорить с родителями, “покопаться” в семейных фотоархивах, узнать больше о себе и своих близких.
Прежде, чем приступить непосредственно к выполнению работы я предлагаю детям методические рекомендации.

Методически рекомендации
по выполнению лабораторной работы
Составление родословной”

Медико-генетическое консультирование семьи начинается с составления ее родословной. Простое, понятное изображение генеалогического дерева значительно облегчает врачу-консультанту решение основной задачи - определение типа передачи наследственных болезней в семье. От типа передачи напрямую зависит риск рождения больного ребенка, а значит и конкретные рекомендации консультируемым людям.
Если заранее грамотно составить свою родословную, то можно намного рациональнее использовать время, отведенное на консультацию.
Попробуй сделать это, используя приводимые ниже инструкции - это может понравиться тебе само по себе, вне связи с медико-генетическим консультированием.
В стандартной родословной используются простые условные обозначения и правила. Достаточно знать только некоторые из них:

  1. Мужчины всегда изображаются в виде квадратов, женщины - в виде окружностей.
  2. Графически изображаемые связи между членами родословной бывают только трех видов: "мужья-жены", "дети-родители" и "братья-сестры".
  3. Супруги, братья и сестры (в т.ч. двоюродные и троюродные) всегда изображаются на одном горизонтальном уровне с тобой (т.е. в одном поколении). Разница в возрасте не играет никакой роли.
  4. Дети изображаются на горизонтальном уровне ниже твоего, а твои родители - на горизонтальном уровне выше твоего. То же самое относится к детям и родителям всех твоих братьев и сестер.
  5. Все поколения нумеруются сверху вниз римскими цифрами, а все индивидуумы в каждом поколении - слева направо арабскими цифрами. Это позволяет обозначить каждого человека личным идентификационным номером (например - III:15, что означает 15-й индивидуум в третьем поколении). Быстро и удобно.

Практически это изображается следующим образом.
Предположим, Вы - женщина (II:3) и у Вас имеется сын (III:2)и дочь (III:3), кроме того - родная сестра (II:2), также имеющая дочь ((III:1). У Вашего мужа (II:4) есть брат (II:5), который имеет двух мальчиков близнецов (III:4 и III:5 - монозиготные близнецы). Пометим Ваш символ стрелкой - т.е. возьмем Вас в качестве пробанда. Тогда родословная будет выглядеть так:

id20766

Рис. 1

Для дополнительного примера приведем сильно упрощенную родословную семьи Аллы Борисовны Пугачевой (да простит нас великая певица и актриса, но более популярной среди нынешнего населения России семьи просто не существует). Сама Алла Борисовна (II:3) выступает в роли пробанда (ее символ помечен стрелкой). Внимательно изучив эту родословную, Вы сразу наглядно представите, как изображаются связи типа "муж-жена" и "родители- дети".

Легенда:

I:1 Пугачев Борис Михайлович
I:2 Пугачева Зинаида Архиповна
I:3 Киркоров Бедрос
I:4 Киркорова Виктория

II:1 Пресняков Владимир (старший) "Петрович"
II:2 Преснякова Елена
II:3 Орбакас Николас
II:4 Пугачева Алла Борисовна
II:5 Киркоров Филипп Бедросович

III:1 Пресняков Владимир (младший)
III:2 Орбакайте Кристина

IV:1 Пресняков Никита

И еще один совет - не "затягивай" с составлением своей родословной - пока живы представители старших поколений твоей семьи, ты еще можете получить уникальную информацию о своих более-менее дальних предках. Поспеши зафиксировать эти сведения для своих потомков. Ведь и без того огромное количество имен утеряно безвозвратно. Достаточно сказать, что всего лишь в ХVII-м веке любой из нас имел 1024 прапрапрапрапрапрапрапрабабушек-и-дедушек! Если бы Вы знали, какие национальности, вероисповедания, личные качества и заслуги, а также материальный достаток имели эти люди - Вы наверняка могли бы сильно удивиться. А если взять век Х, или, еще лучше - период до Рождества Христова? Так что поспеши. И передайте эстафету своим детям.

Лабораторная работа № 3
“СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ”

Цель: освоить способы составления родословных – одного их важных методов изучения закономерностей наследственных признаков у человека.

Оборудование. Инструкции по составлению родословных

Ход работы:

  1. Пользуясь приведенной выше инструкцией составьте родословную вашей семьи.
  2. Сделайте вывод о полноте имеющихся данных и необходимости знания своей родословной.

24.11.2004