Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа
Программа: Пономарева И.Н., Кучменко В.С. 6-й класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. / Природоведение. Биология. Экология: 5–11 классы: программы М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Тема урока: лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения нового знания)
Задачи урока: (для учителя)
- сформировать у обучающихся знания о листе как функционально важной боковой части побега;
- познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа, с его функциями;
- сформировать понятие о функциях листа для растения в целом;
- сформировать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на побеге;
- познакомить обучающихся с видоизменениями листьев;
- охарактеризовать листопад и видоизменения листьев как результат приспособления растений к условиям обитания.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
- формирование систематизированных представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его функциях, о взаимосвязи строения и функций листа;
- объяснение роли листа в жизни растения, его значения в природе и для человека;
- приобретение опыта использования биологических методов исследования при проведении несложных экспериментов по изучению строения, функций, видоизменений листа; фиксирования и объяснения полученных результатов;
- соблюдение правил работы в кабинете биологии;
метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение ставить цель, наблюдать, делать выводы и заключения, защищать свои идеи;
- формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее;
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов;
- отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формирование личностных представлений о ценности растений, осознание их значимости в природе и для человечества;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей среде.
Задачи урока: (для обучающихся)
Воспитывающая: формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая: научить пользоваться гербарным материалом для сравнения.
Универсальные учебные действия:
личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию;
коммуникативные: умение работать в парах;
познавательные: развивать навыки самопознания живой природы;
регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Оборудование: гербарный материал, лупы, таблицы, мультимедийная презентация, видеофрагменты.
Название технологических этапов урока, их содержание:
1. Актуализация и контроль знаний
Данный этап позволяет вспомнить ранее изученные знания, а сформированные навыки применить на практике, выполняя небольшую по объему самостоятельную работу, которая одновременно позволяет проверить сформированность предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.
2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности):
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
3) устанавливаются тематические рамки (могу).
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидульного затруднения.
Данный этап включает следующие шаги:
1) актуализацию изученных способов, действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо-хочу-могу") и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель демонстрирует методику организации проектной деятельности.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2) выбирают способ выхода из затруднения;
3) строят план достижения цели;
4) определяют средства-алгоритмы, модели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения… (продолжение п. 3)
На данном этапе осуществляется реализация самостоятельного действия учащихся.
1) обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
2) выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
3) построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднения;
4) уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Включение в систему знаний повторения
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых присутствует использование изученного ранее материала (базовый уровень).
Учитель в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных знаний.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат).
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.
В конце урока учитель вместе с учениками подводит его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На данном этапе урока учитель не только задает домашнее задание, но и проводит его инструктаж. Домашнее задание носит такой характер, что позволяет развивать и далее универсальные учебные действия.
а) личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию;
б) коммуникативные: умение работать в парах и индивидуально;
в) познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
г) регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
9. Рефлексия
Данный этап обязателен на уроке, на котором используется технология саморазвития личности (ТСРЛ).
Учитель использует для рефлексии "лесенку успеха", где нижняя ступенька, у "человечка" руки опущены, означает: "У меня ничего не получилось"; средняя ступенька, у "человечка" руки разведены в стороны, значит: "У меня были проблемы"; верхняя ступенька, у "человечка" руки подняты вверх, информирует присутствующих: "Мне всё удалось".
Описание урока. (Приложение)
10.06.2020