Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗУГЛЕРОДНОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ г. МАСДАР В ЭМИРАТЕ АБУ-ДАБИ Объединенных Арабских Эмиратов

Последствия научно-технической революции проявились в бурном индустриальном развитии, которое оказало колоссальное техногенное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, это подорвало и препятствует сейчас здоровому образу жизни людей вследствие нарушения фундаментальных законов природы. Ни для кого не секрет, что экология крупных городов и мегалополисов уже давно находится в ущербном состоянии, что негативно сказывается на состоянии здоровья людей, а именно уменьшается продолжительность жизни, появляются новые заболевания, увеличивается риск получения уже известных. Это привело к появлению во многих странах Европы и Америки концепции здорового образа жизни, выраженной в ряде мероприятий по компенсации негативных воздействий антропогенно преобразованной городской среды. Кроме того, уже упомянутая научно-техническая революция привела к истощению природных ресурсов стран Запада, относящихся к развитым экономикам капиталистической системы, и сподвигла их к сырьевой экономической экспансии в свои бывшие колонии, ныне страны Африки и зависимые страны Ближнего Востока. Вышеописанные факторы и история экономического развития поставили перед современными учеными серьезные проблемы состояния окружающей среды. Начались активные разработки программ по сохранению экологии и улучшению качества среды. Сфера строительства также не осталась в стороне [1]. В 1975 г. в Европе были построены первые демонстративные экологические здания. С каждым годом популярность экологического или «устойчивого» строительства увеличивалась. Спустя несколько десятилетий в мире уже реализованы настоящие экодома с нулевым энергопотреблением и даже экспериментальные экогорода, называемые в современной научной терминологии безуглеродными городами [2].

Строительство одного из первых в мире безуглеродного «устойчивого» города – Масдара (Masdar) началось в 2008 г. в Объединенных Арабских Эмиратах по проекту британского архитектора Н. Фостера. Бюджет проекта составил 22 млрд долл., при площади застройки 600 га [3]. Масдар стратегически расположен рядом с крупной транспортной инфраструктурой в Абу-Даби, вблизи находятся аэропорт, сеть новых железных дорог и линии общественного транспорта. Предполагалось, что строительство будет завершено к 2030 г., однако проект британских компаний «Инициатива Масдар» задерживается пока на несколько лет в среднесрочных корректировках в условиях изменяющегося финансирования [1, 3].

Основная идея проекта – защита окружающей среды путем обеспечения города электроэнергией, основанной на возобновляемых источниках второго уровня, то есть для производства оборудования технологий возобновляемых источников энергии (ВИЭ) используется углеводородное сырье [4]. Тем не менее после однократного использования нефтехимии для производства пластмассы, пластика и других материалов выбросы углекислого газа (СО2) в атмосферу сводятся к нулю [5]. Основными источниками электроэнергии Масдара станут центральная солнечная электростанция переменной мощности и фотоэлектрические модули, установленные на крышах зданий и способные генерировать до 130 МВт (рис. 1). В окрестностях Масдара строят ветропарки (20 МВт), солнечные фермы и плантации, где будут производить биотопливо из растений. Этот процесс также будет способствовать поглощению углекислого газа, выделяемого городом [6].

Основная цель экспериментального города – построение своего рода тест-лаборатории для компаний, занимающихся экотехнологиями, исследовательских институтов и привлечение государственных организаций из различных стран. Ожидаемые результаты испытаний и апробации технологий ВИЭ впоследствии могут быть реализованы не только в ОАЭ, но и в других странах [3]. Отдельно стоит отметить аналогичный опыт немецких компаний, выполнивших в 70-х гг. ХХ в. инвестиции в проектирование и строительство солнечных электростанций в заведомо выгодных по климату условиях Африки с последующим реэкспортом полученных усовершенствованных технологий ВИЭ в Европу [5, 7]. Кроме того, Масдар – это еще и место получения практических навыков и инновационного образования для архитекторов, знаний о технологиях ВИЭ с возможностью организации в реальном времени деловых операций и игр, связанных с процессом проектирования [8]. Это даст возможность как вести курсы повышения квалификации архитекторов, так и осуществлять переподготовку специалистов при одновременном внедрении и апробировании новых изобретений и различных вариантов интегрирования технологий ВИЭ в архитектуру зданий [9].

Особенностью архитектуры г. Масдар являются ажурные конструкции, закрывающие на уровне крыш почти все улицы города, определяя пространство устойчивых пешеходных коммуникаций, и позволяющие даже в жаркий полдень осуществлять солнце-защиту и аэрацию прохладным воздухом (рис. 2) [10]. Эта масштабная конструкция навеса обеспечит локальный климат за счет эффекта температурной конвекции при защите от перегрева [11], что значительно сократит затраты энергии на кондиционирование зданий города [3]. Для оптимального баланса света и тени улицы города ориентированы на северо-восток и юго-запад [6].

Охлаждение зданий достигается за счет уже известных на других экопоселениях пассивных методов, таких как использование материалов с большим коэффициентом теплопроводности, утилизация избытка энергии в системах солнечной энергетики; как дополнение в проекте предусмотрена естественная вентиляция воздуха от рабочих органов ветрогенераторов [6, 7]. Здоровая среда Масдара как экопоселения, в свою очередь, позволяет в дальнейшем предусмотреть развитие курортной функции и организовать высококачественный отдых для местного населения и туристов. Эта тенденция была выявлена на примере других экопоселений и является значимой в их развитии [12].

Как полностью экологичный, г. Масдар должен быть самообеспечивающимся даже на стадии строительства. Поселение уже сейчас строится, и это осуществляется в два этапа: вначале возводится центральная солнечная электростанция, которая впоследствии станет опорой для второго этапа основного строительства [1].

В черте города будет полностью отсутствовать транспорт, производящий выбросы углекислых газов. Выбросы будут сокращаться за счет поощрения проезда общественным электротранспортом, совместного использования автомобилей, экологичных моделей электромобилей. Автомобили с бензиновыми двигателями запрещены в Масдаре, при этом жители будут передвигаться на специально запроектированном автоматическом индивидуальном электротранспорте в виде 4-местных кабин с автопилотом [1]. Таким образом, формируется интеллектуальная транспортная система, органично вписанная в архитектуру поселения.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что г. Масдар не только один из первых в мире среднемасштабных безуглеродных экогородов, запроектированных с учетом всех особенностей климата, традиций страны, энергоэффективности и экологии, но и огромный шаг на пути к здоровой среде для населения. Британский проект «Инициатива Масдар» применяет системы климатических зданий и комбинирует атриумную архитектуру с солнцезащитными экранами и оригинальное оформление в архитектурном облике встроенного оборудования для выработки энергии из возобновляемых источников. Таким образом, в серьезных масштабах реализуется экостроительство и формируются природоподобные системы городского обеспечения с приданием статуса всему поселению объекта градостроительной и архитектурной бионики [13]. Это, в свою очередь, означает, что в принципе возможно сохранение окружающей среды и существование современной архитектуры в содружестве с природой на основе поддерживающих природоподобных систем архитектурных образов, взаимосвязанных с потоками воды, энергии, флоры, фауны и информации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ecology.md [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecology.md/page/stroitelstvo-sovremennyh-ekogorodo.
  2. Табунщиков Ю. А. Умные безуглеродные города и здания с нулевым энергопотреблением [Электронный ресурс] // Журнал АВОК. – 2010. – № 5. – С. 58–59. – Режим доступа: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=6535.
  3. Первый в мире экогород Masdar City [Электронный ресурс] // Сантехника. – 2010. – № 5. – С. 58–59. – Режим доступа: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=4754.
  4. Поляков И. А., Ильвицкая С. В. Тезаурус архитектурного менталитета XXI века // Архитектура и строительство России. – 2016. – № 1-2. – С. 166–167.
  5. Дуничкин И. В. Территориальное планирование с учетом возобновляемых источников энергии // Архитектура и строительство России. – 2013. – № 8. – С. 12–19.
  6. Masdar City Free Zone and Science & Technology Park [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.abudhabi.ae/portal/public/en/business/business_support_and_advice/business_information_studies.
  7. Shepovalova O., Strebkov D., Dunichkin I. Energetically independent buildings of the resort-improving and educational-recreational complex in ecological settlement Genom // World Renewable Energy Forum : Including World Renewable Energy Congress XII and Colorado Renewable Energy Society (CRES) Annual Conference. – 2012. – Pp. 3767–3772.
  8. Ильвицкая С. В., Петрова Л. В., Булгако-ва Е. А. Опыт и предпосылки разработки деловых игр для обучения архитекторов // Architecture and Modern Information Technologies. – 2015. – № 2(31). – С. 7.
  9. Саркисов С. К., Ильвицкая С. В., Петро-ва Л. В., Булгакова Е. А. Инновационные технологии в контексте творческого обучения архитекторов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2015. – № 4(124). – С. 45–51.
  10. Дуничкин И. В., Кругликов Е. В. Анализ пешеходных коммуникаций многофункциональных комплексов // Промышленное и гражданское строительство. – 2011. – № 9. – С. 46–48.
  11. Поддаева О. И., Дуничкин И. В., Прохо-рова Т. В. Влияние пространственной организации реконструируемой жилой застройки на ветроэнергетический потенциал среды // Вестник МГСУ. – 2013. – № 2. – С. 157–165.
  12. Дуничкин И. В. Развитие экологических поселений. Курортно-оздоровительные и образовательно-рекреационные комплексы // Архитектура и строительство России. – 2012. – № 2. – С. 16.
  13. Ильвицкая С. В., Поляков И. А. Этапы развития архитектуры и природы как единой системы // Естественные и технические науки. – 2014. – № 11-12(78). – С. 443–444.

Метки: Строительство и архитектура