« Гидролиз солей. Реакции ионного обмена ». Практическая работа №2, 11 класс
« Гидролиз солей. Реакции ионного обмена ». Практическая работа №2, 11 класс
Цель: на основании понятий степени электролитической диссоциации, сильных и слабых электролитов, а также классификации солей по составу уметь объяснять процесс гидролиза солей в водных растворах и записывать уравнения гидролиза солей, в составе которых есть один ион слабого основания или слабой кислоты.
Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа работы .
Ход рабоы:
Опыт№1. Реакция растворов различных солей.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: 10% – ные растворы K2CO3, Al2(SO4)3, KNO3; H2O – дистиллированная, лакмус
- В четыре пробирки налейте по 2 -3мл: в первую – дистиллированной воды, во вторую – раствор карбоната калия, в третью – раствор сульфата алюминия, в четвертую – нитрата натрия. В каждую прилейте по несколько капель раствора лакмуса (или синей лакмусовой бумажки). Сравните окраску лакмуса в растворах солей с его окраской в воде.
- Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.
- Результаты работы оформите в таблицу №12
Номер пробирки |
Формула растворенного вещества |
Цвет лакмуса |
Реакция среды |
рН (больше или меньше 7) |
Подвергается ли соль гидролизу? Уравнения гидролиза |
Опыт№2. Влияние температуры на гидролиз ацетата натрия
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички.
Реактивы: 10% – ный раствор NaC2H3O2 – ацетат натрия, раствор фенолфталеина.
- К 3 -4мл раствора уксуснокислого натрия прибавьте 1 -2 капли фенолфталеина и нагреть до кипения. Обратите внимание на появление розовой окраски, исчезающей при охлаждении раствора.
- Составьте ионное и молекулярное уравнения гидролиза уксуснокислого натрия. Объясните наблюдаемое явление, имея ввиду, что фенолфталеин служит индикатором на ионы ОН .
- Оформите работу.
Что делали | Что наблюдали |
Уравнения реакций гидролиза |
Выводы |
Опыт№3. Растворение цинка в продукте гидролиза хлорида цинка (II).
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: 10% – ный раствор ZnCl2, Zn – гранулированный, раствор лакмуса
- Налейте в пробирку 3 – 4мл раствора хлорида цинка (II). Испытайте реакцию среды лакмусом.
- В раствор опустите кусочек цинка и нагрейте. Наблюдайте выделение пузырьков водорода.
- Составьте ионные и молекулярные уравнения: а). гидролиза ZnCl2,
б). взаимодействие цинка с продуктом гидролиза.
- Оформите работу.
Опыт№4. Полный гидролиз.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: 10% – ные растворы Al2(SO4)3, Na2CO3.
- К 1 – 2 мл раствора сульфата алюминия Al2(SO4)3, прилить такой же объем раствора соды Na2CO3 .
- ·Наблюдайте выделение углекислого газа и образование осадка Al(OH)3.
- Написать молекулярные и ионные уравнения совместного гидролиза взятых солей.
- Оформите работу.
- Запишите общий вывод по работе.
О. И. Шищенко, Матвеево-Курганская СОШ №2, п. Матвеев-Курган, Ростовская область