Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Поле чудес. Обобщение материала по теме «Металлы»

Поле чудес. Обобщение материала по теме «Металлы»

Цель: усвоение материала во время игры, основанное на эмоциональном восприятии; сообщение новой информации, исключая перегрузки учащихся; развитие соревновательного духа, что не оставляет ребят равнодушными.

  1. Отборочный тур.

(Проводится на последнем рабочем уроке по теме в каждом классе параллели. )

Вопросы отборочного тура:

для различных химических процессов?

электрического тока?

металлов?

осуществляемый под действием электрического тока?

окружающей среды?

По результатам отборочного тура выбираются три тройки игроков. (Обычно это ученики из трех параллельных классов. )

На барабане предусмотрены такие сектора: «?»-вопрос (2 балла), «↔»-уравнение реакции (4 балла), «Ф»-формула (2 балла).

Игрок крутит барабан и, перед тем, как назвать букву или слово, он должен выполнить задание выпавшего сектора, зарабатывая баллы.

Если игроки не могут отгадать слово, зрители могут сделать им подсказку в виде загадки, формулы и т. п.

  1. Слова для игры:

Для первой тройки игроков: Металл, который алхимики считали «душой всех металлов» и «корнем всех веществ». (Ртуть. )

Для второй тройки игроков: Название какого металла переводится с латинского языка как «утренняя заря»? (Золото. )

Для третьей тройки игроков: Какой из семи металлов древности символизировал сны, раны, грабежи? (Серебро. )

Для финального тура: Этот металл академик А. Е. Ферсман назвал «металлом красных огней». (Стронций. )

  1. Задания для секторов:

Сектор «?»:

  1. Какие металлы можно расплавить на ладони? (Галлий, цезий. )
  2. Назовите самый древний сплав. (Бронза. )
  3. Какой металл самый легкий? (Литий. )
  4. Какой металл самый тяжелый? (Осмий. )
  5. Какой из металлов имеет самую высокую температуру плавления? (Вольфрам. )
  6. Это металл используют для производства зеркал, так как он хорошо отражает лучи света. (Серебро. )
  7. Вещества, которые останавливают коррозию металлов. (Ингибиторы. )
  8. Металлы, входящие в состав сплава для изготовления типографского шрифта. (Свинец и олово. )
  9. Металл, ставший причиной гибели Древнего Рима. (Свинец. )
  10. Металл, погубивший экспедицию Р. Скотта к Южному полюсу. (Олово. )

Сектор «↔»:

  1. В цепочке превращений Mg → ? → MgCO3 пропущен
  2. Как называется способ получения металлов по уравнению:

Cr2O3 + 3H2→ 2Cr + 3H2O?

  1. Напишите пример уравнения реакции получения металла алюминотермическим способом.
  2. Напишите пример уравнения реакции взаимодействия щелочного металла с водой.
  3. Напишите пример уравнения реакции получения щелочи.
  4. Напишите пример уравнения реакции взаимодействия алюминия с кислотой.
  5. Напишите пример уравнения реакции взаимодействия металла с солью.

Сектор «Ф»:

  1. Назовите вещество:
  2. Назовите вещество: СаСО3.
  3. Назовите формулу известковой воды.
  4. Назовите формулу силиката калия.
  5. Назовите формулу поташа.
  6. Какому металлу соответствует электронная формула: 1s22s22p63s2?

Т. Н. Колесникова, МБОУ Кашарская СОШ, с. Кашары, Кашарский район, Ростовская область