Использование частично-поискового метода обучения при изучении темы «Классификация неорганических веществ», 8 класс
Использование частично-поискового метода обучения при изучении темы «Классификация неорганических веществ», 8 класс
Цель: Изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения каждого класса, выявить основной принцип классификации сложных неорганических веществ.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация урока.
План:
- Актуализация знаний учащихся. Игра «Третий лишний»;
- Новая тема:
- Общая схема классификации сложных веществ;
- Понятия «оксиды», «кислоты», «основания», «соли».
- Классификация оксидов;
- Классификация кислот;
- Классификация оснований.
- Закрепление изученного материала.
Ход урока:
- Актуализация знаний учащихся. Игра «Кто лишний» (Слайд 1)
Выберите «лишнее» вещество:
А). Mg, H2O, NaCl, ZnO;
Б). Al2O3, CaCO3, H2, Ag2O;
В). BaSO4, I2, Ca, N2;
Г). Fe, S, Br2, C;
Д). Au, Ag, Cu, P.
– По какому принципу вы выделяли «лишнее» вещество? (простое, сложное вещество; металл, неметалл)
– Какие вещества называются простыми?
– Какие вещества называются сложными?
– На какие группы делятся простые вещества? (металлы и неметаллы)
2. Новая тема
С некоторыми группами сложных веществ мы уже знакомились при изучении свойств простых веществ.
– Вспомните, какие это вещества?
Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ.
Учащиеся записывают тему. (слайд 2)
В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того, чтобы легче было ориентироваться во всём многообразии.
– Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных? Какие общие части слова выделяют филологи? Какие разделы физики вы изучаете?
Химических веществ очень много, и чтобы ориентироваться в этом многообразии ученые классифицируют вещества
Основные задачи сегодняшнего урока– определить основной принцип классификация сложных веществ и научиться выявлять вещества каждого изученного класса из общей массы представленных формул.
– Какие группы веществ вы уже знаете? (неорганические и органические, простые и сложные).
На экране представлена схема классификации неорганических веществ (Слайд 3)
А также представлены формулы веществ соответствующих классов
Задание. Проанализируйте формулы данных веществ. Выявите общие черты. Дайте определение каждому из классов веществ
В конце– проверка, в ходе беседы выбор наиболее приемлемой формулировки. (слайд 4)
Каждый класс веществ можно разделить на ещё более мелкие таксоны
Задание. (слайд 5) Проанализируйте формулы данных оксидов. Какие элементы помимо кислорода входят в их состав?
Исходя из состава, оксиды можно разделить на:
- Основные– образованы атомами металлов и кислорода;
- Кислотные– образованы атомами неметаллов и кислорода.
Задание. Из перечня веществ выберите формулы основных оксидов, а затем-кислотных. Проверьте ответы. (Слайд 6)
Учащиеся видят противоречие– оксид марганца (II)– основный оксид, а оксид марганца (IV)– кислотный. Почему? Чем отличаются? (Валентностью)
Уточняются формулировки понятий «основные оксиды» и «кислотные».
Теперь рассмотрим кислоты. (слайд 7)
Задание. Проанализировать состав данных формул кислот. Что общего? Чем отличаются?
- Различно содержание кислорода– кислоты кислородсодержащие и бескислородные.
- Различно число атомов водорода– 1, 2, 3– кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трёхосновные.
Учащиеся записывают основные формулировки
Основания. Попробуем проанализировать состав этих веществ
Но перед этим решите уравнения реакций:
- CaO+H2O=
- CuO+H2O=
Почему не идет вторая реакция? (образуется нерастворимое вещество)
Все основания делятся на растворимые и нерастворимые.
Растворимые основания называют также щёлочи.
Учащиеся записывают основные формулировки
– Итак, по каким признакам можно классифицировать вещества?
Вывод: Таким образом, в основе классификации сложных неорганических веществ лежит их состав.
3. Закрепление.
Распределите вещества из приведённого перечня в соответствующие колонки таблицы. (слайд 8):
HCl, Fe2O3, CO, H2SO4, KBr, HNO3, H2S, Mg(OH)2 , NO, H3PO4, AgNO3, Pb(OH)2, HF, CaO, LiOH, CaCO3, Cu(OH)2, B2O3
ОКСИДЫ | КИСЛОТЫ | ОСНОВАНИЯ | СОЛИ |
А. В. Иванова, ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы