Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок "Окислительные свойства серной кислоты"

Урок "Окислительные свойства серной кислоты"

ЦЕЛИ:

– Продолжить знакомить учащихся с соединениями серы и их свойствами на примере серной кислоты;

– Конкретизация общих знаний учащихся о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знаний об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.

– Рассмотреть окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умение составлять ОВР, расставлять коэффициенты в них методом электронного баланса;

– Способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное);

– Прививать навыки самостоятельного получения знаний;

– Рассмотреть области применения серной кислоты.

Основные понятия: разбавленная и концентрированная серная кислота; окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса.

Средства обучения: мультимедийный проектор, слайд – фильм «Соединения серы (VI)»; сахарная пудра, концентрированная H2SO4, стакан, стеклянная палочка; видеозапись процессов взаимодействия серы с натрием и с кислородом; виртуальная химическая лаборатория.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный момент. Проверка знаний.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение темы, постановка цели урока.

Вопросы для фронтальной беседы с классом:

– Каково электронное строение атома серы? ( S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4 3d0

Поясняет, что согласно строению атома сера может проявлять свойства как окислителя, так и восстановителя. Для нее характерны валентность 2, 4, 6. Степени окисления: – 2, 0, +4, +6. Окислительная способность характерна для соединений серы со степенью окисления +6, восстановительные свойства проявляют соединения серы со степенью окисления -2. )

– Запишите химическую формулу серной кислоты. Определите степень окисления каждого элемента. (H2+S+6O4− 2)

II. Изучение нового материала

1. Вводная беседа о физических свойствах серной кислоты.

Серная кислота H2SO4

Физические свойства:

Безводная серная кислота H2SO4-это бесцветная маслянистая жидкость без запаха, смешивается с водой в любых отношениях, t пл. =10,30 С, t кип = 2960С, почти в два раза тяжелее воды =1,84 г/см3.

Обладает сильным водоотнимающим действием. Серная кислота очень едкое вещество:

– легко обугливает органически вещества;

Демонстрация: «Обугливание сахарной пудры концентрированной серной кислотой»

– при попадании на кожу вызывает сильнейшие ожоги.

При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.

При растворении серной кислоты нужно влить её тонкой струёй в воду и перемешать. Если воду влить в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с серной кислотой, может закипеть и выбросить брызги на лицо и руки.

2. Рассказ учителя об химических свойствах серной кислоты с элементами самостоятельной работы учащихся.

Химические свойства:

Химические свойства серной кислоты в значительной степени зависят от её концентрации. Для разбавленной кислоты характерны все общие для кислот свойства. H2SO4 – сильный электролит.

Какие свойства характерны для кислот?

Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует разбавленная серная кислота: серебро, алюминий, оксид марганца (II), оксид марганца (VII), гидроксид калия, сульфид железа(II), нитрат магния, нитрат бария, карбонат калия. Составьте уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

Серная кислота двухосновная. Образует два ряда солей: сульфаты (Na2SO4) и гидросульфаты (NaHSO4).

Используя таблицу растворимости, определите какие ионы связываясь с сульфат-ионами, образуют осадок (Ba2+, Sr2+, Ca2+, Ag+, Pb2+)

Качественная реакция. Для качественного обнаружения сульфатов используют растворимые соли бария. Образуется белый мелкокристаллический осадок сульфата бария, не растворимый в кислотах и щелочах.

3. Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она взаимодействует даже с малоактивными металлами и некоторыми неметаллами (углем, серой, фосфором)

Взаимодействие с металлами

LiMn

ZnPb H

Cu Ag

активные

средней активности

малоактивные

Ме + H2SO4конц МеSO4 + Н2О +

H2S-2

активные M

+

S0

средней активности М

+

SO2

малоактивные M

Концентрированная серная кислота не реагирует с благородными металлами и пассивирует Fe, Cr, Ni, Al!

– Составить реакцию взаимодействия магния с концентрированной серной кислотой:

4Мg + 5H2SO4 (конц. ) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O

Mg0-2e=Mg2+ 4 окисление, восстановитель

S+6 +8e= S-2 1 восстановление, окислитель

– Составить реакцию взаимодействия меди с концентрированной серной кислотой:

Cu + 2H2SO4 (конц. ) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Cu0-2e=Cu2+ 1 окисление, восстановитель

S+6 +2e= S+4 1 восстановление, окислитель

(самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка)

III. Подведение итогов урока

Итоговая беседа о специфических свойствах серной кислоты. Вопросы для беседы:

Что нового вы узнали о серной кислоте? (Концентрированная серная кислота, в отличии от разбавленной взаимодействует со всеми металлами, стоящими в ряду напряжения, как до водорода, так и после него. При этом выделяются различные серосодержащие соединения).

Вы открыли склянку с вязкой бесцветной жидкостью и увидели выделяющийся из нее белый дым. Когда в склянку опустили лучину, то ее конец обуглился. Какое вещество находиться в склянке? (Скорее всего, в склянке находится конц. серная кислота. Но для окончательного результата необходимо ее разбавить и провести качественную реакцию с хлоридом бария. )

Подведение итогов урока. Обсуждение оценок.

IV. Домашнее задание