Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Двухуровневый зачёт-вертушка по теме «Металлы», 9 класс

Двухуровневый зачёт-вертушка по теме «Металлы», 9 класс

Цель: проверить уровень знаний учащихся по теме, умение решать расчётные задачи.

Тип урока: по времени– завершающий, по дидактическим целям– дифференцированный контроль.

Оборудование: таблица Д. И. Менделеева, электрохимический ряд активности металлов, дифференцированные задания, маршрутные листы.

План проведения зачёта:

  1. подготовительный этап:
    • разработка дифференцированных заданий;
    • подготовка ассистентов;
    • разработка маршрутных листов.
  2. Зачёт. Станции:
    • Тест;
    • Теоретическая;
    • Химическая;
    • Металлургическая;
    • Расчётная.
  3. Оценивание.

Ход урока:

  1. 1. подготовительный этап.
  • В самом начале изучения темы вывешивается технологическая карта с основными требованиями и заданиями по двум уровням сложности (базовый, повышенный), по которым учитель готовит зачётные задания: теоретический вопрос, цепочка превращений, уравнения реакций получения, расчётная задача, тест.
  • Из наиболее успевающих учеников учитель готовит проверяющих, которые должны решить все задания своего этапа и проверить правильность решения у учителя. Или в качестве ассистентов могут выступить учащиеся11-х классов, так как углублённое обобщение темы « Металлы» в 11 классе по времени совпадает с её изучением в 9-ом классе.
  • Каждый ученик готовит к зачёту маршрутный лист:
ФИО ученика
Название этапа Очерёдность этапов уровень № задания Оценка Подпись проверяющего
1. тест
2. теоретическая
3. химическая
4. металлургическая
5. расчётная

Очерёдность движения указывает учитель на предыдущем уроке с таким расчетом, чтобы одновременно на каждом этапе находилось не более 5 человек.

На каждой «станции» – табличка с её названием и комплект заданий.

2) Зачёт.

Учащиеся заходят в класс с маршрутными листами, 6 чистыми листами, ручкой и идут на этап, который обозначен у них в маршрутном листе под №1. Ученики выбирают уровень задания, вытягивают билет, отвечают письменно или устно.

Вопросы 1 вариант 2 вариант

1. какой элемент относится к металлам:

а) Mg; б) S;

в) C; г) Не.

a) Si; б) H; в) Н; г)Br.
2. из приведенного перечня металлов: KCdCaCoMnLiAuZnMgCu Относятся к лёгким Относятся к тяжёлым

3. нетипичными для металлов является:

а) пластичность;

б) хрупкость.

а) электропроводность; б) диэлектрики.

4. с водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) K

б) Zn

в) Pb

г) Ag

а) Fe

б) Cu

в) Na

г) Hg

5. Самый

Легкоплавкий металл:

а) золото;

б) ртуть;

в) кальций;

г) железо.

Тугоплавкий металл:

а) натрий;

б) барий;

в) калий;

г) вольфрам.

6. Какое вещество нельзя использовать для получения железа из оксида

а) водород;

б) серу;

в) алюминий;

г) кобальт.

а) углерод;

б) медь;

в) цинк;

г) магний.

7. какой из металлов не взаимодействует с раствором соляной кислоты

а) магний;

б) железо;

в) серебро;

г) цинк.

а) платина;

б) кальций;

в) олово;

г) цинк.

8. Восстановительные свойства в ряду:

Слева направо:

а) усиливаются;

б) ослабевают;

в) остаются неизменными.

Na-Mg-Zn-Cu Ag-Fe-Al-K
9) Самый сильный восстановитель из предложенных

а) кальций;

б) цинк;

в) золото;

г) медь.

а) кобальт;

б) железо;

в) литий;

г) марганец.

  • Станция « Теоретическая».

1 уровень:

1. Особенности строения атомов металлов. Приведите примеры.

2. Какие физические свойства характерны для металлов?

3. Строение металлической кристаллической решётки. Показать на примере.

4. Какие химические свойства характерны для металлов? Приведите примеры.

5. Что такое алюмотермия? Приведите примеры.

2 уровень:

1. Сходство и отличия металлической связи от других видов связи.

2. Что такое коррозия, химическая коррозия? Примеры.

3. Что такое пирометаллургия? Приведите примеры.

4. Чем объясняется высокая пластичность, электропроводность металлов?

5. Чем объясняется теплопроводность, металлический блеск металлов?

  • Станция « Химическая».

1 уровень:

Закончите уравнения реакций:

1 ученик. а) Cu+O2 2 ученик. а) Zn+CuCl2 3 ученик. а) Na+I2

б) Mg+ H2SO4 б) Al+O2 б) Li+H2O

в) Na+H2O в) Ca+H2O в) Zn+HCl

4 ученик. а) Cu+S 5 ученик. а) Fe+HgSO4

б) Mg+H2O б) Na+Cl2

в) Sn+CuCl2 в) Ba+H2O

2 уровень:

Осуществите превращения:

  1. LiàLi2OàLiOHàLiNO3
  2. ZnàZnCl2àZn(OH)2àZnO
  3. CuàCuOàCuCO3àMgCl2
  4. MgàMgCl2àMgCO3àMgCl2
  5. KàKOHàK2CO3àKCl
  • Станция «Металлургическая»

1 уровень:

Закончите уравнения реакций:

1 ученик. а) Al2O3+H2 2 ученик. а) PbO+H2 3 ученик. а) CaO+H2

б) PbO+C б) Al2O3+C б) FeO+C

в) Zn+AgNO3 в) FeCl3+Mg в) HgCl2+Fe

4 ученик. а) FeO+H2 5 ученик. а) Fe2O3+H2

б) Fe2O3+Al б) PbO+Al

в) Cu(NO3)2+Zn в) Fe+SnCl2

2 уровень:

Получите металл восстановлением его из оксида при помощи H2, Al, C, CO:

  1. Fe (III)
  2. Cu (II)
  3. Zn (II)
  4. Pb (II)
  5. Sn (II).
  • Станция «Расчетная»

1уровень:

  1. Определить массу металла, который образуется при восстановлении 300 гр. оксида Сu(II) водородом.
  2. Определите массу металла, который выделится при восстановлении 500 гр. оксида Fe (II) алюминием.
  3. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии 260 гр. цинка с соляной кислотой
  4. Определите массу натрия, который потребуется для получения 80 гр. гидроксида натрия.
  5. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии 96 гр. магния с раствором серной кислоты.

2 уровень:

  1. Определить массу металла, который образуется при взаимодействии 300 гр. оксида цинка водородом, если массовая доля выхода металла составила 75%.
  2. Определите массу цинка, вступившего в реакцию с соляной кислотой, если при этом выделилось 20 л газа, что составило 95% от теоретически возможного.
  3. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии 300 гр кальция с соляной кислотой, если массовая доля выхода соли составила 80%.
  4. Определите объём газа, который выделится при взаимодействии 130 гр. цинка с раствором серной кислоты, если объёмная доля выхода газа равна 90%.
  5. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии магния с 300 гр. раствора серной кислоты, если массовая доля выхода соли 90%.

3) оценивание.

Проверяющий проставляет в маршрутном листе учащегося уровень, № задания и баллы за выполненную работу. Оценка выставляется как среднее арифметическое всех этапов.

А. В. Иванова, ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы