Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы. 8 класс
Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы. 8 класс
Тема 5. Вода. Основания (11 часов)
Урок 4. Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы.
Базовый учебник: О. С. Габриелян Химия 8 (по ФГОС 2).
Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе, номенклатуре, физических свойствах оснований, действии оснований на индикаторы.
Планируемый результат.
Предметные умения: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы: УМК О. С. Габриеляна для 8 класса, рабочие тетради, «Таблица растворимости кислот, оснований, солей», раздаточный материал: инструктивные карточки для экспериментальной группы и группы теоретиков (1 карточка на 2 человека), кластер «Применение оснований» в электронной презентации.
Лабораторное оборудование: для экспериментальной группы: штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус;
для работы в группах по 2 человека: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Приветствует обучающихся. Организует деление на 2 группы – группы экспериментаторов и теоретиков (распределение по желанию). |
Делятся на группы, знакомятся с раздаточным материалом к уроку. |
|
Задает вопросы:
Почему?
Раздает жетоны за полные правильные ответы. |
Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников. |
|
На слайде приводит список формул: CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI(OH)3 Задает вопросы фронтально.
Какие вещества вы не выписали из списка?
Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу?
( Электронная презентация) |
Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.
Самопроверка по эталону на слайде: 1балл – выписаны формулы простых веществ 1 балл – выписаны формулы оксидов 1 балл – правильно названы оксиды
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1 группа теоретиков работает с учебником 9 (§20, стр 118) по инструктивной карточке. Состав и номенклатура оснований. 2 группа экспериментаторов работает с инструктивной карточкой и набором для экспериментальной группы. (Приложение 1) Координирует и направляет работу групп. Проверка работы группы: 2 балла – успешный отчет о работе группы, тому кто представляет работу своей группы. Подводит к определению понятия щелочи, знакомит с «Таблицей растворимости кислот, оснований, солей»
In,K,,, ,F Организовывает эксперимент «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей»
|
Участвуют в обсуждении, контролируют и оценивают действия партнеров. Обобщают результаты своей деятельности, делают выводы о составе, номенклатуре и классификации оснований. А) первая группа уточняет состав оснований, правила номенклатуры, называет вещества на слайде; составляет формулы по названиям; Б) вторая группа знакомит с результатами эксперимента и сравнивает свою таблицу с эталоном на слайде предлагает кластер «Классификация оснований»
|
|
Называет формулы оксидов и оснований. NaOH, BaO, Cu(OH)2, SO2, Ba(OH)2, P2O5, Fe(OH)3, H2, KOH, LiOH |
Если названа формула щелочи, делают хлопок ладонями над головой. Если названо нерастворимое основание, хлопок ладонями перед собой. |
|
На доске размещает игровое поле «Третий лишний» CuO CO2 NaOH Ca(OH)2 KOH NaOH Cu(OH)2 KOH Fe(OH)3 гидроксид лакмус гидроксид калия натрия Оказывает помощь в случае затруднений. |
В группах по 2 человека выбирают лишнее вещество, отвечает группа, раньше всех сделавшая задание. Осуществляют анализ состава вещества, сравнение и классификацию. Обсуждают с партнером по группе результаты, делятся достигнутым с классом и учителем. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Записывает домашнее задание на доске. Базовый уровень: §20, стр119 упр. 5 а; повышенный уровень: составить игровое поле «Крестики-нолики» выигрышный путь «нерастворимые основания» |
Записывают домашнее задание в дневниках, делают выбор уровня и вида домашнего задания |
|
Предлагает выполнить контрольное тестирование (приложение 3). Берет тетради у 5-ти обучающихся и проверяет. Предлагает составить синквейн по материалу урока. Исходное слово – «основания» |
Отвечают на вопросы теста, взаимопроверка и самопроверка по эталону. Составляют синквейн. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Выставляет отметки: 1 балл – 1 жетон за точно сформулированный ответ на вопрос фронтальной беседы; 1балл – выписаны формулы простых веществ; 1 балл – выписаны формулы оксидов; 1 балл – правильно названы оксиды; 2 балла – успешный отчет о работе группы; 1 балл каждое верно выбранное лишнее вещество; 1 балл за каждый верный ответ в тесте (максимум – 3 балла) |
Самооценка работы на уроке: 9 – 10 баллов – «5» 7 – 8 баллов – «4» 5 – 6 баллов – «3» |
Приложение 1
Инструктивная карточка для теоретиков (группа 1)
- Прочитайте в учебнике в тексте §20 определение оснований. Сравните определение оснований данное в учебнике с определением, которое мы сформулировали в классе.
- Запишите определение оснований в тетрадь.
- Разберите по учебнику номенклатуру оснований.
- Пользуясь информацией, из учебника назовите основания: Ba(OH)2, Fe(OH)3, KOH, LiOH.
- Составьте формулы оснований по названиям: гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция
Инструктивная карточка для экспериментаторов
(группа 2)
- Проверьте наличие необходимого оборудования: штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в тетрадь в столбик, под каждым названием оставьте свободную строку.
- Рядом с названиями укажите цвет выданных оснований.
- Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. Опишите растворимость веществ в третьем столбике напротив названий соответственно.
- Сделайте вывод о растворимости оснований. Можно ли растворимость оснований считать критерием для классификации? Продолжите кластер:
Основания
по растворимости
Малорастворимые Ca(OH)2
Приложение 2
Инструктивная карточка для проведения эксперимент «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей»
- Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
- Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
- Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
Приложение 3
Контрольное тестирование
- Основанием является: 1)Na2ONaNO3O2NaOH
- Нерастворимым основанием является:
1)NaOH 2)Cu(OH)2 3)Ca(OH)2 4)KOH
- Фенолфталеин будет малиновым в растворе:
1)KOH 2)Cu(OH)2 3) K2O 4) H2O
Т. А. Климова, СОШ №2, г. Обоянь, Курская область