Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы. 8 класс

Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы. 8 класс

Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы. 8 класс

Тема 5. Вода. Основания (11 часов)

Урок 4. Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы.

Базовый учебник: О. С. Габриелян Химия 8 (по ФГОС 2).

Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе, номенклатуре, физических свойствах оснований, действии оснований на индикаторы.

Планируемый результат.

Предметные умения: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;

УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;

регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: УМК О. С. Габриеляна для 8 класса, рабочие тетради, «Таблица растворимости кислот, оснований, солей», раздаточный материал: инструктивные карточки для экспериментальной группы и группы теоретиков (1 карточка на 2 человека), кластер «Применение оснований» в электронной презентации.

Лабораторное оборудование: для экспериментальной группы: штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус;

для работы в группах по 2 человека: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Организационный

Приветствует обучающихся.

Организует деление на 2 группы – группы экспериментаторов и теоретиков (распределение по желанию).

Делятся на группы, знакомятся с раздаточным материалом к уроку.

  1. Актуализация знаний

Задает вопросы:

  1. Сколько известно на сегодняшний день химических элементов?
  2. Как вы думаете, чего больше: химических элементов или веществ?

Почему?

  1. Какую классификацию веществ вы уже знаете?
  2. Что такое простые вещества? Приведите примеры.
  3. Что такое сложные вещества?
  4. Что такое оксиды?

Раздает жетоны за полные правильные ответы.

Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников.
  1. Целеполагание и мотивация

На слайде приводит список формул: CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI(OH)3

Задает вопросы фронтально.

  1. Выберите из списка простые вещества.
  2. Выберите из списка оксиды и выпишите их в столбик.
  3. Назовите оксиды.

Какие вещества вы не выписали из списка?

  1. Сравните их состав, что общего и какие различия?

Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу?

  1. Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока.
  2. Демонстрирует слайды с эталонами ответов и темой урока

( Электронная презентация)

Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

  1. Выбирают из списка простые вещества.
  2. Выбирают из списка оксиды, называют их.
  3. Отдельно выписывают оставшиеся вещества, сравнивают их состав, выявляют черты сходства и различия.

Самопроверка по эталону на слайде: 1балл – выписаны формулы простых веществ

1 балл – выписаны формулы оксидов

1 балл – правильно названы оксиды

  1. Делают вывод о существовании нового класса веществ.
  2. Формулируют тему урока и его цели. Формулируют определение оснований.
Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Усвоение новых знаний
  2. Дает задания группам:

1 группа теоретиков работает с учебником 9 (§20, стр 118) по инструктивной карточке. Состав и номенклатура оснований.

2 группа экспериментаторов работает с инструктивной карточкой и набором для экспериментальной группы. (Приложение 1)

Координирует и направляет работу групп.

Проверка работы группы:

2 балла – успешный отчет о работе группы, тому кто представляет работу своей группы.

Подводит к определению понятия щелочи, знакомит с «Таблицей растворимости кислот, оснований, солей»

  1. Предлагает ребус

In,K,,, ,F

Организовывает эксперимент «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей»

  1. Демонстрирует слайд с кластером «Применение оснований»
  2. Выполняют работу в группах по инструктивным карточкам, обсуждают результаты работы вначале в своей группе, а затем делятся новыми знаниями со второй группой.

Участвуют в обсуждении, контролируют и оценивают действия партнеров.

Обобщают результаты своей деятельности, делают выводы о составе, номенклатуре и классификации оснований.

А) первая группа уточняет состав оснований, правила номенклатуры, называет вещества на слайде; составляет формулы по названиям;

Б) вторая группа знакомит с результатами эксперимента и сравнивает свою таблицу с эталоном на слайде предлагает кластер «Классификация оснований»

  1. Разгадывают ребус. Выполняют эксперимент «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей». Работают с инструктивной карточкой (приложение 2) и набором: растворы гидроксида натрия, метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
  1. По кластеру «Применение» (Приложение 3) знакомятся с применением оснований.
  1. Физическая пауза

Называет формулы оксидов и оснований.

NaOH, BaO, Cu(OH)2, SO2, Ba(OH)2, P2O5, Fe(OH)3, H2, KOH, LiOH

Если названа формула щелочи, делают хлопок ладонями над головой. Если названо нерастворимое основание, хлопок ладонями перед собой.
  1. Организация первичного контроля (выявления уровня качества знаний и способов действий и их коррекция)

На доске размещает игровое поле «Третий лишний»

CuO CO2 NaOH

Ca(OH)2 KOH NaOH

Cu(OH)2 KOH Fe(OH)3

гидроксид лакмус гидроксид

калия натрия

Оказывает помощь в случае затруднений.

В группах по 2 человека выбирают лишнее вещество, отвечает группа, раньше всех сделавшая задание. Осуществляют анализ состава вещества, сравнение и классификацию. Обсуждают с партнером по группе результаты, делятся достигнутым с классом и учителем.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Информация о домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске. Базовый уровень: §20, стр119 упр. 5 а; повышенный уровень: составить игровое поле «Крестики-нолики» выигрышный путь «нерастворимые основания»

Записывают домашнее задание в дневниках, делают выбор уровня и вида домашнего задания
  1. Рефлексия

Предлагает выполнить контрольное тестирование (приложение 3).

Берет тетради у 5-ти обучающихся и проверяет.

Предлагает составить синквейн по материалу урока. Исходное слово – «основания»

Отвечают на вопросы теста, взаимопроверка и самопроверка по эталону. Составляют синквейн.
Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Подведение итогов урока

Выставляет отметки:

1 балл – 1 жетон за точно сформулированный ответ на вопрос фронтальной беседы;

1балл – выписаны формулы простых веществ;

1 балл – выписаны формулы оксидов;

1 балл – правильно названы оксиды;

2 балла – успешный отчет о работе группы;

1 балл каждое верно выбранное лишнее вещество;

1 балл за каждый верный ответ в тесте (максимум – 3 балла)

Самооценка работы на уроке:

9 – 10 баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 – 6 баллов – «3»

Приложение 1

Инструктивная карточка для теоретиков (группа 1)

  1. Прочитайте в учебнике в тексте §20 определение оснований. Сравните определение оснований данное в учебнике с определением, которое мы сформулировали в классе.
  2. Запишите определение оснований в тетрадь.
  3. Разберите по учебнику номенклатуру оснований.
  4. Пользуясь информацией, из учебника назовите основания: Ba(OH)2, Fe(OH)3, KOH, LiOH.
  5. Составьте формулы оснований по названиям: гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция

Инструктивная карточка для экспериментаторов

(группа 2)

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в тетрадь в столбик, под каждым названием оставьте свободную строку.
  2. Рядом с названиями укажите цвет выданных оснований.
  3. Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. Опишите растворимость веществ в третьем столбике напротив названий соответственно.
  4. Сделайте вывод о растворимости оснований. Можно ли растворимость оснований считать критерием для классификации? Продолжите кластер:

Основания

по растворимости

Малорастворимые Ca(OH)2

Приложение 2

Инструктивная карточка для проведения эксперимент «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей»

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
  2. Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
  3. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  4. Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?

Приложение 3

Контрольное тестирование

  1. Основанием является: 1)Na2ONaNO3O2NaOH
  2. Нерастворимым основанием является:

1)NaOH 2)Cu(OH)2 3)Ca(OH)2 4)KOH

  1. Фенолфталеин будет малиновым в растворе:

1)KOH 2)Cu(OH)2 3) K2O 4) H2O

Т. А. Климова, СОШ №2, г. Обоянь, Курская область