Тема: Свойства предельных одноатомных спиртов, 10 класс
Тема: Свойства предельных одноатомных спиртов, 10 класс
Данный урок разработан с использованием информационных технологий (ИТ).
Важной задачей является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию.
Информационные технологии относятся к классу технологий, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.
Главной отличительной особенностью ИТ обучения является использование компьютера в качестве комплексного средства обучения.
Современные компьютерные технологии позволяют:
– использовать видеофрагменты, анимации с их остановкой, анализом, комментарием.
– многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения.
– автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок.
Для информационной поддержки урока используются материалы:
1. Коллекция единых цифровых образовательных ресурсов.
2. Диски «Открытая химия», «Виртуальная лаборатория».
3. Электронный ресурс Просвещение».
4. Презентации учащихся, материалы других химических сайтов и др.
Эти материалы можно использовать на любом этапе урока. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время.
Практика использования ИТ подтвердила, что интерес к предмету у учащихся повысился.
Тема урока: Свойства предельных одноатомных спиртов».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи:
– получение новых знаний по теме «Спирты: физические и химические свойства».
– развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной работы, умения анализа , обобщения и систематизации учебной информации.
– воспитание аккуратности при выполнении лабораторной работы, соблюдения правил ТБ.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация к уроку, видеофрагменты из коллекции Единых цифровых ресурсов (ЕЦОР), флэш-анимации . Дидактический материал: тесты, проверочные работы; для лабораторной работы: образцы этилового, пропилового, бутилового спиртов, спиртовка, медная проволока; для демонстрационного опыта-куриный белок.
Ход урока:
1. Организационный момент – организация учащихся на урок, определение темы и задач урока.
2. Повторение материала прошлого урока:
– фронтальная работа: номенклатура предельных одноатомных спиртов, изомерия предельных одноатомных спиртов (флэш-объекты из ЕЦР №1706 и №1707).
– проверочная работа ( приложение1 ).
3. Изучение нового материала.
а) физические свойства спиртов: (работа в малых группах – выполнение лабораторной работы): агрегатное состояние, запах, растворимость в воде.
На столах учащихся образцы спиртов, вода, табл. №9 из учебника (стр. 142).
– водородная связь в спиртах (флэш-анимация №125355 из ЕЦОР)
б) действие спиртов на организм: (приложение №2), демонстрационный опыт (действие этилового спирта на куриный белок), выступление учащегося.
в) Химические свойства спиртов (работа в парах)
1) Взаимодействие с металлическим натрием (проявление кислотных свойств): видеофрагмент №33724 ЕЦОР, табл. 10 из учебника ( стр. 151 ), лаб. опыт (прложение3).
2) Окисление спиртов:
– горение (видеофрагмент №54506 ЕЦОР)
– окисление оксидом меди (2) – лаб. опыт 2 ( приложение3)
3) Взаимодействие с галогенводородом (видеофрагмент №33667 ЕЦОР, табл. 10 учебника)
4) Дегидратация предельных одноатомных спиртов :
– внутримолекулярная
– межмолекулярная (лаб. опыт, табл. 10 учебника)
4. Первичная проверка знаний. Делаются выводы, выполняется индивидуальная самостоятельная работа (приложение 4).
5. Рефлексия.
– что узнали нового, значимого для себя.
– в чем испытали затруднения?
6. Домашнее задание: выучить свойства спиртов, выполнить №3,5 параграф 24, составить синквейн слово «спирты».
Приложение 2
Ответьте на вопросы
1. Как изменяются физические свойства предельных одноатомных спиртов в гомологическом ряду с увеличением молекулярной массы?
2. Почему среди спиртов нет газообразных веществ, а только жидкости и газы?
3. Чем объясняется растворимость спиртов в воде?
Действие спиртов на организм
Этиловый спирт на человека оказывает ярко выраженное и очень быстрое наркотическое воздействие. Мгновенно проникая через слизистые ткани рта в кровь и далее мозговые ткани, спирт вызывает ощущение теплоты (расширяются кровеносные сосуды, понижается давление крови) и успокоения, снимает заторможенность и контроль над речью. Некоторым от приема спирта хочется спать. Другие, наоборот, становятся смелыми и начинают буйствовать.
Наркотическое действие этилового спирта объясняется блокированием нервных центров, отвечающих за поведение человека и насыщением крови углекислым газом, создающим ощущение сытости и благополучия.
При содержании спирта 0,1% в крови человек уже не может управлять автомобилем. При 0,25% алкоголя в крови человек теряет координацию движений, а при 0,35% – происходит полная потеря ощущений, а при 0. 4% – наступает смерть.
Степень алкогольной зависимости очень индивидуальна. Особенно опасно действие алкоголя на молодой организм. Еще более опасно употребление спиртного женщинам, ждущим ребенка и кормящим грудью. Статистика показывает, что в будущем ребенок почти наверняка станет алкоголиком.
Алкоголизм – социальная болезнь (сообщение ученика).
Приложение 3
Лабораторная работа
Химические свойства этилового спирта
1. Изучение кислотных свойств спиртов
В пронумерованных пробирках находятся щелочь (№1), кислота (№2), вода (№3). Испытайте эти вещества лакмусовой бумажкой. Опустите лакмусовую бумажку в этиловый спирт. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
2. Реакции окисления
– Каков характер горения этанола? Запишите уравнение этой реакции. К какому типу химических реакций относится горение?
– Сильно накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль на конце медную проволоку. Не давая остыть, опустите ее в стаканчик с этиловым спиртом. Проделайте это несколько раз. Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с медной проволокой? б) изменился ли запах? Составьте уравнение реакции.
3. Реакции дегидратации
– Вспомните, каким способом получают этилен в лаборатории? Запишите уравнение реакции. Определите ее тип.
– К 1мл спирта добавьте несколько капель Н2SO4 (конц. ). Слегка подогрейте смесь. Осторожно вылейте содержимое пробирки в стакан с водой. Обратите внимание на запах. Это диэтиловый эфир (медицинский эфир).
Литература:
– «Химия 10», учебник под редакцией Н. Е. Кузнецовой, М. , Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
– Гара Н. Н. Химия. Уроки в 10 классе, М. , Просвещение, 2009
– Радецкий А. М. и др. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя, М. , Просвещение, 2000г.
– Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов http://school-collection. edu. ru/regional-collections/
Н. П. Панюкова, МОУ "СОШ" с. Большелуг, Корткеросский район, Республика Коми