Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства». Технология критического мышления

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства». Технология критического мышления

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства». Технология критического мышления

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий "химия ", "вещество", "химический элемент", "простые вещества ", "сложные вещества", "свойства веществ".

Задачи урока:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: раздаточный материал (опорный конспект), листы ватмана, таблички с изображением атомов разных видов, цветные карточки-смайлики, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта (дихромат аммония, спирт, лучина, спички, асбестовая сетка), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Стадия вызова (ликвидация чистого листа):

Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

– индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради составляют кластер "Что я сам знаю о химии? "(рис. 1):

Рис. 1. Кластер "Что я сам знаю о химии? "

– работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер новыми понятиями.

– "защита схемы" – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос "Что мы вместе знаем о химии?". Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.

  1. Стадия осмысления – используется метод "инсерта". Каждому учащемуся раздается опорный конспект для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 5 минут:

"V" – то, что уже известно;

"--" -– противоречит вашим представлениям;

"+" -– новое;

"?" – хочу узнать.

Ребята маркируют тексти дополняют свой кластер новыми понятиями.

После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске.

По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (15 минут):

  1. вещества – физические тела: на доске два столбика -

вещества физические тела

На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш, уголь, чашка, дерево, вода, алюминий, вилка, парта, гвоздь, железо, кольцо, золото, сода, пластмасса, хрусталь )

Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: подытожить – что такое вещество (то, из чего состоят физические тела).

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3

Карточка 4 Карточка 5

Учащиеся выходят в свободное пространство класс (около доски, сзади парт и т. п. ).

По команде "Атомы хаос" – атомы двигаются; по команде "простое вещество " – учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; "сложное вещество" – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т. д. )

  1. свойства веществ: демонстрационный опыт – "извержение вулкана"

Обсуждение: каким свойствами обладает вещество – дихромат аммония (оранжевый цвет, твердое, сыпучее, блеск, при нагревании разлагается)

  1. Стадия рефлексии (5 минут) – составление синквейна.

– перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

– составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

  1. Одно существительное;
  2. Два прилагательных;
  3. Три глагола;
  4. Крылатая фраза;
  5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

  1. Вещества;
  2. Увлекательная, сложная;
  3. Учить, изучать, удивляться;
  4. Лучше один раз увидеть, чем два услышать!
  5. Наука.

– прослушиваем синквейны учащихся.

Д. З. параграф №1

4. Анализ настроения учащихся после урока: при выходе из класса учащиеся проходят через учительский стол, берут цветные карточки-смайлики (рис. 2) и кладут их на чашу весов с аналогичной рожицей. Анализируем, какое настроение учащихся перевешивает.

Рис. 2. Цветные карточки-смайлики.

Хозяин своей жизни тот, кто способен преодолевать свои настроения.

Химия Химия Удивительная, занимательная, интересная!!! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.

Но это не совсем так, химия – это сложная наука, полная формул и математики, таблиц и элементов. Но, в то же время, химия – наука опытов и чудесных превращений! Чтобы нам понять, с чем мы имеем дело, давайте разберемся, что такое химия.

Во-первых, химия – это наука!!! О чем? О веществах, их свойствах и превращениях.

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Химия – сложная наука, но удивительная сила влечет и влечет людей заниматься ею.

А что же такое вещество? Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Например, кусок льда – физическое тело, а состоит из воды – вещества; золотое кольцо – физическое тело, а состоит из золота – вещества.

Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 110 видов атомов.

Определенный вид атомов – химический элемент.

Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке (рис. 1), соединяться с такими же атомами (рис. 2) , соединяться с другими видами атомов (рис. 3).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

При соединении атомов одного химического элемента образуется простые вещества. Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

При соединении атомов разных химических элементов образуются сложные вещества. Сложные вещества – вещества, образованные атомами разных химических элементов.

Таким образом, химический элемент может существовать в трех формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Например, мы можем отличить железо от воды по их свойствам.

Ю. В. Тесник, МБОУ СОШ №26, г. Калуга