Тема урока « Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»
Тема урока « Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»
Цель урока: охарактеризовать взаимосвязь между классами веществ как единую систему мира.
Задачи: 1) раскрыть взаимосвязь между классами неорганических и органических соединений;
2) способствовать развитию представлений о диалектике природы– процесса усложнения и развития веществ;
3) продолжить развитие умений работать с химическими реактивами и оборудованием.
Ход урока:
- 1)Актуализация.
Слово учителя: весь материальный мир, который нас окружает состоит из бесконечного множества веществ, которые находятся в постоянной взаимосвязи между собой и едином происхождении. Это единство наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ.
Сегодня нам необходимо осуществить превращения некоторых соединений, отражающие генетическую связь веществ.
Давайте представим, что мы с вами работники Научно– исследовательского Института. Наш НИИ получил заказ:
- осуществить превращения соединений;
- рассмотреть химизм этих процессов:
а) условия проведения реакций;
б) вычисления по уравнениям соответствующих реакций.
Я – директор института, а вы мои коллеги. Перед выполнением опыта хочу проверить квалификацию своих сотрудников.
Предлагаю вашему вниманию тренировочное задание.
Задание№ 1
Осуществите цепочку превращений:
Fe FeCI2 FeCI3 Fe( OH )3 Fe2 O3 Fe
Задание № 2
Решите задачу:
При действии на сплав железа с медью избытка соляной кислоты выделилось 224 мл газа (н. у. ). Вычислите массу сплава, если известно, что железа в нем содержалось 20% по массе.
Ребята, выполнившие эти задания правильно и быстрее всех (4 учащихся), займут посты заместителей и заведующих лабораториями. Заместители будут экспертами и их задача заключается в выполнении заданий каждой лаборатории и контроль за правильностью выполнения этих заданий.
- Выполнение тренировочного задания . Ребята работают в тетради, а2 учащихся по своему желанию или по просьбе учителя работают на обратной стороне доски ( это поможет сэкономить время на его проверку. После проверки задания выбираются заместители и заведующие. Все ребята расходятся на гетерогенные группы ( с разным уровнем обученности и темпом работоспособности) и каждая лаборатория получает свое задание.
- 3адания для лабораторий:
- 5)Лаборатория № 1.
Осуществите следующие превращения:
Cu --– CuO --– CuSO4 --– Cu(OH)2 --– CuO --– Cu
Для осуществления цепочки превращений на парте у ребят дано необходимое оборудование и реактивы.
Решите задачу: Какой обЪем 10%-ного раствора азотной кислоты ( плотность1, 05 г\мл) потребуется для растворения меди массой 2,5 г ?
- Лаборатория № 2.
Осуществите следующие превращения:
CaC2 C2 H2 CH3 COH CH3 COOH CH3 COONa
Для осуществления цепочки превращений все реактивы и оборудование даны у ребят на парте.
Решите задачу:
При взаимодействии 0,18 г предельного альдегида с аммиачным раствором оксида серебра образовалось 0,54 г серебра. Определите молекулярную формулу альдегида.
- Ребята каждой лаборатории распределяют между собой задания и ответственных за их выполнение. Решение задач каждая лаборатория выносит на доску, а эксперты следят за ходом их выполнения.
- Превращения демонстрируются всему классу с пояснением условий протекания химических реакций.
- В конце урока все ребята, принимающие активное участие на уроке получают оценки.
Абрамова Людмила Павловна, МБОУ "СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н. П. ", г. Меленки, Владимирская область