Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи - ПОДПИСАТЬСЯ

Все будет … как

У тренера по тяжелой атлетике “тематический план”: столько-то часов на освоение веса 50 кг всеми учащимися, столько-то часов – на 60 кг. И т.д. Прошли положенные на “тему” часы – контроль, не справился совсем – “два”, поднял, но уронил – “три”, поднял, но не удержал положенное время – “четыре”, сделал все как надо – “пять”. После контроля со всеми учащимися независимо от оценок – к следующей теме. Очередной вес и троечник-то не может оторвать от пола, не говоря уж о двоечнике, но прохождение программы – это святое!!! Тут никаких отступлений быть не может, только вперед!!! Отдали бы мы свое дитя такому тренеру? А в школу, которая работает именно так? С другой стороны, некий ученик уже может поднять 100 кг, но – не высовывайся! Шагай по темплану со всеми! Поднимай положенные 50 кг… Хорошо, что тренеры так не работают, плохо, что учителя не могут работать так, как тренеры.

В самом деле, что делать, если 10%, 20% (обычные цифры), 40% (не так уж редко) учеников класса написали контрольную работу на "2"? Не очевидно ли, что идти далее с ними нельзя? И не видим ли мы на каждом шагу, что, в лучшем случае сделав так называемую “работу над ошибками”, учителя вынуждены шагать далее? Программа! Темплан!

Однажды восьмиклассникам дали работу по математике за четвертый класс на уровне обязательных результатов. Из 30 человек четверо что-то сделали, остальные – ни-че-го! Учительница, чуть не плача, говорит: "А что я могла? Я в пятом классе получила не пятиклассников, а чуть ли не первоклассников, а программа требует идти далее! С ними вернуться бы в начальную школу, да кто ж мне разрешит!?"

А если одним из основополагающих принципов положить такой: каждый ученик имеет право обучаться на таком уровне сложности и в таком темпе, который определяет он сам и его родители, советуясь с педагогами и психологами, а образовательная система обязана предоставить ему соответствующие возможности, объективно и точно фиксируя результаты? Если результаты ниже определенного уровня, то ученик “тренируется” до тех пор, пока не научится “брать вес”.

Думается, и педагоги, и родители, и учащиеся согласятся: хороший принцип. И тут же спросят:"А практически как его реализовать?" При той образовательной системе, которая существует ныне, при тех возможностях, которые имеет учитель и школа сейчас – почти никак. Но колоссальный рост возможностей компьютерной техники не вселяет надежду, нет – дает полную уверенность, что через сравнительно короткий срок (в одних странах лет через 10 или даже раньше, в других – через 20…) принцип будет реализован на практике в масштабах образовательной системы страны, а частично, экспериментально, по отдельным предметам (информатике, прежде всего) в отдельных школах – уже сейчас. Что нужно для реализации этого принципа?

Понимание того, что он следует из довольно очевидных утверждений: разница в интеллектуальной сфере между людьми много-много кратна; заставить человека получить хорошее образование невозможно, а вот система стимулирования (самого разного: от сугубо индивидуально-внутреннего до общественной атмосферы и государственной работы по точной фиксации результатов образовательной деятельности) может обеспечить огромный рост в этой сфере; компьютеризация, бурный прогресс в информационной сфере рано или поздно продиктуют глобальные изменения в образовании, думается, уже сейчас нерационально затевать какие-то долговременные реформы в этой сфере без надежного (более или менее) прогноза того, к чему приведет компьютеризация в жизни людей, общества.

Чтобы обеспечить соответствие образовательных требований с возможностями и потребностями учащихся, нужно:

  • по каждому предмету определить самый нижний уровень сложности и объема учебного материала и самый высокий на данный момент;
  • между нижним и высшим расположить несколько уровней, чтобы каждый ученик мог найти свой (думается, уровней этих не менее десяти должно быть), на котором он может и хочет учиться;
  • из всего набора учебных предметов определяется минимальный с нижним уровнем сложности по каждому предмету, понятно, что этим набором ограничится очень небольшая доля учащихся;
  • все достижения учащихся предварительно контролируются в школе, окончательно – в специальном экзаменационном центре (наподобие диагностических центров в медицине);
  • экзаменационный центр работает круглогодично (а не аврально в июне), это естественно, поскольку при иной организации учебного процесса учащиеся будут готовы к сдаче экзаменов по очередному уровню в разное время; по окончании срока бесплатного обучения этот центр выдает документ, где зафиксированы достижения учащихся в виде некоего числа, рейтинга по каждому предмету в отдельности и некий интегрированный рейтинг по всем; за его достоверность центр несет полную ответственность; рейтинг служит критерием конкурсного отбора в учебные заведения после школы; если оказывается, что рейтинг того или иного ученика не соответствует действительности, то принимаются соответствующие санкции к центру (уровень образованности населения – одно из самых больших богатств страны, ложь всех сортов и видов в этой сфере должна быть недопустима);
  • учебные заведения всех следующих после школы уровней (колледжи, техникумы, вузы) определяют нужный им набор предметов от общекультурных до специфических, определяют нижний уровень по каждому предмету (это означает, что учиться человек, имеющий такой уровень, в учебном заведении может, ниже – нет);
  • окончательный отбор в вузы и прочие учебные заведения – конкурсный, по рейтингам учащихся, подавшим заявления в учебное заведение (почти то же, что предполагает ЕГЭ, только без Э – итоговых экзаменов в школах, а с постоянной возможностью пройти контроль через экзаменационный центр); заявления, рейтинги – все через Интернет с подтверждением экзаменационных центров, через Интернет же виден ход конкурса; верхний слой (по рейтингу) принятых в студенты получает высокую стипендию, чем меньше рейтинг – тем меньше, начиная с некоторого уровня (допустимого для учебного заведения) обучение оплачивается студентом;
  • система образования должна быть нацелена на то, чтобы в конечном счете человек перешел на уровень самообразования с опорой на ресурсы учебных курсов на CD (DVD или иных), в какой-то части – на бумажных носителях (понятно, что как только найдется полноценный по физиологическим характеристикам электронный заменитель бумаги, она уйдет в прошлое); если учащийся показал свою готовность к самообразованию – давать ему право на свободное посещение школы (если это будет целесообразно с его и его родителей точки зрения);
  • школа – центр подготовки учащихся к очередной серии экзаменов; она организует лекции, консультации, тренинги, собеседования, предварительные контроли по каждому предмету и каждому уровню, заявленному учащимися, значит, нет деления на классы по возрастному признаку, есть образующиеся через определенные периоды временные группы по признаку потребности учащихся в помощи по тому или иному учебному курсу на том или ином уровне сложности; понятно, что одни учащиеся будут переходить из группы в следующую быстро, другие будут задерживаться;
  • олимпиады, конкурсы всех видов должны быть организованы и проводимы так, чтобы их результаты могли быть зафиксированы экзаменационным центром, им утверждаемы, они должны влиять на рейтинг учащихся, причем в зависимости от уровня олимпиады, того или иного конкурса влиять должны очень сильно; вообще, финансирование и вся работа с сильнейшими учащимися, а тем более – одаренными, должны иметь высший приоритет в образовательной сфере;
  • учитель отвечает за качество своей работы тем, что учащиеся, их родители приглашают для чтения лекций, проведения консультаций, тренингов и пр. подготовительной работы к экзаменам того или иного учителя, чем определяется объем его работы; от итогов экзаменов учащихся учитель в основном и получает квалификационный разряд;
  • оформление, достаточно быстрое уточнение, обновление учебных курсов, состоящих из теоретического материала, упражнений, тренинговых заданий, контрольных работ, контроль прохождения всего этого учащимися физически невозможен без компьютерной техники, без носителей информации типа CD, без возможности обмена информацией через Интернет, если бы не новые информационные быстро растущие возможности, обо всем вышесказанном говорить не стоило бы;
  • экзаменационный центр тоже не может работать, если огромная часть экзаменов (со временем все большая и большая) не будет проводиться через компьютеры, а за обычными “человеческими” экзаменами будет оставляться только то, что компьютеры пока делать не умеют (проверять сочинения, например, послушать речь ученика и пр.); возможно сочетание компьютерно-человеческого контроля, но лучше обеспечивать максимальную его независимость от проверяющих людей; опыт говорит, что для диагностирования очень многих слоев знаний, умений, навыков достаточно 10-15 минут на ученика, поэтому “пропускная способность” центров будет очень велика, думается одного такого центра достаточно на область с двухмилионным населением;
  • надо заметить, что новые информационные возможности должны очень сильно повлиять на содержание обучения; это отдельная очень большая тема, хочется заметить только, что имея спички, нелепо обучать людей разжигать огонь высечением искр при ударе камень о камень; если компьютер легко, мгновенно решает квадратные, например, уравнения, то учащиеся должны понимать, как он это делает (и математическую суть, и программистскую часть), а тренироваться в решении на бумаге – это камень о камень; то же самое можно сказать о построении графиков функций… и многом другом; все, что компьютер делает лучше человека – он и должен делать, освобождая человека для того, что компьютер лучше нас делать не может – этот принцип применим и в образовательной сфере, где освобождение ученика от многих когда-то необходимых, а ныне ненужных знаний, умений и навыков может принести огромную пользу;
  • надо сказать, что далеко не все может быть компьютеризировано (привить любовь к литературе, например, понимания, трудно оцениваемые в числах, важнее, чем какой бы то ни было рейтинг по литературе), не все может быть охвачено экзаменами с переводом итогов в рейтинг, у людей (учеников) не может не быть очень большой сферы свободной деятельности; школа должна ли заниматься организацией разных видов этой деятельности или школа должна быть только образовательным центром, иное же – иным организациям – вопрос;
  • из вышесказанного следует, что государство должно гарантировать не всеобщее среднее или основное образование (как можно гарантировать, что вы напоите лошадь, например?), а право каждому ученику определенное количество лет учиться за счет госналога (чуть было не написал “учиться бесплатно”, но мысль о том, что образование у нас было дармовое, что за него никто ничего совсем не платил и так быть должно вечно – хорошо вколоченная вреднейшая мысль, очевидно: оплата всегда была, есть и будет, население оплачивает либо через налоги, либо непосредственно, либо комбинируя в неких пропорциях то и другое).

Конечно, если образованность в стране будет на заднем плане, если учащийся может сказать учителю (врачу и т.д.) “Мой папка никакого вашего образования не имеет, а получает куда больше вас, и я буду тоже”, то…

Вся эта группа идей очень родственна тому, что было напечатано в журналах “Информатика и образование” (№6, 1996 г.) и “Открытая школа” (№1, 1997 г.) в моей статье “Давайте помечтаем”. Мечты пока не сбылись, но некоторое продвижение к ним заметно, компьютерная техника с тех пор сделала огромные шаги вперед, так что оснований с оптимизмом смотреть в будущее не убывает, напротив. Теперь от общего перейдем к частному, прямо связанному с тем, что написано выше, только в микроминиатюре.

С 1998-99 учебного года, опираясь на компьютерную программу, написанную на языке Pascal и по нынешним меркам довольно несовершенную, учебный процесс по информатике в нашей школе был организован так, что каждый учащийся мог идти по расписанному в программе плану в своем темпе, получая за прохождение материала баллы. Этот последний момент – один из важнейших для стимуляции учащихся. Учебный курс был один на всех, разница между учащимися состояла в темпе продвижения по учебному материалу. Не пройдя достаточно хорошо очередной контроль, ученик не мог двигаться дальше. Курс содержал теоретический материал, практические задания и тестирование либо чисто компьютерное, либо с участием учителя. О чем говорит накопленный за годы опыт?

Наибольший эффект такая система дает для сильнейших учащихся, она стимулирует их в очень высокой степени, они быстро уходят вперед и отрываются от остальных зачастую очень далеко. Я, честно говоря, перестал понимать, как можно учить по одному и тому же учебному материалу таких учащихся вместе со всеми одновременно, это означает только то, что в полной мере они свой потенциал не используют, а если используют в полной мере, то, значит, другим материал не по силам. Их отрыв от других иной раз ведет и к негативным последствиям: легко обеспечив себе “пять”, они теряют стимул и далее работают не с полной отдачей. Вот если бы экзаменационный центр фиксировал достижения в виде рейтинга, у которого нет потолка, если бы учащиеся из самой отдаленной деревни могли видеть себя по Интернету среди всех учащихся страны…

Слой тех, кто учится хорошо, не порождает существенных проблем: уровень их стимуляции достаточно высок, идут по учебному материалу они в своем хорошем темпе; некоторая часть, усердно работая, стремясь вверх, очень существенно усиливается и переходит в разряд сильнейших. Такой же переход, всплеск, я неоднократно наблюдал у тех, кто считался лентяем-разгильдяем. Иногда этот всплеск через время гас – иные интересы, привычки брали свое, нередко он закреплялся, и по информатике человек учился радикально иначе, чем по другим предметам.

Наблюдение за слоем учащихся с самыми малыми учебными возможностями приводит к мысли, что система образования настроена на издевательство над ними. Посмотрим на человека с компьютерных позиций: объем памяти, ее точность, цепкость, долговременность, быстродействие ума, алгоритмы, которыми наш мозг пользуется для решения тех или иных задач – все эти характеристики есть у компьютера и у человеческого мозга. Мощь компьютера определяет в очень высокой степени круг задач, которые можно решать с его помощью. Но даем ли мы задачи в соответствии с интеллектуальной мощью ученика? Да и кто ее как следует меряет? Знаем ли мы, что одному ученику для выучивания стиха нужно 10 минут, другому – 30, третьему и часа мало? Если знаем, то почему это никак в массовой работе школ не учитывается? Но как учитель в реальном учебном процессе может это сделать? С опорой на одни и те же тематические планы для всех – практически никак. А вот если расслоить учебный процесс на процесс для сильнейших, просто сильных … для учащихся с самыми малыми возможностями памяти, с малым быстродействием мозга – мы перестанем сдерживать развитие одних и издеваться над другими (и над учителями). Но (повторюсь) без компьютеризации (компьютер дома и в школе), без использования новых информационных возможностей, специальных компьютерных программ, задача не решаема.

С этого учебного года опорная компьютерная программа для преподавания информатики создана заново, она аккумулировала в себе все лучшие черты предыдущей, весь накопленный опыт прошлых лет. Вот важнейшие ее свойства:

  • выполненная на Delphi, она работает под Windows 95, 98, 2000, XP;
  • минимальные системные требования: процессор Pentium, 64 Мбайт ОЗУ;
  • при работе в школьном кабинете программа устанавливается на каждую машину, по сети идет только обмен информацией базы данных по учету достижений учащихся, по посещаемости (журнал);
  • эта программа – оболочка для учебного процесса, которую можно наполнить самым разным содержанием: по информатике, по математике, по физике, по истории …
  • самое необходимое для работы с программой учащиеся осваивают за несколько минут, остальное – по мере движения по учебному материалу;
  • для учащихся уровень сложности программы вряд ли выше, чем уровень сложности программы Paint, например; для учителя – несколько посложнее, но двух-трех часов на освоение, думается, вполне достаточно; создатели учебных курсов должны освоить еще некоторые дополнительные возможности программы;
  • поскольку программа работает с довольно большим информационным деревом, для которого предусмотрены обычные операции (копирование ветвей, удаление, перенос, копирование в файл, вставка из файла), в которой предусмотрены ссылки на другие узлы в данном дереве и ссылки на узлы в деревьях, находящихся в других файлах, то она сама может быть использована без наполнения для того, чтобы учащиеся выполняли разные учебные задания, например, по составлению сложных, ветвящихся планов, для планирования создания компьютерных программ, для классификаций и пр.;
  • если оболочку наполнить содержанием, оформленным должным образом, то можно обеспечить разноуровневое, максимально индивидуализированное обучение, при котором у каждого ученика есть возможность жить в учебном мире в соответствии со своими возможностями, что предполагает движение в своем темпе по посильному учебному материалу, при этом он видит свое место среди других, имея стимул для движения вверх;
  • программа предполагает, что после ее установки можно сразу работать, от учителя не требуется дополнительных усилий для того, чтобы вписать программу в учебный процесс, потому что в учебном компьютеризованном курсе должно быть, в идеале, все, что нужно, в частности, от учителя не требуется составления тематических и поурочных планов (пока что есть один учебный курс, сделанный для оболочки – один из возможных курсов компьютерной грамотности как части информатики, этот курс может служить неким ориентиром для создания других курсов, на материале этого курса и пишутся данные комментарии к оболочке);
  • программа дает учителям облегчение во многих и многих отношениях при высокой эффективности труда, которая зависит от личности учителя существенно меньше, чем было до сих пор; она дает возможность создавать свои собственные учебные курсы для себя и своих учеников или же для всех (программа называется Pas – это пас авторам учебников, ученым-педагогам, учителям для того, чтобы мы “забивали голы” в образовательном процессе - хорошо учили).

О некоторых деталях в устройстве программы (обо всем в статье рассказать трудно).

Все начинается с создателя учебного курса. Он разбивает учебный материал на слои от простейшего к максимально сложному. В главной части программы строится дерево, ветви которого определяются по уровням сложности и по темам. С каждым пунктом дерева может быть связан текст (который излагается либо во встроенном текстовом редакторе программы, либо иным образом, в Worde или PowerPointe, например). По желанию создателя к каждому абзацу текста может быть прикреплен графический файл (если текст дан во встроенном редакторе). Изучение учебного материала завершается тестированием. При создании тестов программа помогает создателю во многом. Вопросы теста можно связать с абзацами текста. Вопросы легко копируются, удаляются, переносятся. Тестирование возможно самых разных видов, в том числе графическое (покажите на карте такое-то государство, или покажите все тупоугольные треугольники, которые вы видите на рисунке, например), с учетом времени или без; определение времени на каждый вопрос теста можно осуществить путем измерения или просто интуитивным назначением (если создатель уверен в своей интуиции). Учебный процесс создатель может организовать так, что учащиеся будут в нужный момент повторять нужный для дальнейшего материал. Создатель каждому пункту дерева назначает уровень сложности и количество баллов за прохождение теста. Можно сделать такое балльное оценивание прохождения теста, при котором балл за тест будет определяться в зависимости от уровня сложности, от объема материала, от скорости прохождения теста, от количества ошибок в нем (можно ли все это представить себе без компьютеров?) – нужно ли это делать? Вероятно, нужно поступить так: на первых порах оценивание прохождение теста должно быть простейшим (сдан - не сдан), а позже – максимально точным, значит, довольно объемным.

Основная работа учителя – прием зачетов, когда это требуется (есть их разновидность, где без учителя пока никак не обойтись пока, а роль компьютера в том только, что итоги зачета записываются в базу данных автоматично, что тоже не так уж мало), организация учебной работы (кто с кем сидит, кто у кого принимает зачет, кто кого обучает и пр.), ведение журнала, организация сохранности данных. Учитель не может менять содержание учебного материала, систему тестирования, баллы, но журнал полностью ему подконтролен.

Учащиеся изучают учебный материал, готовятся к тесту в одиночку или опираясь на помощь товарища, сдают тест либо автоматический (компьютеру), либо назначенному учителем другому учащемуся (промежуточные тесты), который уже успешно его прошел, либо самому учителю (итоговые тесты), они могут просматривать базу данных (журнал), но, конечно, не могут ничего в ней менять.

В заключение: реализация того, о чем написано в первой части статьи – дело не скорое, но шаги в этом направлении можно делать уже сейчас, в частности, используя программу, о которой написано во второй части. Автор готов к сотрудничеству в этом деле.

Метки: Информатика, Общепедагогические технологии