Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование ИТ помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.

Современные ИТ позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, организации познавательной деятельности школьников.

Одной из основных задач современного образования является формирование у школьников объективных всесторонних знаний об окружающем мире. Важное место здесь занимают экономические знания. Экономике подросток учится не по расписанию, а постоянно, поэтому данная дисциплина способна оказать решающее влияние на формирование личности школьника, его социальную позицию.

Поддержать и развить интерес к предмету сложно. Работа по достижению данной цели может идти в разных направлениях. Одно из них – интеграция ИТ в экономические дисциплины.

На мой взгляд, представляет интерес такой вид межпредметных связей, когда интеграция строится с учетом тем смежного предмета (информатика), изучаемых параллельно с разделами базового курса экономики. Такой подход требует большой подготовительной работы, которая проводится в несколько этапов.

I. Выбор и согласование с учителем-предметником учебных тем, определение задач и целей интеграции. Построение изучения базового материала по экономике с максимальным использованием тем по информатике. Разработка соответствующих практических заданий, промежуточных выходных продуктов и проекта итогового программного продукта. Желательно, чтобы все полученные выходные работы были включены в базу методических материалов учителя-предметника и могли быть использованы для последующей работы.

II. Проведение обучения по плану, выработанному на предыдущем этапе. Реализация каждым учащимися на уроках экономики и информатики продукта, который впоследствии должен быть использован при проведении интегрированного урока. Следует заметить, что в процессе отладки и работы с программным продуктом на уроках информатики одновременно активно прорабатываются темы смежной дисциплины.

III. Планирование интегрированных уроков и их проведение с применением каждым учащимся изготовленного программного продукта. Методическое обоснование проведения интегрированных уроков учителем-предметником, так как только в таком случае внимание учащихся полностью концентрируется на темах и проблемах смежной дисциплины, а знания и навыки, полученные на уроках, являются инструментарием для решения поставленных задач.

Такой подход к интеграции позволяет:

1) выработать и закрепить навыки применения учащимися компьютера в различных учебных дисциплинах, самостоятельного создания и использования собственных программных продуктов;

2) предоставить возможность учащимся работать с разными видами и формами информации; способствовать лучшему усвоению материала смежной дисциплины;

3) обогатить базу методических материалов выходными работами учащихся;

4) способствовать росту опыта и мастерства учителей-предметников по применению компьютерных технологий.

На основе предложенного подхода в течение двух последних лет была проведена работа по интеграции ИТ и экономических дисциплин, которая выполнялась на протяжении двух учебных лет с 10-ми и 11-ми классами.

1. Были определены те предметные области знаний, которые в наибольшей степени соответствуют комплексному характеру поставленной учебной задачи.

2. Тщательно проработав программы по предметам “Основы экономики”, “Основы информатики и вычислительной техники”, “Основы менеджмента” и “Основы маркетинга” были отобраны темы, которые по содержанию дополняют друг друга.

3. При подготовке урока, на этапах постановки цели, задач урока, отбора материала особо тщательно продумывалось содержание практических заданий, творческих работ, деловых игр. Уделялось большое внимание интересам учащихся, их профессиональной ориентации

Компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к достижениям современной экономической науки, стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с развивающими играми, программами. Осуществляется определенная ориентация в профессиональной сфере. Работа в Internet повышает информированность школьников, развивает их общую культуру, знакомит с разнообразными подходами к ряду проблем.

В освоении компьютерных технологий учащимися предстоит преодолеть много трудностей, но наиболее сложным для них является приобретение навыка восприятия и представления самой разной информации в одном виде – компьютерном варианте. При работе по сбору информации школьники читают различную литературу, видят фильмы, знакомятся с энциклопедиями, рассматривают многочисленные иллюстрации и пр., но вместе с тем, столь разноликая информация, в конечном счете, становится в едином образе – компьютерного представления в виде текста, визуального ряда и анимации. Привести нужную информацию к этому виду можно с помощью компьютерных технологий, что является вполне самостоятельным этапом в работе.

Практика преподавания информатики позволила представить общий подход к использованию информационных технологий при изучении экономических дисциплин.

1. Тестовый процессор MS Word представляет учащимся богатые возможности художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице; придание впечатления объемности тексту; изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.

2. Использование презентационной графики (PowerPoint) позволяет дополнить текстуальные части творческой работы учащихся визуальным рядом: рисункам, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Поэтому работа над визуализацией информации нравится школьникам, и они бережно относятся к каждому фрагменту визуального ряда.

3. Приложение Excel позволяет внедрять в текстуальную часть творческой работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики.

4. Использование баз данных (MS Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной учащимися по определенным критериям.

Подготовка школьников к представлению информации с элементами анализа становится важной стороной в развитии навыков научного обобщения, сопоставления полученных данных.

Второй год работы показал, что у учащихся наблюдается положительная тенденция роста навыков применения компьютера и готовности его использования при решении задач. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная методика интеграции информатики с экономическими дисциплинами наряду с выработкой у учащихся навыков применения информационных технологий в общеобразовательных областях способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения.

Метки: Экономика