Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе "В гостях у гнома Эконома и Белки и компании"

Пояснительная записка

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; представлял назначение денег; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага и т. д.

В Центре внешкольной работы сложилась целая система преподавания экономики в начальной школе. В 5 базовых школах города в течение 7 лет педагоги Центра ведут уроки экономики.

Подробно изучив литературу по преподаванию экономики в начальной школе таких авторов, как И. Сасова, Л. Кларина, Т. Смирнова, А. Самохина, Т. Попова и других, я пришла к необходимости составления адаптированной к собственным условиям программы, которая бы отвечала современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Практика обучения по этой программе в течение пяти лет дает свои положительные результаты. Школьники успешно продолжают изучение экономики в среднем и старшем звене, являются постоянными победителями и призерами городских конкурсов и олимпиад по экономике.

Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учеников, моделировании различных ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, программа создает условия для развития не только экономического мышления, но творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Формируется представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

Ребята познают значение природного богатства для человека, проникаются бережным отношениям к природе и всем видам ресурсов.

Темы для изучения «Экономики» отобраны с учетом возрастных особенностей. Усвоению знаний помогают сказочные персонажи: Гном Эконом (2 класс), Белка и ее компания (3–4 классы). Увеличению самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении курса способствуют рабочие тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (2 класс.) и «Путешествие Белки и ее компании» в двух частях. (3–4 класс)

Учитывая возрастные особенности детей, на уроках используется большой наглядный материал, что способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.

Подробнее содержание программы раскрыто в Приложении 1.

Цель обучения: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
  • освоение простейших приемов выбора;
  • овладение элементарными экономическими расчетами;
  • понимание графиков и таблиц;

Развивающие:

  • развитие навыков принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;
  • умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
  • развитие творческого и логического мышления.

Воспитательные:

  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
  • формирование навыков коллективных действий;
  • стимулирование разносторонней активности детей.

Программа предназначена для обучения детей 2–4 классов, рассчитана на 3 года. Изучение курса «Экономика» целесообразно начинать во втором классе, когда дети в достаточной степени освоят навыки чтения и письма.

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся в форме факультативного урока 1 академический час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Формы обучения:

Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учащихся:

– моделирование различных ситуаций;
– выполнение творческих заданий;
– создание проектов.

Основные знания и умения:

Учащиеся начальной школы в процессе изучения экономики должны знать:

– какие бывают потребности
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги и их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов «;
– что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.

Учащиеся должны уметь:

– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Основные формы контроля:

– проверочные и самостоятельные работы;
– творческие задания;
– конкурсы и деловые игры;
– олимпиады.

Межпредметные связи:

Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.

Математика: Построение и чтение столбчатых и круговых графиков. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.

Русский язык: Написание сочинений. Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.

Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже.

Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.

Окружающий мир: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Города и страны.

Используемая литература:

Кузнецова О.С., Сасова И.А.

Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы» Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001 Экономика. Программа для 1-11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина. ж/л Экономика в школе; № 2, 2005. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1–11 классов. Московская экономическая школа.

Учебно-тематический план (I год обучения)


п/п

Темы

Количество часов
всего теория практика
1 Введение в экономику 1 1 -
2 Потребности 2 1 1
3 Источники удовлетворения потребностей 7 2 5
4 Домашнее хозяйство 4 - 4
5 Товары и услуги 6 1 5
6 Деньги 8 4 4
7 Маркетинг 4 1 3
8 Задачи от Гнома Эконома 2 - 2
Итого 34 часа 10 часов 24 часа

Учебно-тематический план (II год обучения)


п/п

Темы

Количество часов
всего теория практика
1 Знакомство с Белкой и ее компанией 2 1 1
2 Потребности 1 1 -
3 Торговля 12 4 8
4 Графики 3 1 2
5 Деньги 4 2 2
6 Занимательная экономика 5 - 5
7 Экономические задачи 5 2 3
8 Аренда 1 1 -
9 Банки. Вклады 1 1 -
Итого 34 часа 13 часов 21 час

Учебно-тематический план (III год обучения)


п/п

Темы

Количество часов
всего теория практика
1 Встреча в лесной экономической школе 1 - 1
2 Основы экономического развития 10 5 5
3 Реклама. Качество товара 4 2 2
4 Банки. Ценные бумаги 3 2 1
5 Штрафы 1 1 -
6 Деловая этика 1 1 -
7 История профессий 1 1 -
8 Налоги 2 1 1
9 Международная торговля 1 1 -
10 Экономические задачи 5 1 4
11 Занимательная экономика 5 1 4
Итого 34 часа 16 часов 18 часов

5.02.2012