Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Решение комплексной задачи по дисциплине "Налоги и налогообложение" в программе MS Excel

Аннотация: интегрирование экономических дисциплин и «Информационных технологий в профессиональной деятельности» позволяет приблизить студентов к реальной производственной ситуации и закрепить полученные знания по этим дисциплинам. Такой подход к проведению уроков усиливает междисциплинарные связи и позволяет применить систему знаний, умений и навыков, необходимых не только для производительного труда, но и для оперативной и правильной оценки сложившейся ситуации и принятия нужного решения, способностью анализировать и делать выводы в профессиональной деятельности, другими словами сформировать профессиональную компетенцию.

Цели урока:

  • Дидактическая: сформировать навыки самостоятельного применения знаний и умений в профессиональной деятельности по расчету налоговых платежей в программе Microsoft Excel.
  • Развивающая: формирование коммуникаций: умение высказывать и формулировать свои суждения, последовательно излагать собственные суждения о видении проблемы и принимать решение;
  • Воспитательная: развитие налоговой и информационной грамотности, ответственности в профессиональной деятельности.

Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков с элементами контекстного, проблемного обучения и модерации. Для сопровождения урока используется компьютерная презентация.

Вид урока: обобщающий практикум.

Форма проведения: индивидуальная, работа в парах.

Оснащение и организация рабочего места: Компьютерный класс из 15 ПК, на каждом из них приклеена цветная полоска – стикер, а на рабочем столе лежат: карта достижения цели, памятка студента, рейтинговая таблица оценки результатов и анкета. На доске приклеены 3 картинки – чемодан, мясорубка, корзина.

На экране, с помощью мультипроектора демонстрируется 1 слайд презентации, с темой урока.

Ход урока

I. Организационный момент

приветствие студентов, проверка отсутствующих, инструктаж по ТБ (слайд 1)

Цель: установление психологического настроя у студентов на работу

II. Инициация

представление темы и целей урока (слайды 1-3)

Цель: активизировать студентов к познавательной деятельности

Преподаватель: при трудоустройстве на работу по экономической специальности, одним из главных требований работодателя является – знание налогового кодекса и методик расчета налогов в прикладных и специальных программах. Сегодня мы выполним это требования работодателя, а также и другие требования, предъявляемые им – владеть системой знаний, умений и навыков, необходимых не только для производительного труда, но и для оперативной и правильной оценки сложившейся ситуации и принятия нужного решения, способность анализировать и делать выводы в профессиональной деятельности.

Но прежде, чем Вы начнёте демонстрировать свои способности, давайте вспомним про налоги. Мы с вами знаем, что налоги делятся на местные, региональные и специальные налоговые платежи (слайд 4).

  • Какие местные налоги вы знаете?
  • Какие региональные налоги вы знаете?
  • Какова особенность ЕСХН?
  • Налоговая база по этим налогам?
  • Назовите налоговые ставки этих налогов.

При ответе на эти вопросы идёт фронтальная беседа, и при правильном ответе, он, по щелчку мыши, появляется на слайде 4. Меняем слайд и продолжаем вопросы (слайд 5):

  • Каково назначение налогов? – формирование доходов бюджета
  • Куда расходуются налоговые платежи? – заработная плата работникам бюджетной сферы, строительство дорог, содержание детских садов и школ.
  • Как вы думаете, что произойдет, если не будет налогов? – бюджет исчезнет, не будет заработной платы, строительства дорог, содержания детских садов и школ, наступит нищета.

С экрана исчезают налоги и появляются картинки «нищие пенсионеры и дети» (слайд 6)

  • Так надо исчислять и платить налоги?
  • И зачем мы будем с вами решать такую задачу?
  • А почему в программе Microsoft Excel?

Преподаватель: итак, мы с вами повторили учебный материал для того, чтобы правильно решить задачу. Для выполнения задания у вас есть комплексная ситуационная задача, карта достижения цели, методические указания. Вы готовы к работе?

III. Погружение в тему

Цель: вызвать интерес к успешному выполнению задания, ориентирование на успех.

Преподаватель: В нашей фирме «ДДД» есть три вакантных места – Бухгалтер по расчету налоговых платежей. Мы познакомились с Вашими Резюме и хотели бы проверить ваши знания и умения по расчету местных, региональных и специальных налоговых платежей (слайд 7). Трое студентов, которые успешнее всех справятся с заданием, буду приняты на эти вакантные места, и им вручат сертификаты «Бухгалтер по расчету налоговых платежей». Желаем успехов!

IV. Формирование ожиданий студентов

Цель: планирование эффектов занятия, настрой на успех.

  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока? – рассчитать земельный, транспортный налог и ЕСХН на компьютере, получить хорошую оценку, получить сертификат.

Входной контроль

Цель: ответы входного контроля, позволят студентам вспомнить ранее изученный учебный материал и продемонстрировать его знание.

Группа делится на две подгруппы:

  • Первая подгруппа за компьютером отвечает на электронный тест из 10 вопросов, составленный в программе Adobe Captivate . Тест состоит из вопросов с единственным выбором правильного ответа, с множественным выбором, открытого типа и на восстановление соответствия (приложение 1).
  • Второй вариант тем временем за рабочими столами решает задачи, используя Налоговый кодекс РФ, ответы данной задачи будут использованы при решении практической части задания (приложение 2)
  • Затем подгруппы меняются местами

Заработанные за тест баллы, студенты выставляются в рейтинговую таблицу оценки результатов. (Приложение 4)

V. Отработка умений и навыков

Цель: самостоятельно применять знания и умения в профессиональной деятельности по расчету налоговых платежей в программе Excel , с помощью ввода формул и используя связи данных между листами?

Преподаватель: для выполнения основного задания, на рабочем столе компьютера заготовлены файлы с исходными данными по двум предприятиям (приложение 3). По полученной информации, Вы должны определить какие налоги необходимо заплатить данной организации и рассчитать их сумму, используя связь листов и вводя формулы и функции. Каждый налог рассчитывается на отдельном листе. В итоге все рассчитанные налоги необходимо перенести в итоговую таблицу, построить наглядную диаграмму, отображающую общую сумму налогов на предприятии за год, проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Работа выполняется самостоятельно, с помощью карты достижения цели и памятки студенту, которая содержит основную информацию, из Налогового кодекса РФ, необходимую при расчетах налоговых платежей. Основные константы и профессиональные термины. Вы все это умеете делать! У Вас всё получится! Желаем удачи!

В ходе самостоятельной работы студентов, преподаватели корректируют и резюмируют их деятельность, и одновременно заносят заработанные ими баллы в рейтинговую таблицу оценки результатов (таблица 1).

VI. Проработка содержания темы

Цель: увидеть достоинства и проанализировать ошибки, выполненной работы, для дальнейшей корректировки учебного процесса.

Студенты сравнивают полученные ими результаты с «эталоном», представленным на слайде (слайды 8-9). Озвучивают сделанные ими выводы о результатах расчетов.

Сравнивают скорость работы, наглядность и эффективность метода работы на компьютере и на бумажном носителе.

Меняют налоговые ставки в исходных данных и все расчеты и графики одновременно изменяются, что ещё раз доказывает эффективность применения Microsoft Excel при решении профессиональных задач.

 

VII. Разминка

Цель: эмоциональная разгрузка перед следующим этапом работы

Для разминки подготовлена сюжетная картинка, на которой каждый может выбрать себе место и объяснить, почему он там хочет или должен быть.

Те, кто прокомментировал своё место на картинке, заполняет анкету по результатам занятия.

Анкета

  Вопросы Да Нет
1. Вам понравилось этот урок?    
2. Чем?    
· Расчеты удобнее и быстрее выполнять в Excel.    
· Всё получается красиво и наглядно.    
· Связь листов позволяет выполнить «живую» связь между исх. данными и расчетами.    
· Можно легко построить диаграмму, при анализе данных.    
· Другое    
3. Вы увидели связь двух дисциплин?    
4. Вам было трудно?    
5. Каких знаний Вам не хватило?    
· по «Налогам»    
· по «Инф.технологиям»    
6. Нужны ли такие занятия студентам?    
7. Вам пригодятся эти знания в вашей профессии?    

VIII. Подведение итогов работы

Цель: определить уровень усвоения изученного учебного материала

Все баллы из рейтинговых таблиц оценки результатов студентов преподаватель выставляет в единую заготовленную таблицу в программе Excel, которая автоматически рассчитает общую сумму баллов, заработанных каждым студентом, и выставит им оценки (слайд 10).

3 лучших студента награждаются сертификатами и «принимаются на работу, на вакантную должность – «Бухгалтер по расчету налоговых платежей».

Преподаватель: вакансии на сегодня закрыты. Все остальные тоже показали хорошие результаты, но увы, с ошибками, над которыми вы обязательно должны поработать, и попытаться пройти конкурсную проверку снова.

IX. Домашнее задание

Цель: применить полученные знания и умения, при самостоятельном решении задачи из реальной жизни

Задача: 10 сентября 2011 г. Вы продали свой старый автомобиль ВАЗ21093 (72 л/с), на котором Вы ездили с 2000 года, и 27 сентября 2011 г. купили новый – Toyota Corolla (124 л/с). Рассчитайте, какой транспортный налог вы заплатите за 2011 г.

X. Рефлексия

Цель: увидеть оценку и самооценку студентов, по пройденному занятию.

И так, подведем итоги занятия

Результаты анкетирования представляются на слайде и озвучиваются мнения студентов, о пройденном занятии (слайд 11).

Преподаватель: Спасибо за продуктивную работу, но прежде чем покинуть кабинет, снимите стикер с Вашего ПК, и приклейте его, пожалуйста, на одну из трёх картинок, тем самым отмечая значимость занятия:

  • Чемодан – возьму с собой, полезно;
  • Мясорубка – надо подумать, переработать;
  • Корзина – занятие мне не пригодится,

Эти голоса наглядно показывают значимость такого занятия. В нашем случае 80% студентов оставили стикеры на чемодане, 15% на мясорубке и лишь 5% (2 человека из 28) в корзине.

Литература:

  1. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки. – М.:Чистые пруды, 2006.
  2. Пикуза В., Гаращенко А. Экономические и финансовые расчеты в Excel. – СПб.:Питер, 2004.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.11.2011)

Приложения:

  1. Электронный тест Adobe Captivate;
  2. Практические задачи;
  3. Файлы исходными данными.

29.04.2012