Землею северной рожденный
Землею северной рожденный Ход классного часа:
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим классный час «Землёю северной рождённый» (Слайд 1)
Любое время нашей жизни всегда приукрашено чьими-то особо славными делами. Многие звёзды украшали русское небо 18 века. Звездою первой величины явилась слава самородка Поморья… Что такое самородок? Почему так называют человека?
( Слайд 2-загадка) Мать-крестьянка, отец-рыбак. А сын над всем миром царствует…
О каком сыне земли русской идёт речь?
Ребята, 2011 год объявлен годом М. В. Ломоносова. Как вы думаете, почему?
В связи с этим в Холмогорском районе пройдёт множество мероприятий, посвящённых 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова: открытие гостевого дома в селе Ломоносова, создание туристических маршрутов «По пути Ломоносова», открытие мини-обсерватории в Холмогорах, в которой туристы смогут наблюдать в телескоп за небесными светилами, в августе любители спорта планируют совершить велопробег до Москвы «Дорогой Ломоносова», поучаствовать в турнире на приз «Кубок Ломоносова» по волейболу, шахматам, шашкам.
А сегодня мы посвятим этому событию конкурс кроссвордистов( слайд 3) «Землёю северной рождённый», в котором у вас будет возможность раскрыть свои знания о жизни Ломоносова . Приготовьтесь внимательно слушать и смотреть– это вам поможет в работе с кроссвордом.
(Слайд 4,5) Михайло Ломоносов, родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской .
( Слайд 6) Крестьяне жили там не особенно бедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей (тюленей да моржа) в Белом море. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги.
(Слайд 7 ) Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но « в крайнем невежестве воспитанный». Мать Михайло Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. После этого отец дважды женился. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
( Слайд 8 ) Василий Дорофеевич был известен всей округе. Человек состоятельный, он располагал сравнительно крупным земельным наделом (около 37 саженей пахотной земли) и одним из первых на Севере приобрёл морское судно с двумя мачтами ,названное «Чайка».
( Слайд 9) Лучшими моментами в детстве Михайло Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Он начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить. К двенадцати годам Михайло уже освоил рыбный промысел.
(Слайд 10) Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: « вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражение морской жизни на суше – всё это уходит далеко в глубь, в первые впечатления молодого помора».
(Слайд 11 ) Ещё от матери Михайло Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. Позднее грамоте обучал его дьячок местной церкви . Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг, писал письма. Всё больше волновало его « дивное устройство окружающей природы», хотелось учиться.
(Слайд 12 ) К 14 годам он выучил наизусть и назвал «вратами учёности» «Грамматику» и «Арифметику» . В эти годы юный помор грамотно и чётко писал.
(Слайд 13) Жизнь Михайло Ломоносова в родном доме становилась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху любовь Ломоносова к книгам.
(Слайд 14,15) Тяга к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. Зимой, в возрасте 19 лет, Михайло Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву, заняв у соседа тулуп и три рубля денег. Он поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение (Московскую Славяно– Греко– Латинскую академию или Спасские школы).
(Слайд 16) А сейчас перейдём к работе по разгадыванию кроссворда.
Метки: Внеклассная работа