Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Межпредметная интеграция как способ повышения иноязычной коммуникативной компетенции школьников

Межпредметная интеграция как способ повышения иноязычной коммуникативной компетенции школьников Изменение мировой экономической ситуации требует от нашего общества принципиально новой модели мышления. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Поставлена важнейшая задача – перейти к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Упор делается на то, чтобы сформировать основные компетенции, которыми овладеет личность в процессе образования, а не сам предмет, т. е. это способность человека применять те умения и навыки, которые он получил в школе, в повседневной жизни. Стандарты второго поколения диктуют нам не просто «транслировать» знания в голову ребёнка, а научить его самостоятельно добывать знания, использовать их в повседневной деятельности. Поскольку при личностно-ориентированной парадигме речь идёт о становлении свободной, развитой, образованной личности, социально мобильной, способной принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к образованию «через всю жизнь», конкурентоспособной на рынке труда, а это предъявляет высокие требования, прежде всего, к деятельности учителя. Именно учитель призван создать адекватные условия для развития самостоятельности ученика, его саморегуляции, стремления к самосовершенствованию, к самоопределению и самореализации.

Сегодня необходимо сделать ребёнка учащимся, научить его «культуре думания» и не только сохранить у него мотивацию к обучению, но и выработать понимание, для чего ему нужен тот или иной предмет. Если говорить только о конкретных инновационных программах то они, должны предусматривать: введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ; применение новых (в частности информационных) образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню качества; интеграцию образования, науки и инновационной деятельности; постоянную актуализацию профессиональных компетенций, формирующуюся у выпускников, что и обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.

Язык, как известно, является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины основное назначение которого состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется (помимо многоуровневости и полифункциональности) межпредметностью, т. е. содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Иностранный язык расширяет не только лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех учебных предметов. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Результатом интегрированного урока обычно является создание презентации или проекта на заданную тему, и обсуждение новой полученной информации. На уроках английского языка с применением мультимедийных технологий используются как презентации учителей, в которых они располагают материал, в такой последовательности в какой он будет излагаться на уроке, так и различные электронные энциклопедии и учебники.

Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность. Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою действенную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Безусловно, повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Так же богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь «МХК -иностранный язык» при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Современное общество в силу своей поликультурности выдвигает целый комплекс проблем, связанных с решением задач взаимодействия и взаимообогащения различных культур. Наряду с формированием социокультурной компетенции учащихся и межкультурного самоопределения, а также кросс-культурного взаимодействия, следует учитывать региональный компонент данной подготовки. Данная проблема не осталась незамеченной в нашей области, где англоязычному образованию уделяется большое внимание. Экспертный совет департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования, основываясь на информации научных руководителей, заключениях экспертов, обсудив содержание программы, утвердил Программу регионального эксперимента «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся общеобразовательных учреждений», подчеркнув актуальность темы и её важность в условиях образовательной среды в Белгородской области, поскольку результаты, вне сомнения, будут иметь практическую ценность. Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер. Несомненна важность иноязычного образования для формирования коммуникативной культуры. Первостепенной задачей является определение круга интегрируемых школьных предметов.

Имея хорошую языковую подготовку, важно знать, что говорить, т. е. иметь фоновые знания. А ведь чаще всего незнание обычных фактов и явлений становится камнем преткновения в общении. И в этом на помощь ученику приходит межпредметная интеграция, которая, несомненно, способствует его культурному самоопределению и саморазвитию.

Используемые источники:

1. Бим И. Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителя // ИЯШ. – 2009. – №3

2. Примерные программы по иностранным языкам

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ // http://docs. google. com

Метки: Иностранный язык