На пути организации профессионального обучения

История развития школы на современном этапе и опыт работы наглядно показывают, что система отечественного образования за годы “перестройки” претерпела большие изменения, которые негативно отразились на формировании образованной части населения. В настоящее время наблюдаются попытки изменить ситуацию, “модернизировать” ее. Упор делается на проведение эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, о чем сказано в постановлении Правительства РФ от 09.06.03 г. № 334 “О проведении эксперимента по проведению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях”.

Анализируя опыт нашей школы по созданию профильных классов, отдельных школ по их публикациям, хочется отметить, что необходим целостный подход к этому вопросу, продуманность его от начала до логического завершения. Серьезное внимание нужно уделить стандартам на базовом и на профильном уровне. Практика показывает, что до 30 % учащихся сегодня могут усвоить базовые стандарты, а остальные – нет. На это нельзя закрывать глаза и делать вид, что все благополучно. На наш взгляд, переход на концентрическое обучение истории и обществознания в последние годы снизил интерес к этим предметам и сделал курсы непосильными для усвоения учащимися. Учителя всегда ставят перед фактом, за него решает “инициативная” группа, которая “сверху” все видит, а что реально происходит мало кого интересует. Не хотелось бы при переходе на профильное обучение допускать эти ошибки. Необходимо создавать условия для детей, способствующие сохранению желания учиться, а не посещать школу по принуждению.

Неэффективно проведение элективных курсов без учебников. Основные требования к содержанию этих учебников: они должны формировать общие представления в той или иной области знаний, быть доступными для самостоятельной работы.

Особого внимания требует подготовка учителей, учебно-методическое обеспечение, материальная база для ведения элективных курсов. С этой целью необходимо каждому коллективу проанализировать эти условия, отсутствие их не дает право принять участие в эксперименте. Нельзя вводить профильное обучение стихийно, без учета экономических, культурных условий региона, запросов рынка труда, изучения возможности осуществления преемственности школы и учебных заведений высшей ступени. Нужен в первую очередь государственный заказ, гарантированность получения рабочих мест соответствующего профиля. Нельзя нарушать звено одной цепи: школа-вуз-производство – в противном случае утрачивается идея профилизации. Профильное обучение предполагает широкий спектр дифференциации, личностного подхода к ученику. Поэтому желательно избыточное наличие элективных курсов и охват всех учеников. Нельзя сбрасывать со счетов такой момент, как “перегрузка” многих школ, отсутствие кабинетов. Ведь количество групп по профилям должно увеличиваться, а значит, требуются новые школы, учебно-производственные комбинаты. Вся тяжесть предпрофильной подготовки ляжет на школу, поэтому необходимо определить основные направления своих действий, и мы надеемся, нам поможет предпрофильная программа, основное содержание которой приводим ниже.

Предпрофильная программа

Цель:

создать условия, обеспечивающие переход школы, руководителя, учителя и ученика по переходу к раннему профессиональному самоопределению учащихся в режиме развития.

Задачи:

1. Обеспечение учебно-методическим материальным содержанием по реализации профильного обучения.

2. Осуществление профессиональной и психологической подготовки коллектива учащихся, педработников, родителей по переходу к созданию профильной школы.

3. Создание банка данных по социальному заказу.

4. Создание комплексной программы совместной деятельности, с учебными заведениями, предприятиями, общественными организациями.

Основные блоки программы:

  1. Организационный.
  2. Теоретико-методологический.
  3. Психолого-социальный.
  4. Валеологический.
  5. Методический.
  6. Социо-культурный.
  7. . Материально-технический.

I. Организационный

 

Создание творческой группы по профильному обучению.

 

Подготовка пакета документов по организации предпрофильной подготовки.

 

Подготовка информационных материалов.

 

Обработка информации профильного обучения.

 

Обучение руководителей МО по организации профильного обучения.

 

Обучение психологов вопросам диагностики учащихся.

 

Обучение учителей старших классов методам разработки и оценки качества элективных курсов.

 

Знакомство с новыми технологиями по эффективному преподаванию.

 

Расстановка кадров-педагогов для проведения предпрофильного обучения.

 

Составление сметы расходов на разработку и подготовку предпрофильного обучения.

II. Теоретико-методологический

 

Проблемный анализ. Подготовка нормативно-правовых документов, методической базы.

 
 

Изучение нормативно-правовой базы по созданию профессиональной школы.

 
 

Определение направлений и профилей обучения.

 
 

Экспериментальный учебный план с учетом профильных курсов.

 
 

Изучение методической литературы.

 
 

Разработка Положений по созданию профильных классов.

 

Внесение изменений в Устав ОУ с учетом перехода на профильное обучение.

 

Участие в разработке муниципальной образовательной сети предпрофильного обучения.

III. Психолого-социальный

1.

Родительский лекторий “Профильное обучение в ОУ”.

 

2.

Диагностика учащихся по направлениям:

 

1) Психолого-физиологические особенности учащихся 1-х классов. Адаптация.

2) Учебные способности учащихся 2-х классов.

3) Социальный статус и самооценка личности младшего школьника.

4) Склонности и способности учащихся 5-х классов.

5) Определение направленности личности школы (6 класс).

6) Определение типа личности. Интеллектуальные способности (7 класс).

7) Профессиональные намерения. Карта интересов (8 класс).

8)Мотивы выбора профессии. Ценностные ориентации (9 класс).

9)Профессиональные предпочтения (10 класс).

10)Личностно-профессиональный план (11 класс).

IV. Валеологический

1.

Медосмотр учащихся 5-11 классов.

 

2.

Просветительская деятельность медслужб:

1)“Профилактика заболеваний”

2)“Основные критерии выбора профессии”

3)“Здоровье человека и выбор профессии”

3.

О выполнении гигиенических требований в ОУ.

V. Методический

1.

Курсовая переподготовка педработников.

 

2.

Структура ОУ в свете модернизации.

3.

Профессиональный уровень педработников.

4.

Школа мастерства – изучение опыта по созданию профильных классов.

 

5.

Презентация продукта собственной деятельности: учебных курсов, программ, методических разработок, дидактического материала, учебного кабинета, мастерских, новых технологий.

6.

Разработка и апробация контрольно-измерительных материалов по мониторингу профильной школы.

7.

Знакомство с историческим опытом работы профильных классов.

 

8.

Разработка практической части программ учебного плана.

VI. Социо-культурный

1.

Изучение рынка потребностей профессиями.

 

2.

Создание банка данных профессиональной востребованности страны, региона, города.

3.

Исследовательская деятельность творческой группы. Поиск по теме: “Куда пойти учиться”, “Требуются…”

4.

Установление внешней связи с учебными заведениями, предприятиями, общественными организациями.

VII. Материально-технический

1.

Оборудование учебных кабинетов профильной направленности.

 

2.

Оборудование второго кабинета информатики.

3.

Оснащение всех учебных кабинетов техническими средствами.

4.

Строительство третьего спортивного зала.

5.

Оборудование школьной мини-телестудии.

6.

Приобретение учебной и методической литературы.

Метки: Общепедагогические технологии