Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

Актуальность данной темы в том, что подвижные игры – не только одно из основных средств физического воспитания детей, но и способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием школьников и их психическим развитием, еще не нашли своего полного научного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большого количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, которое происходит без четкой дифференциации их по принципу преимущественного развития физических качеств и психических процессов. Решение этих проблем представляет определенный как научно-теоретический, так и прикладной интерес в совершенствовании системы физического воспитания подрастающего поколения.

Цель данной работы – рассмотреть дифференциацию подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов детей школьного возраста.

Задачи работы следующие:

– рассмотреть педагогическое значение подвижных игр;

– выяснить анатомо-физиологические и психические особенности детей младшего школьного возраста;

– проанализировать подвижные игры, дифференцированные по преимущественному развитию психических процессов.

Глава 1. Подвижные игры и их значение в жизни младшего школьного возраста

1. 1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Этот возраст (учащихся 1-4-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-4 классах.

Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как еще слабо выражены координационные способности. Это в определенной мере относится к 8-9-летним мальчикам и девочкам.

В шестилетнем возрасте у большинства детей, по сравнению с их предшественниками, происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма. К этому возрасту ребенок заметно вырастает, увеличивается масса его тела, более координированными становятся движения. К 6 годам происходит и перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, такие как восприятие и мышление, что и позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе. В более стабильное соотношение приходят процессы возбуждения и торможения, значительной устойчивостью характеризуется произвольное внимание. У детей-семилеток эти функции еще более стабилизируются. Резкий звуковой сигнал свистком часто вызывает у детей 6-7 лет торможение, а не быстроту реакции.

Сердечнососудистая система развита слабо: нормальная частота сердечных сокращений (90-100 уд/мин) в минуту, а после физической нагрузки нередко достигает 200 уд/мин. Занятия физкультурой, в частности играми, уже в конце первого года обучения снижают в сторону нормального уровня эту разницу в показателях работы сердца. Это свидетельствует о том, что дети 1-х классов школы сравнительно быстро адаптируются к занятиям играми и физкультурой в целом[1].

Мускулатура у детей 6-7 лет еще слаба развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки.

У детей с шестилетнего возраста в ходе движений значительно повышается потребление кислорода и в дальнейшем показатели аэробных возможностей у них растут до 10-12 лет, что в значительной мере зависит от подвижности ребенка.

Дети 1-2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность у них снижается и делает их менее активными. Учитывая эту особенность детей младшего школьного возраста, следует рекомендовать им подвижные игры, в которых цель не должна быть слишком трудной и для достижения которого не требуется продолжительного времени.

У шестилеток наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6-7 лет отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена, слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки.

Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость: так как аэробная и мышечная системы недостаточно развиты. Силовые игры рекомендуется давать детям не ранее чем в 3-м классе, то есть учащимся 8-9 лет; причем силовые движения должны быть кратковременными с поочередным отдыхом. [2]

Однако надо отметить, что после краткой сильной нагрузки организм быстро восстанавливается. Это объясняется тем, что при мощной нагрузке у младших школьников не происходит накопления в крови молочной кислоты (как у старших). Благодаря этому энергетические ресурсы младших школьников, потраченные во время работы, восстанавливаются довольно быстро, поэтому необходимо чередовать игры с большой подвижностью с малоподвижными и давать игры с воздействием на разные группы мышц. При этом надо учесть, что развитие опорно-двигательного аппарата, суставно-связочного аппарата и скелетной мускулатуры у детей младшего школьного возраста далеко не завершено.

В этот период дети очень чувствительны к воздействию деформирующих факторов, особенно позвоночного столба. Не желательны в играх 6-7-летних детей чрезмерные вращения или перегибания головы, так как это может привести к тяжелым повреждениям шейных позвонков. Не рекомендуются для них игры с кувырками и игры, требующие силового напряжения позвоночного столба (разновидности перетягивания). Такие игры возможны с детьми, начиная с 9-летнего возраста[3].

Многие кости у младших школьников еще хрящевые. Благодаря этому у детей хорошая гибкость (особенно у детей 6-7 лет). Вот почему они любят игры с увертыванием, игры с ритмическими имитационными движениями, игры – хороводы с танцевальными элементами, с подражательными движениями, игры с принятием определенных поз, фигур. Такие игры способствуют развитию гибкости туловища и подвижности конечностей.

Двигательный аппарат у детей этого возраста приспособлен в основном к динамической нагрузке. Статическая нагрузка, даже небольшая (поддержание корпуса при сидении в классе или стоянии) переносится с трудом, особенно у детей в 6-7 лет. В связи с этим не рекомендуется проведение одной и той же игры длительное время. Игры должны быть короткими по времени и сопровождаться частыми передышками.

Итак, подвижные игры должны занимать значительное место среди детей младшего школьного возраста, то есть это соответствует их возрастным особенностям, задачам физического и нравственного воспитания.

1. 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

У детей 7-9 лет преобладает предметно – образное мышление. Тематика их игр по срав­нению с играми дошкольников значительно бо­гаче. Младшие школьники любят игры с разде­лением на команды.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах. [4]

Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6-9 лет.

Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.

Дети 1-4 классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. [5]

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности. [6]

В этом возрасте не рекомендуются прово­дить игры с однообразными движениями или длительным сохранением статических положений тела, а также с переноской тяжестей и перетяги­ванием. Особенности строения организма и фун­кции сердечно-сосудистой системы младших школьников таковы, что с ними следует прово­дить подвижные игры с интенсивными, но ко­роткими периодами движений и небольшими пе­рерывами для отдыха.

Например:

1. Ходьба с мешочком на голове, подбрасы­вая мяч вверх.

2. Ходьба «паровозиком»: втроем, вчетве­ром, положив руки на плечи впереди стоящему или держась за его локти, подражая звукам и движению паровоза.

3. Прыжки на месте на двух ногах через длинную вращающуюся скакалку.

4. Прыжки через короткую скакалку на двух и на одной ноге (на месте или в движении вперед).

5. Проскочить под тремя скакалками, про­тянутыми через каждый метр на высоте 60 см, не задев ни одной.

6. Вращение правой (левой) рукой вдвое сложенной короткой скакалки сначала в одну сторону, а потом в другую.

7. Одновременное вращение обеими руками, вдвое сложенной короткой скакалки.

8. Прыжки на месте через скакалку на обе­их ногах с промежуточным прыжком (без него).

9. Метание теннисного мяча в обруч, катя­щийся на расстоянии 6-8 шагов от метателей.

10. Сделать бумажный самолет (или стрел­ку) и запускать его вдаль. Чей самолет долетит до намеченной цели (дерево, стена)?

11. Присесть, одну ногу вытянуть вперед, затем встать. Кто большее число раз присядет?

12. Забросить три мешочка с песком на та­буретку с расстояния 6 м.

13. Ударом палки отбить теннисный мяч как можно дальше.

14. Спрыгнуть со скамейки, успев пропус­тить скакалку под ногами 3-4 раза.

15. Бросить обруч так, чтобы он вернулся назад.

В этом возрасте «на ура» идут различные турниры, в которых дети охотно реализуют стремление к соревнованию.

Большое значение в этот период имеют игры с мячом на развитие мышления. [7]

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. – назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. – назови слова, относящиеся к спорту. – назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт. Например, вы бросаете ребенку мяч и говорите: птица! Он должен вернуть вам мяч, сказав, например, "Дятел". Можно расширять понятия, а можно – сужать. Например, говорить: "Водоплавающие птицы" и т. д.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький. " Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д. [8]

БЫВАЕТ– НЕ БЫВАЕТ

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он – его заканчивать. Например, вы бросаете мяч и произносите: "До". Ребенок возвращает мяч, отвечая: "МИК" и т. д.

Глава 2. Подвижная игра как средство развития психических процессов младших школьников

2. 1 Педагогическое значение подвижных игр

Значение подвижных игр:

Оздоровительное

Образовательное

Воспитательное

Художественное

Нравственное

Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. [9]

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Классификация подвижных игр:

Элементарные: сюжетные; бессюжетные

Сложные: с элементами видов спорта

Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ. Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы организм детей постепенно к ним приспосабливался.

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.

Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.

Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.

Так же подвижные игры имеют образовательное значение. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. [10]

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.

В руках педагога игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др. ). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправлять.

Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста и школьников младших классов. [11]

В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (водящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры и др. ). Это способствует развитию у них организаторских навыков и знаний.

Подвижные игры имеют воспитательное значение. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости.

Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Игры, связанные с частым изменением направления движений, способствуют воспитанию гибкости.

Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи, с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

В игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команде другой. В связи с этим перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильное действие и выполнить его. В силу этого игры помогают самопознанию. [12]

Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. Первые проявления художественного творчества у детей принимают форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т. п.

Воображение развивается и в ролевых играх, и в организованных подвижных играх с сюжетным содержанием. В процессе таких игр творческое воображение развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению[13].

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном нам направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по-иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям.

2. 2. Анализ подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию психических процессов (младший школьный возраст)

Н. И. Дворкиной проводился педагогический эксперимент на базе образовательных учреждений № 31 и 184 г. Краснодара. Дифференциация проводилась на основе разделения традиционных подвижных игр для младших школьников. В течение пяти недель школьники последовательно выполняли специально дифференцированные для этой цели подвижные игры, в которых сочеталось преимущественное развитие одного из пяти физических качеств с одним или несколькими показателями психических процессов. Например, силы и памяти, силы и мышления, силы и восприятия, силы и внимания, силы и воображения. [14]

В целом за эксперимент школьникам не менее 12 раз предлагались подвижные игры с преимущественным развитием одного из пяти психических качеств (таблица 1)

Таблица 1.

Примерный список подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию психических процессов (младший школьный возраст)

Название игры

Психические процессы, которые она развивает

Описание игры

"Я знаю пять имен"

Игра на развитие памяти детей младших классов школы.

Память – это основной навык, который необходим для обучения в школе, поэтому игры на развитие памяти особенно полезны для детей этого возраста

Один игрок бьёт по земле мячом ладонью.

При каждом ударе произнося очередное слово: "Я знаю пять имён девочек: Аня-раз, Оля-два, Таня-три, Света-четыре, Настя-пять. Я знаю пять имён мальчиков ( названий цветов, птиц. городов и т. д. ). . . "

Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к следующему.

Когда мяч сделает круг возвращается к первому участнику, игра для него возобновляется с тог места, где он прервался, и так происходит со всеми игроками.

Путаница

Игра развивает:

Внимательность

Логику

Мышление

Дети встают вкруг и берутся за руки.

Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга.

Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

«Золотые ворота»

Игра развивает:

Реакцию

Мышление

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.

Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками».

Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

По алфавиту

Игра развивает:

Внимательность

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в кампании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

чтобы все имена расположились по алфавиту;

чтобы все встали по цвету волос (слева – брюнеты, справа – блондины);

чтобы все встали по росту (слева – маленькие, справа – большие).

Примечание

Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Тяни-толкай

Игра развивает:

Выносливость

Координацию

Мышление

Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях.

В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт.

Таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую – спиной.

Прыжки через скакалку

Игра развивает:

Внимательность

Координацию

Реакцию

Двое учащихся держат за концы веревку и равномерно крутят ее в сторону стоящих детей, а те поочередно прыгают через скакалку, не задевая ее.

Кто заденет, становится крутить скакалку.

Успей подобрать

Игра развивает:

Внимательность

Координацию

Ловкость

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Выше ноги от земли

Игра развивает:

Логику

Ловкость

Реакцию

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.

Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают.

При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень).

В таком положении ловец не имеет права их осалить.

Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.

Десяты

Игра развивает:

Внимательность

Координацию

Играющие по очереди должны "пройти 10 классов", то есть выполнить 10 заданий и "сдать экзамен".

"Десяты". Игрок бьет 10 раз подряд мячом об стену, мягко отбивая его пальцами, как при игре в волейбол.

"Девяты". Игрок бьет 9 раз подряд мячом об стену, ударяя по мячу ладонями снизу.

"Восьмеры". Игрок кидает мяч 8 раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.

"Семеры". Игрок повторяет предыдущее упражнение 7 раз, но под левую ногу.

"Шестеры". Игрок становится лицом к стене и 6 раз кидает мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.

"Пятеры". То же, что в предыдущем упражнении, но стоя спиной к стене. Упражнение повторяют 5 раз.

"Четверы". Игрок кдает мяч об стену 4 раза так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова бьет об стену, а потом ловит.

"Треши". Ладонями, сложенными лодочкой, игрок бьет 3 раза мяч об стену.

"Двуши". Сложенными вместе двумя кулаками игрок бьет мяч об стену 2 раза подряд.

"Однуши". Игрок бьет мяч об стену прямым пальцем 1 раз.

"Экзамен" – играющий выполняет по 1 разу элемент каждого упражнения и при этом не должен разговаривать или смеяться. Этим заканчивается первый кон.

Второй кон начинается с "девят", третий – с "восьмер" и так далее. Победителем становится тот, кто первым закончит десятый кон.

Примечания

Из дополнительных предметов вам понадобится мяч.

Гусеница

Игра развивает:

Внимательность

Координацию

Игроки образуют цепочку (встают друг за дружкой) – "гусеницу". Первый игрок – "голова", последний – "хвост".

Включается музыка и гусеница начинает движение в перед, при этом голова показывает различные танцевальные движения (руками, телом, ногами, головой), а остальные игроки стараются повторить эти движения.

Когда "голова" устает, он поворачивается к следующему за ним игроку, гладит его по голове, а сам переходит в хвост гусеницы.

Эта игра, продолжается с новым ведущим и с новыми движениями, так до тех пор, пока звучит музыка.

Примечания

У игры нет проигравших или выигравши

Гуси-лебеди

Игра развивает:

Внимательность

Мышление

Реакцию

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая "гусятник". По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра.

На другой стороне площадки ставится 2 скамейки – это "гора".

Все играющие находятся в "гусятнике" – "гуси". За горой очерчивается круг "логово", в котором размещаются 2 "волка".

По сигналу – "гуси – лебеди, в поле", "гуси" идут в "поле" и там гуляют.

По сигналу "гуси – лебеди домой, волк за дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в "гусятник".

Из-за "горы" выбегают "волки" и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Мяч соседу

Игра развивает:

Внимательность

Мышление

Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого.

Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.

Задание ведущего – торкнуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.

Попрыгунчики – воробушки

Игра развивает:

Внимательность

Ловкость

Мышление

Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.

В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».

Они запрыгивают в круг и прыгают в нутри него. Затем так же из него выпрыгивают.

«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.

Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.

Бездомный заяц

Игра развивает:

Внимательность

Ловкость

Мышление

Из числа детей выбирается игрок, который будет охотником и игрок, который будет бездомным зайцем. Все оставшиеся игроки зайцы.

Каждый заяц должен начертить себе круг и встать во внутрь.

После этого бездомный заяц убегает от охотника. Он может спастись от охотника, забежав в любой круг. В этом случае заяц, который стоял в кругу становится бездомным зайцем и теперь он должен убегать от охотника.

Если охотник поймает зайца, он становится зайцем, а бывший заяц охотником.

Девочки – мальчики

Игра развивает:

Фантазию

Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.

Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.

Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.

После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание

Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький авто портрет получился, ведущий должен помочь детям.

Отгадай, чей голосок

Игра развивает:

Органы чувств

Играющие, взявшись за руки, встают в круг

Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом

Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, Повернемся вместе вдруг. »

Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажем: «скок-скок-скок», Отгадай, чей голосок?»

Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок

Если водящему удастся отгадать чей это голос, он меняется местами с этим игроком

Игра продолжается.

Ноев ковчег

Игра развивает:

Органы чувств

Дети делятся на две команды

Каждой команде выдают одинаковый набор картинок с изображением животных

Участники берут по одной из них, не показывая другим

Всем завязывают глаза или выключают свет в комнате

Играющие начинают издавать звуки, соответствующие выбранному изображению животного

Дети должны по этим звукам найти свою пару

При встрече двоих, изображающих одинаковых зверей, пара, держась за руки, умолкает

Игра заканчивается, когда наступает тишина

Выигрывает пара – встретившаяся первой

Примечание

Желательно, чтобы картинки не изображали животных, издающих похожие звуки – например, пару «львов» будет очень сложно отличить от «тигров» или «медведей».

Акция освобождения

Игра развивает:

Органы чувств

Внимательность

Из стульев образуется круг.

В центр круга садятся охранник (со связанными глазами) и пленник (со связанными руками и ногами).

Игроки по очереди должны пытаться развязать пленника, чтобы охранник ничего не заметил.

Если охранник задевает освобождающего, тот уходит за круг стульев (выходит из игры в этом раунде).

Тот, кто смог развязать (освободить) пленника, сам становится охранником.

Проведенные Н. И. Дворкиной исследования свидетельствовали о том, что наиболее эффективна экспериментальная методика проявила себя при развитии психических процессов как у мальчиков, так и у девочек. Выраженный прирост показателей психических процессов после педагогического эксперимента был следующим: у мальчиков 6– внимания, воображения и зрительной памяти, 7 лет – зрительной памяти и внимания, 8 лет – зрительной памяти и воображения и 9 лет – зрительной памяти и воображения[15]. Как мы убедились, бесспорным лидером в этом сравнении является зрительная память. У девочек 6 лет наиболее высокие величины прироста зафиксированы в зрительной памяти, восприятии и внимании, в 7 года – в зрительной памяти, мышлении и воображении, в 8 лет – в зрительной памяти и восприятии и в 9 лет – в зрительной памяти и воображении. Следовательно, и у девочек лидером является зрительная память. Представляет интерес и тот факт, что в наименьшей степени педагогический эксперимент повлиял на прирост уровня развития: у мальчиков 6 и 7 лет – восприятия, 6 лет – воображения и внимания и 7 лет – слуховой памяти.

Заключение

Выводы по данной работе можно сделать следующие.

1. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

2. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Развитию творческого воображения у детей способствует подвижная игра, т. к. дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения. Подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

3. Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.

Список литературы

1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2006–82 с.

2. Богусловская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей – М. : Просвещение, 2009 – 207 с.

3. Быкова А. И. , Мухина В. С. Психология – М. : 2008

4. Данилина Т. А. , Задгенидзе В. А. , Степина Н. Н. В мире детских эмоций: М. : Айрис – пресс. 2004 – 160 с.

5. Дворкина Н И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М. , Советский спорт. -2005

6. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м. : 1978

7. Кенеман А. В. , Осокина Т. И. , Детские народные подвижные игры – М. : Просвещение. 1989 – 239 с.

8. Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

9. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. – Минск: Нарасвета, 2009. – 176 с.

10. Пензулаева, Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л. И. Пензулаева; сост. Г. М. Лямина. – М. : Педагогика, 2004. – 190 с.

11. Рунова, М. А. Особенности организации занятий по физической культуре / М. А. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С. 42-52.

12. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч– щ – М. : Просвещение. 2006 – 336 с.

13. Люблинская А. А. Детская психология – М. : 1971

14. Мухина В. С. Детская психология – М. : Просвещение, 1985

15. Недоспасова В. А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей м. : Просвещение 2003 – 94 с

16. Немов Р. С. Психология в двух частях. Словарь – справочник М. : Владос – пресс 2003 ч. 1 – 304 с. , ч, 2 – 352 с.

17. Осокина Т. И. , Тимофеева Е. А. , Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе – М. : Просвещение, 1983 – 224 с.

18. Смирнов Е. О. Детская психология: Учебн. Для студ. Высш. пед. учеб. заведений – м. : Владос. , 2011–368 с.

19. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие – М. : Проспект, 2004 – 288с

20. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд. , испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

21. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей – М. : Новая школа, 2004–287 с.

22. Урунтаева Г. А. Практическая психология – М. : Изд – во Академия 2006

23. Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии СП б, Детство – пресс. 2002. – 160 с.

24. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. М. : «Новая школа» 2009

25. Эльконин Д. Б. Психология игры, 1978

26. Яковлев В. Г. , Ратников В. П. Подвижные игры – М. : Просвещение, 2007

О. С. Тягунова, МОУ СОШ №19, г. Тверь



[1] Рунова, М. А. Особенности организации занятий по физической культуре / М. А. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С. 42

[2] Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м. : 1978-С. 104

[3] Быкова А. И. , Мухина В. С. Психология – М. : 2008-С. 74

[4] Богусловская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей – М. : Просвещение, 2009 –С. 41

[5] Яковлев В. Г. , Ратников В. П. Подвижные игры – М. : Просвещение, 2007-С. 83

[6] Урунтаева Г. А. Практическая психология – М. : Изд – во Академия 2006-С. 102

[7] Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей – М. : Новая школа, 2004–С. 38

[8] Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии СП б, Детство – пресс. 2002. –С. 63

[9] Смирнов Е. О. Детская психология: Учебн. Для студ. Высш. пед. учеб. заведений – м. : Владос. , 2011-С. 74

[10] Недоспасова В. А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей м. : Просвещение 2003 –С. 81

[11] Эльконин Д. Б. Психология игры, 1978– С. 102

[12] Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии СП б, Детство – пресс. 2002. –С. 29

[13] Быкова А. И. , Мухина В. С. Психология – М. : 2008-С. 73

[14] Дворкина Н и. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М. , 2005

[15] Дворкина Н И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М. , 2005