Урок повторение по теме «Древняя Греция»
Аннотация: Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Как значимые для развития ученика мы выделяем информационную, коммуникативную, исследовательская и социально-личностная компетенции. Технологии, которые я используем в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Наибольший интерес представляет игровая технология (особенно в 5-9 классах). Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количество предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Игра как метод обучения широко используется в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Ключевые слова: Древняя Греция, миф, Афина, Одиссей, «Ахиллесова пята», «яблоко раздора»
Технологическая карта урока для учителя
Ф.И.О. учителя |
Устюгов Виталий Борисович |
Дата |
15.03.2019 |
Класс |
5 «Б» |
Предмет |
история |
УМК |
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Учебник. «Просвещение», 2017. |
Место и роль урока в изучаемом модуле (разделе, теме) |
Раздел 3. Древняя Греция. Тема № 49. |
Тема |
Повторение темы «Древняя Греция» |
Тип урока |
Повторительно-обобщающий |
Форма урока |
Групповая |
Технология проведения урока |
Проблемно-диалогическая |
Планируемые результаты |
1. Личностные проявляют: способность к определению своей позиции ; правила делового сотрудничества: формулируют собственное мнение и позицию и координируют ее с позициями партнеров; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в успешной деятельности всего класса; оценивают собственную учебную деятельность. 2. Метапредметные готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; активное применение знаний и приобретенных умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми. 3. Предметные овладевают целостными представлениями об историческом пути Древней Греции; развивают умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; расширят опыт оценочной деятельности на основе осмысления истории, мифов, жизни героев, культуры, законов Древней Греции. |
Хроно- метраж |
Этап урока |
Деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Учителя |
Учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие учащихся. Сегодня мы проводим несколько необычный урок и постараемся работать как всегда плодотворно. Организация формулировки темы урока и постановка цели урока учащимися. О Древней Греции можно говорить часами. И мы посвятили знакомству с ней достаточно времени. * Подумайте а чем же мы будем сегодня заниматься на уроке. Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний по данной теме. И если вы будете работать в полную силу, то в конце этого урока сможете: |
Слушают и обсуждают тему урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний |
Алгоритм проведения игры. В игре принимают участие четыре команды: «Прометей», «Артемида», «Геракл» и «Пенелопа». Для участников будет предложено 25 вопросов, каждая из команд может выбрать любые пять. Отвечая на вопросы, команды зарабатывают очки, при подсчете которых определится победитель. Его назовет жюри в конце игры. Электронное приложение – компьютерные слайды, выполненные в программе PowerPoint, сопровождают урок. Смена слайдов по щелчку. Задания игры позволяют проверить следующие знания и умения учащихся: называть особенности географического положения, знание мифологии и особенностей религии, хронологические рамки событий. Умение использовать в своей речи исторические термины, объяснять смысл терминов, группировать факты по указанному признаку. Все выше сказанное поможет достигнуть главной цели: развить интерес и уважение к истории и культурному наследию всего человечества. Ход игры: Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры: 1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать. 2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде. 3. Время на обдумывание ответа – 1 минута. 4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию. 5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру. Примечание: Если в зале сидят зрители, их привлекают к игре. 6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов. |
Слушают учителя, размышляют над предложеными темами заданий |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проведение физкультминутки (после первых восьми вопросов) III.Обобщение и систематизация знаний. |
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь. Игровое табло
Вопросы для команд-участников в номинации «География и природа» 10 баллов На каком полуострове расположена Древняя Греция (Балканский полуостров). 20 баллов Как древние греки называли свою страну. (Эллада). 30 баллов Назовите самый большой остров, входивший в состав Древней Греции. (Крит). 40 баллов Западное побережье какого полуострова занимала Древняя Греция. (п-ов Малая Азия). 50 баллов Это море названо по имени царя. Оно омывает Древнюю Грецию с востока. (Эгейское море). Вопросы для команд-участников в номинации «Мифология» 10 баллов Пасынок критского царя Миноса – Минотавр – был спрятан царем во дворце – лабиринте. Этот дворец построили мастера из Афин – отец и сын. Как звали строителей? (Дедал и Икар). 20 баллов Единственная дочь богини плодородия и земледелия Деметры похищена братом Зевса — владыкой подземного мира. Кто эти мифологические герои? (Аид и Персефона). 30 баллов - Назовите 2 мифа, которые дают нам сведения о занятиях древних греков. Свой выбор поясните. (Аргонавты (мореплавание), авгиевы конюшни Геракл (скотоводство)). 40 баллов Определите, о каких чудовищах, побежденных Гераклом, говорится в отрывке из мифа. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими бронзовыми когтями и клювами. Свои медные перья они, взлетев, могли ронять, подобно стрелам, на своих врагов. (Стимфальские птицы). 50 баллов Назовите героиню данного отрывка. Песня моя – к златострельной и любящей шум… Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой, Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра, И на теснинах отрогах свой лук всезлатой напрягает, Стрелы в зверей посылая стенящие. (Артемида). Вопросы для команд-участников в номинации «ОЛИМП» 10 баллов Главный бог Древней Греции (Зевс). 20 баллов Богиня любви и красоты (Афродита). 30 баллов Бог огня, труженик, кузнец (Гефест). 40 баллов Бог времени (Хронос). 50 баллов - Бог, подаривший людям огонь. (Прометей). Вопросы для команд-участников в номинации «Олимпийские игры» 10 баллов В честь какого бога проводились Олимпийские игры (В честь бога Зевса). 20 баллов Кто мог участвовать в состязаниях? (Мужчины-граждане). 30 баллов Сколько дней обычно длились Олимпийские игры? (5 дней). 40 баллов Когда прошли первые Олимпийские игры7 (776 г. до.н.э.). 50 баллов В каком году и где прошли первые современные Олимпийские игры? (1896 г., Афины). Вопросы для команд-участников в номинации «Крылатые выражения» 10 баллов Как называется уязвимое место человека7 (Ахиллесова пята). 20 баллов Каким правилом, отправляясь в бой, руководствовались спартанцы? (со щитом или на щите). 30 баллов Какой предмет вызвал, в конечном счете, начало Троянской войны (Яблоко раздора). 40 баллов Как может охарактеризовать ситуацию человек, оказавшийся между равными опасностями (между Сциллой и Харибдой). 50 баллов В честь какой области Греции называется сейчас краткое точное выражение мыслей? (Лаконика). |
Выполнение комплекса упражнений 1.Выбирают задание, обсуждают, дают ответ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции, которая дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, « для полного счастья человеку необходимо славное Отечество» От вас зависит будущее и слава нашего Отечества. Что было наиболее удачным на уроке? Кого из своих товарищей вы хотели похвалить и поблагодарить? За что? Что нужно сделать, чтобы было лучше? И начнем с того, что сами у себя спросим: Самооценка « Как я усвоил материал»: 5 - получил прочные знания, усвоил весь материал; 4 - усвоил материал, но есть над чем еще поработать; 3 - усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы
Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. |
Выступление капитанов команд, оценка работы групп. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Повторить гл.»Древняя Греция» |
Литература:
- Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2017г.
- Дидактический материал: Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003г.
- Бренд М.Ю. Тесты. История древнего мира.5 класс.- М.: Дрофа,2005г.
- Методическая литература: Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др.- М.: ВАКО,2008г.
- Ф.А. Михайловский История Древнего мира. Книга для учителя. – М.:Русское слово, 1990г.
- Гаспаров Михаил. "Занимательная Греция".- М.: Терра, 2009 г.
- http://ellada/spl.ru/ История Древней Греции
Содержание учебного материала к уроку базируется на учебнике:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2017 г.
Устюгов В. Б.,
учитель истории МБОУ ЦО «Школа-сад №7» г. Ханты-Мансийска