Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
  2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
  3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  1. Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  2. Информационные – владение информационными технологиями
  3. Социальные – умение жить и работать в коллективе.
  4. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
  5. Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.

История – наука социальная. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом.

К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, предупреждать конфликты, толерантность и др.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.

Каков же спектр информационных технологий, используемых мною в учебной деятельности?

  1. Электронные учебники.
  2. Собственные разработки уроков на электронных носителях.
  3. Интеллектуальные игры.
  4. Тематические презентации.
  5. Проектные технологии.
  6. Использование тестовых технологий.
  7. Компьютерный мониторинг.
  8. Внеурочная деятельность (классные часы).

Остановлюсь на некоторых из них. Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст, рисунок, звук, фотографии, анимация и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия : учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот, от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается на 20-30%.

Любые технологии сами по себе – ещё не гарантия успеха. Учитывать необходимо и культурную ситуацию в школе, личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала, уровень владения компьютером.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики.

Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата (успешный опыт в этом направлении у нас есть).

Использование на уроках истории современных ИКТ позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо адаптироваться. Оптимальное сочетание традиционных и интерактивных уроков формирует положительную мотивацию к изучению истории.

FLASH- ПРЕЗЕНТАЦИИ

- для меня сравнительно новая и удобная форма сопровождения занятий. При участии старшеклассников был разработан ряд уроков и внеклассных мероприятий.

Создание тематических презентаций по вопросам учебного материала есть суть творческой деятельности на уроках истории. Через такой вид работы развиваются компетенции, обеспечивающие интеграцию личности в общество: способность включаться в деятельность групп, готовность сотрудничать и вступать в продуктивный диалог с другими учащимися. В ходе защиты своего продукта ребята учатся аргументировано отстаивать свою позицию и оценку исторических событий.

В течении трёх последних лет я провожу компьютерный мониторинг по истории (бинарные уроки) с целью проверки исторической грамотности, умение классифицировать материал, работать по аналогии и т.д.

Применение в работе компьютерного мониторинга позволяет определить уровень развития предметной компетенции по истории и информатике. А также позволяет ребятам находить свои собственные приёмы обучения, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

Игра помогает совершенствовать мышление, внимание, творческое воображение. А также формирует социальные компетенции: умение работать в команде, ответственность за общий результат. Помимо этого они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.

Организуя на уроке работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные “информационные” компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам и в завтрашней “взрослой” жизни. {см. Приложение №1}.

Помимо перечисленного, ИКТ активно можно использовать и во внеклассной деятельности, например, в подготовке и проведении классных часов. Совместная работа учителя и учащихся помогает максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.

Время движется вперёд, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, поэтому педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.

3.03.2008