Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Межкультурный диалог на основе изучения русской классической музыки

Межкультурный диалог на основе изучения русской классической музыки

Культура предстает как важнейшее средство регуляции духовной жизни общества. Только в культуре (и через культуру) человек способен реализовать то, что в нем заложено потенциально, и то, что подсказано ему его фантазией.

Культура не существует вне человека. Человек постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой вклад в культурный слой.

Диалог культур – это диалог ее этапов, стилей, это диалог с предыдущими культурами и последующими, поэтому может быть рассмотрен и в качестве важнейшего средства сохранения и воспитания духовности, поскольку такой диалог развивается между культурами как носительницами духовной составляющей общечеловеческого опыта. В процессе культурного диалога люди не просто общаются, но обогащают друг друга своим духовным опытом, своей духовностью.

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, поскольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют общественное существование.

Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательное отношение к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

В формировании толерантного сознания большая роль принадлежит педагогике искусства, т. к. у искусства свой, особый язык, эмоционально воздействующий на душу молодого человека; он развивает его эстетический вкус, фантазию, желание приобщиться к творчеству. Искусство призвано сохранять и беречь историческую память в эмоциональной, образной форме, а это и будет способствовать взаимообогащению культур, осознанию общечеловеческих ценностей.

Межкультурный диалог оказывает огромное воздействие на формирование, развитие юной личности: здесь и расширение кругозора, и рост умения уважать и понимать другую культуру, ценить свою, видеть ее через призму другой и оценивать тот вклад, который внесла своя культура в сокровищницу мировой культуры и искусства. Правильно организованный межкультурный диалог поможет молодежи составить представление о другой культуре с точки зрения ее реалий, традиций, аксиологических аспектов, научиться грамотно осуществлять компаративистский анализ различных артефактов и феноменов культур. В целом это будет способствовать развитию общей культуры личности, познавательной мотивации учения, формированию культурного опыта, росту патриотизма и толерантности.

Люди, принадлежащие к разным культурам, религиям, социальным слоям, разным уровням образования и, наконец, разным возрастным группам, могут свободно вступать друг с другом в общение, будучи объединены одной интересующей всех проблемой, стимулом к познанию.

Русская культура «погранична»: в ней сосуществуют восточное и западное начала. Она открыта для диалога. В этом процессе большую роль играет эмоциональная основа восприятия, оценки произведений искусства, принадлежащих другой культуре. Россия имеет огромный многовековой опыт в успешном ведении межкультурного диалога, что усиливает взаимопонимание между народами.

Большинство музыкантов в России исполняют музыку, которая представляет собой подражание европейским и американским образцам. Это плохо, поскольку национальные музыкальные традиции разрушаются. Однако в этом и много хорошего, так как, заимствуя западные образцы, музыканты вынуждены повышать свой профессионализм, получать новые знания и умения. Знакомство с чужими образцами расширяет кругозор, позволяет лучше понять особенности национального искусства. Да и само заимствование благотворно: разве не обогатилась европейская культура после того, как в ней появился джаз – музыка созданная выходцами из Африки? Главное – не перенимать что-либо слепо, делать это творчески, переосмысляя и приспосабливая для себя.

Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

Формирование этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ. Музыкальное искусство является в этом процессе действенным воспитательным средством, в «генетическом коде» которого отражается весь спектр эмоций, чувств и переживаний народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая музыку разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта человек в со­стоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, со­переживать ему.

Несомненно, важным моментом здесь является уровень развития и интеллектуальное наполнение национальной культуры в целом, и каждого из ее представителей, в частности. Знающий и уважающий свои национальные истоки и традиции человек, несомненно, такой же интерес и уважение будет выражать к другой культуре и ее представителям.

Важнейшая роль в процессе развития эмоционально-чувственной сферы учащихся. принадлежит эстетическому воспитанию, которое позволяет молодым людям многогранно осваивать окружающий мир, овладевать опытом, накопленным человечеством, учит мыслить глубоко и оригинально. Образованный и культурный человек – это мобильная, динамическая и творческая личность, легко и органично входящая в диалог с любой культурой. При этом она остается носителем и творцом культуры своего народа с ее неповторимостью, эмоционально-чувственной сферой, духовной наполненностью и образной целостностью.

Искусство всегда выражало национальный характер, национальное видение мира. Такие русские композиторы, как М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков , П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, как нельзя лучше выразили в своем творчестве особенности русского характера, русской культуры. Их творчество глубоко национально, отражает особенности свойственного русским отношения к людям и миру в целом. Русская классическая музыка во многом определила то, как выглядит современная мировая музыкальная культура.

"Иван Сусанин" М. И. Глинка Опера «Жизнь за царя» (в СССР в 30-80 х гг. было принято название «Иван Сусанин»; 1836 г. ) написана на историко-патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII в. – борьбе русского народа против польских завоевателей. Сюжет произведения – подвиг Ивана Сусанина – предложил Глинке поэт Василий Андреевич Жуковский.

В центре оперы – образ русского крестьянина Ивана Сусанина. Композитор подчёркивает нравственную силу героя. Для его музыкальной характеристики использованы интонации народных мелодий. Антонида, дочь Сусанина, – светлый и поэтичный («нежно-грациозный», по определению самого Глинки) образ русской девушки. Образы молодых членов семьи Сусанина – Вани, Антониды, Собинина нарисованы в традициях и интонациях бытовой песни романса.

Русским образам противостоит враждебный лагерь поляков. Развёрнутая хореографическая картина представляет «польский акт» оперы – пышный бал в старинном замке. Эта симфоническая композиция передаёт блеск, изящество и гордость шляхты – польской знати. Звучат мелодии и ритмы полонеза, мазурки, краковяка. Красота музыки завораживает, но в целом простота и задушевность «русских» сцен противопоставлена показной пышности «польского акта».

Сознание творческой победы вдохновило композитора на новые замыслы, и через несколько лет появилась опера сказка «Руслан и Людмила» (1842 г. ). Она написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. Неторопливость развития музыкального действия напоминает древние былины и сказания. В опере есть и народные обрядовые сцены, и красочные картины природы, и фантастические образы. Миру русских богатырей (Руслан, Ратмир), песнопевца Бояна, князя Владимира противостоит сказочный мир волшебников – Черномора и Наины. Богатыри показаны с былинной серьёзностью и эпической величавостью. Черномор и Наина (как и незадачливый соперник Руслана – Фарлаф) нарисованы с несомненной долей юмора; автор как бы говорит слушателю: это всего лишь сказочные персонажи, скорее комические, чем злые. Главная характеристика Черномора, властелина волшебного замка, – полушутливый марш. В создании образов большую роль играет оркестр. Рисуя царство Черномора, композитор использует интонации музыки Востока. Перед слушателем проходят турецкий и арабский танцы, лезгинка. Заканчивается опера «Руслан и Людмила», как и любая сказка, победой добра над злом и торжеством любви.

«Князь Игорь» – Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – неповторимо своеобразный композитор. В музыке продолжал во многом традиции Глинки. В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Замечательно произведение древней русской литературы XII века – «Слово о полку Игореве» – увлекло Бородина увлекло его и вдохновило на создание оперы. В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря на половцев. Автор призывал князей к объединению, и в этой патриотической направленности произведения заключалась его прогрессивная роль. На этот сюжет Бородин создал свою грандиозную оперу «Князь Игорь» (завершена Римским-Корсаковым в 1890 году). «Князь Игорь» – лирико-эпическая опера в 4х действиях с прологом. Музыка оперы во многом основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные. В этом Бородин был последователем Глинки, который для изображения стана врагов также находил художественно убедительную характеристику.

М. П. Мусоргский – композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа. Его творчество было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на композиторов разных стран.

Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844-1908). Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Вся его жизнь – это беззаветное и бескорыстное служению искусству, верность своим идеалам.

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все «кучкисты», композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений. Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»); его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в «Кащее бессмертном»), с другой -– легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства; его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра -– источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

Гениальный Петр Ильич Чайковский (1840-1893гг. )

Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей – музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаяньем. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

Стиль музыки Чайковского сложился в контексте нетрадиционных представлений композитора о природе национальной самобытности. В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский фольклор не был для него универсальным источником, первоосновой музыкального языка. С помощью обобщенных, опосредованных народно-песенных интонаций Чайковский воплотил национальный образ «русскости», России, российскую действительность в ее современной многогранности. Поэтому композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к «интонационному словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире.

Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века – вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века и наши современники.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» —пример музыки «в народном духе». Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музы­кальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.

Заключение

XIX век дал русской и мировой музыке замечательные сочинения. «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» составляют гордость русской культуры. В золотой фонд русской музыки вошли произведения Бородина, романсы Балакирева, Римского-Корсакого, Бородина, Кюи.

Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.

Кто самый любимый русский композитор в Америке в наши дни? Конечно же, Чайковский. Многие американцы даже считают Петра Ильича американским композитором. Он в Америке дирижировал своими сочинениями, когда был приглашён на открытие знаменитого Карнеги-Холла в Нью-Йорке. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке по радио, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик».

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского – подлинное сокровище русской культуры XIX века. Их традиции нашли претворение и развитие в произведениях композиторов конца XIX-начала XX столетия – Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калиникова, Скрябина и Рахманинова. Все они – достойные преемники своих великих предшественников.

Русская музыкальная культура XIX века через слияние с европейской культурой, через ее преобразование приобрела самобытные особенные черты и стала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и по сей день.

Музыка будущего несомненно придет к нам из прошлого, вобрав все лучшее, что создано за столетия, причем это будет естественный синтез различных жанров и стилей. Она впитает опыт традиционных этнических культур и классической музыки, роковой и джазовой культуры 20 века, по-новому зазвучат первозданные ритмы самой жизни на бонгах и барабанах. Фолк-музыка разных народов станет не просто достоянием общечеловеческой культуры, а будет источником самых неожиданных музыкальных форм. Новая музыка планеты, полная жизни и творческой фантазии, будет обращена к светлым началам в каждом человеке, станет универсальным языком, понятным всем жителям Земли.

Ссылка на сайты

http://knowledge. allbest. ru/culture/2c0a65635b2ad68a4d53b88521206d26_0. html

http://shostak. iatp. by/doc/article/DIALOG. htm

http://www. dissercat. com/content/muzykalnyi-folklor-kak-sredstvo-aktivizatsii-razvitiya-chuvstva-muzykalnogo-ritma-u-mladshik?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz2BSOQ5JYG

http://www. openclass. ru/wiki-pages/34322

http://otherreferats. allbest. ru/pedagogics/00086869_1. html

Метки: Искусствоведение