Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись)

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись)

Структура проекта.

I. Диагностика уровня развития и обученности детей на 2009 год.

II. Психолого-педагогическая характеристика класса.

1) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

2) Тема, цели, задачи, оборудование урока.

3) План урока с хронометражем.

4) Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием.

5) Самоанализ урока

Для выбора проведения открытого урока и разработки творческой работы было проведено тестирование среди 5-х классов по следующим методикам:

А) Методика изучения уровня внимания. Составитель Р. М. Мухамедова. Психология 5 класс. Разработки занятий с детьми. Волгоград. Учитель – АСТ, 2005 год.

Б) Изучение логического мышления у детей. Г. К. Селевко. Познай себя. Москва. Народное образование НИИ школьных технологий, 2006 год.

В) Из различных видов памяти слуховой и логической. Р. С. Немов. Психология. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.

По результатам тестирования был выбран 5а класс. Проведенные методики подтвердили, что большинство учащихся данного класса обладают высоким уровнем мотивации к школьному обучению, хорошо развитыми познавательными процессами (память, внимание, мышление).

Результаты методики «изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

68% (17 чел. )

24% (6 чел. )

8% (2 чел. )

Результаты методики определения мотивации

Высокий уровень

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

20% (5 чел. )

64% (16 чел. )

8% (2 чел. )

8% (2 чел. )

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В школе у детей целенаправленно осуществляется развитие восприятие, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета, ритма, развития художественных творческих способностей. Большие возможности для развития творческих способностей детей заключает в себе народное искусство: музыкальное, изобразительное, поэтическое. Именно оно составляет основу развития художественно-творческой деятельности учащихся в школе.

В средней школе развитие личности осуществляется на уровне формирования и развития творческого опыта путем профессиональной ориентации в области определенного вида искусства. Другим важным моментом программы является освоение учащимися историй родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края.

К моменту проведения урока дети уже знают:

– названия основных цветов красок и умеют смешивать их, для получения дополнительных цветов;

– об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;

– о композиции, цвете, рисунке, приемах, декоративного изображения, растительных форм и форм животного мира;

– знакомы с художественными промыслами России;

– применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец);

– чувствовать гармоническое сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертание;

– высказывать суждение о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему. Какие чувства, переживания может передать художник);

– использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике;

– творчески использовать приемы народной росписи ( цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, душками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;

– использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

– расписывать готовые изделия. 16

Тема, цели, задачи, оборудование урока.

Искусства Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись).

Цель. Ознакомление с искусством Городца.

Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

– знать народные художественные промыслы России, их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественных промыслов;

– уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства материала, формы и декора;

– уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;

– уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять панно для общей разделочной доски.

Задачи художественного развития учащихся:

– формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

– проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиции;

– видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Формирование творческой активности:

– активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

– творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.

Оборудование урока. Для учителя. Репродукции образцов или подлинники (панно, разделочные доски, посуда); динамическая таблица этапов использования цветов Городецкой росписи; карта Нижегородской области; детские рисунки из фонда школы; шаблоны коней и птиц; стихи; игра– конкурс; музыка; жетоны.

Для учащихся. Цветной картон (желтый), гуашь или акварель; кисти; палитра; баночка для воды.

План урока с хронометражем.

1. Организационный момент (1-2 мин. )

2. Проверка ранее изученного материала (6-7 мин. )

3. Проверка домашнего задания (2-3 мин. )

4. Подготовка (настрой) на восприятие цели урока (1-2 мин. )

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин. )

6. Практическая работа учащихся (20-25 мин. )

7. Подведение урока (рефлексия) (1-2 мин)

Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент (1-2 мин. )

Создание эмоционального настроя.

– Здравствуйте, ребята!

Ученики – внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее

Начнем скорей урок.

Ну-ка

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

– А кто отсутствует у нас? (отмечаю отсутствующих в журнале).

Внимательно слушают, садятся. Дежурные называют отсутствующих.

Сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности.

2. Проверка ранее изученного материала (6-7 мин. )

Предлагаю учащимся игру – конкурс по предыдущему материалу «Лучшие знатоки Городецкой росписи. »

– Что обозначает декоративно-прикладное искусство;

– с какой росписью мы с вами познакомились на прошлом уроке?

– покажите на карте;

– Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву?

– как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать художник?

– какие краски берет художник для замалёвка?

– какие цветы любят писать Городецкие мастера?

– чем завершается работа художника над цветком?

– как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет». За правильный ответ раздаю жетоны с объяснением, что они помогут им в работе.

Дети отвечают на заданные учителем вопросы.

– «декоративное»

– украшающее «прикладное» – применяемое в быту

– Городецкая роспись

Показывают

– по дереву

– замалёвок

– любой смешивает с белой краской

– розан и купавку

Оживкой

Пишет

Говорят спасибо.

Закрепление изученного материала, развитие наблюдательности. Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Обучение монологическому ответу.

3. Проверка д/з (2-3-мин. )

Я вас просила найти репродукции и книги с Городецкой росписью, а также придумать стихи.

За стихи раздаю жетоны.

Показывают иллюстрации и книги с Городецкой росписью, читаю стихи.

Установление межпредметных связей. Развитие творческих способностей учащихся. Частично поисковый метод обучения. Развитие устной речи.

4. Подготовка восприятию цели урока (1-2 мин. )

Сегодня на уроке у нас будет коллективная работа; т. е. индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно, у нас с вами это будет разделочная доска (рисунок на доске).

Задача. На основе цветочного узора Городца при помощи дополнительных элементов коня и петуха мы выполним панно.

Чтение цитаты Б. Дубровина.

Творение умельцев дороже

Душе моей всяких иных

И чем– то особым и звонким

Похожи на тех, кто задумывал их.

Дети внимательно– внимательно слушают и осмысливают цель урока

Групповая форма работы. Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний.

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин. )

Задаю сопутствующие вопросы по ранее изученному материалу, привлекаю внимание к пособиям на доске.

– давайте вспомним основные этапы работы в написании цветочного узора Городца.

– что такое композиция?

– что сначала выполняет художник?

– какие по форме круги?

– какие краски смешивают для замалёвка?

– какой следующий этап?

– что пишем после определения центра?

– какой этап последний?

– какого цвета кони и птицы?

– составление

– замалевок круглой формы, для розана – побольше, для купавки -поменьше

Любую с белилами

Нахождение центра

– венчик

Оживка

Черные или красные

Систематизация и закрепление знаний и способов

6. Практическая работа учащихся (20-25 мин. )

Желаю детям творческих успехов, не мешать друг другу, но и оказывать помощь, делиться художественными материалами. Раздаю шаблоны коней и птиц. Во время работы помогаю детям, корректирую ошибки, показываю наиболее удавшиеся работы, правильное оформление и ведение работы. Музыка. Физкультминутка.

Говорят спасибо.

Применяют шаблоны.

Дети внимательно смотрят, осмысливаю работу своих одноклассников.

Практическая реализация ЗУНов, умение самостоятельно работать в группах. Воспитание коллективизма. Развитие наблюдательности, умение осмысливать. Здоровье-сберегающие технологии

7. Рефлексия урока (1-2 мин. )

Задаю детям вопросы:

– какую роспись мы с вами закрепили на этом уроке?

– понравилась ли роспись, почему?

– почему?

– как мы работали на уроке

– Городецкую.

Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности, богатством красок русского леса, цветовой гаммы.

Группами, без карандаша

Умение делать самостоятельно, умение отстаивать свое мнение, выделять главное

8. Организационный конец урока (1-2 мин. )

Выставка детских работ и их оценка. Чтение стихотворения

Учащиеся встают, говорят до свидания

Умение организовано закончить урок.

Метки: Искусствоведение