Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Образ времени в картине Эдварда Мунка «Крик». Конкурсный урок в 11 классе

Образ времени в картине Эдварда Мунка «Крик». Конкурсный урок в 11 классе

Жизнь есть усилие времени. . . Всё существующее. . .

должно превосходить себя, чтобы быть самим собой[1]. . .

Реальная культура находится вовсе не в музеях и не

сводится к их посещению, а состоит в чувстве бытия

или небытия.

Мераб Мамардашвили

Цель урока:

– открыть вместе с одиннадцатиклассниками загадку переходного периода (рубежа XIX-XX веков) в искусстве;

– на примере «знакового» произведения этого периода (Э. Мунк «Крик») проследить, как время влияет на художественный образ.

Художественное пространство урока:

– репродукции трёх картин Э. Мунка: «Крик», созданных в 1893 году; «Автопортрет» (1893);

– музыка Рихарда Вагнера.

Дидактический материал урока:

– иллюстративный (репродукция картины «Крик» на столе каждого ученика; видеоряд репродукций, спроецированных на экран);

– конверты с раздаточным материалом по теме «Стилевые особенности и эстетические принципы искусства XIX века и рубежа веков».

I. Погружение в тему диалога (формулирование темы урока и выбор его цели)

Учитель:

Здравствуйте, дорогие современники, выпускники школы №43 имени А. С. Пушкина, здравствуйте, юноши и девушки XXI века, стоящие на пороге самостоятельной взрослой жизни, а МИР вас ждёт.

А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы не растеряться, не раствориться в сложности бытия, чтобы, по выражению грузинского философа Мераба Мамардашвили, «быть самим собой»?

(Учитель подводит учеников к выводу: «Уметь соотносить Я во времени и пространстве» и открывает первую часть эпиграфа урока)

Учитель:

Перефразируя слова Людмилы Марасиновой, можно сказать, что «веков разорванную нить» помогают осознать произведения искусства, назначение которых не только в художественном отображении жизни, но в ориентации человека в сложном и порой неоднозначном мире.

Перед вами картина[2] известного норвежского художника Эдварда Мунка. Нарочито скрыто и название произведения, и год его написания. Всмотритесь внимательно в картину и определите, какое время она отражает: XYIII, XIX, рубеж XIX-XX веков, XX век? Аргументируйте свой ответ.

II. Наблюдение над картиной. (Параллельно этот процесс осмысления художественного произведения сопровождается рассказом учителя о художнике Э. Мунке).

Эдвард Мунк, как я уже сказала, норвежский живописец и график. Несколькими штрихами его портрет можно нарисовать так:

– в детстве пережил сильное потрясение: сначала умерла мать, а позднее 15-летняя сестра;

– получил профессиональное художественное образование: школа рисования и художественных ремёсел в Осло;

– почти 10 лет жил во Франции, увлёкся идеями Фридриха Ницше; влюбился в театр, в частности в творчество Генриха Ибсена и Августа Стриндберга с его повышенным вниманием к сложным психологическим состояниям человека;

– его произведения оказали большое влияние, в первую очередь, на творческую молодёжь;

– лучшие его картины (внимание на экран!) «Больная девочка», «Мадонна», «Танец жизни». Их можно увидеть в музее художника в Осло, кстати, это единственный музей в столице Норвегии, посещение которого для посетителей бесплатное.

(Учитель заканчивает комментарий о жизни художника, и звучит музыка Рихарда Вагнера)

III. Диалог.

(Ученики дают аргументированные варианты ответов, учитель предлагает их фиксировать, чтобы сформулировать тему урока).

Вывод: картина написана на рубеже веков (учитель указывает точную дату – 1893 год)

Учитель:

Регламент конкурсного урока не даёт возможности выбора темы учителем совместно с учениками, поэтому учебный материал я выбирала сама, ориентируясь на «знаковый» характер этого произведения. Рубеж веков известный современный искусствовед Михаил Гаспаров назвал «эпохой множества «измов», имея в виду многообразие течений, стилей в искусстве: импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм, модерн, символизм, экспрессионизм, футуризм, акмеизм и т. д. Мунк синтезировал в этой картине сразу несколько «измов», говоря языком Гаспарова, но об этом мы поговорим позднее. А сейчас я прошу вас сформулировать тему урока.

(Примерные темы: «Зачем кричит человек в картине Э. Мунка «Крик»; «Образ времени в картине. . . »; «Смысл художественного образа в картине. . . » и др. )

Учитель:

Чтобы очертить круг вопросов для обсуждения, важно уяснить, как изменились эстетические принципы и что нового появилось в стилистическом отношении в произведениях искусства рубежа веков.

Предлагаю поработать в парах. На ваших столах конверты-задания, в которых помещен материал, характеризующий особенности искусства XIX века и рубежа веков. Опираясь на знания об особенностях искусства XIX века, думаю, вы правильно систематизируете этот материал, разнеся его по двум группам, отражающим соответственно эпоху XIX века и рубежа веков.

IY. Аналитическая работа в группах (Сопровождается музыкой Р. Вагнера)

После систематизации материал должен выглядеть так:

XIX век

Рубеж веков XIX и XX

-изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

– полное и всестороннее отображение действительности;

– точность и конкретность деталей;

– типизация индивидуально-неповторимого;

– правда жизни;

– склонность к деформации реальности;

– приоритет субъективного над объективным;

– эскизность;

– всё большее и большее нарушение равновесия между формой и содержанием;

– рождение всё новых и новых художественных идей;

– максимальная выразительность художественного образа;

Y. Творческая лаборатория.

Учитель:

«Нам часто придётся умолкать перед лицом неведомого», – заметил один из поэтов рубежа веков Рене Рильке, словно предугадывая многозначность и неоднозначность тех произведений, которые явятся миру и будут требовать ответа.

Какие вопросы задаёт нам Мунк своим произведением? А какие вопросы есть у вас?

– Какие характеристики крику можно дать, исходя из колорита картины?

– Подберите определение крику, соотнося каждое из характеристик с определенным цветом в картине.

пронзительно-жёлтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;

кроваво-красный – тревожный, надрывный;

безжизненно-голубой – одинокий, потерянный;

волнисто-изумрудный – безысходный. (Как не вспомнить Достоевского и его героя Мармеладова: «Когда идти некуда»);

– Как композиция картины помогает понять авторский замысел, идею произведения?

– Какова, по вашему мнению, причина крика. Составьте небольшой рассказ, опираясь на сюжет картины.

– Почему художник отказывается или почти отказывается от детализации, предпочитая предметам линию?

– Какие символы вы можете обозначить в картине?

– Как вы можете определить формулу творчества художника?

VI. Обобщение и выводы по уроку.

Не дано трансмиссиям ремнями

Колесо грядущего вертеть.

Времена толкуют с временами.

Будет скрыто многое и впредь,

Чтобы наши завтрашние дали

Мы в себе сегодня обретали.

Чтобы вам легче было «разговаривать» с произведением искусства, я приготовила своеобразные памятки «Как анализировать художественное произведение». Для кого это важно и кому это нужно, пожалуйста, подойдите на перемене.

Белякова Людмила Михайловна, МОУ СОШ №35, г. Рыбинск, Ярославская область



[1] Эпиграф урока открывается на уроке поэтапно: первая часть осмысливается учениками в начале урока, а вторая, выделенная курсивом, в заключение разговора.

[2] Учитель договаривается с детьми о том, что условно репродукцию в ходе урока возможно называть «картиной», осознавая, что это, конечно, репродукция.

Метки: Искусствоведение