Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Мастер-класс. «Самое главное в общении – это то, что не было сказано» (Питер Дранер)

Словарь урока:

Аллегория – иносказание, изображение идеи посредством образа; имеет однозначный смысл.

Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой («говор волн»).

Символ – характеристика художественного образа с точки зрения его идеи. Отличается неисчерпаемой многозначностью.

Яблоко в произведениях искусства:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит. . .

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

А. С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Яблоко раздора в мифологии. Афина, оскорблённая тем, что Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите, поддержала греков в Троянской войне. Она направила копьё Диомеда, и тот ранил бога войны Ареса.

Греческий миф о яблоке раздора между Афродитой и Афиной.

Адам и Ева вкусили запретный плод (яблоко), познали Добро и Зло.

1. Завязка-интрига мастер-класса.

Учитель демонстрирует яблоко и просит учеников ответить на один вопрос: «Какое оно?» (крупное, красное, крепкое, большое, привлекательное, красивое, сочное). А почему вы решили, что оно сочное? Для этого нам необходимо попробовать его на вкус, т. е. проникнуть в содержание. Этот пример служит метафорой художественного образа, который, как и это яблоко имеет форму и содержание, явное (форма) и скрытое (содержание). Проникнуть в суть образа – значит открыть авторский замысел, значит постичь то, что закодировано, зашифровано автором. Любой художник надеется на встречу с грамотным зрителем, надеется на такое общение, где сквозь культурный текст будет прочитан и подтекст.

И тема нашего разговора сегодня нашла отражение в точном высказывании американского философа Питера Дранера «Самое главное в общении – это то, что не было сказано».

А предметом общения станет картина (конечно, мы имеет дело с репродукцией, но условно будем называть в ходе диалога «картина») бельгийского художника прошлого столетия (его последняя картина была написана в 1967 году) Рене Магритта.

2. Демонстрируется на экран и на бумажном носителе репродукция картины «Это не яблоко», но название для учеников закрыто.

3. Диалог:

– Скажите, пожалуйста, она напоминает вам реальное яблоко, то, которое мы характеризовали в начале общения?

– К какому жанру вы отнесёте это произведение?

– Опишите яблоко на картине художника.

– Подберите, пожалуйста, названия к этому холсту (кстати, картина написана маслом на холсте).

– Художник говорил: «Моя живопись ничего не скрывает. (Вы согласны, что картина понятна зрителю?). Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задаётся вопросом: «Что это значит?».

Что это значит? Что значит яблоко в этом произведении? – нам задал вопрос художник. Предлагаю ответить на него письменно. Очень кратко, одним предложением сформулировать ответ.

(учащиеся в течение 1 мин. записывают ответ на вопрос).

4. Систематизация отзывов (учитель выносит на доску).

5. Кульминация-интрига.

Учитель:

Чтобы продолжить наше общение, нам необходимо вернуться к произведению, а вернее к его названию. Внимание на экран. Итак, прочитаем хором. Картина называется «Это не яблоко», т. е. картина имеет название, что не сказано. Перед нами обманчивое видимое.

Удивительная способность мастера: не двигаясь с места, не меняя пространства, времени, перенести нас в иной мир.

Какой же мир открывает нам Рене Магритт?.

6. Продолжение диалога.

Опираясь на ваши первичные ассоциации, перед нами предстаёт художник-мыслитель, художник-эстет, художник-человек.

Какова философская концепция художника? Определите, опираясь на высказывание мастера: «Мы живём не здесь, наша жизнь там, наверху. Поднимите глаза: посмотрите, что вы такое, что вы делаете?». Яблоко – символ мысли, чистых помыслов.

Что есть красота (внутренняя составляющая природы человека). «Искусство всегда тайна», – неоднократно произносил Рене Магритт. Для художника Рене красота – это тайна, как он считал вечная тема в искусстве. «Без тайны ни мир, ни идея невозможны», – утверждал он. И яблоко – это символ иного измерения, это «взломанная дверь» в мир, таящий множество загадок. Картина смотрится как некая эмблема сложного мира.

Какие нравственные ценности утверждает художник?

Он стеснён и неловок перед вещами, которые видит, поэтому передавая точную похожесть, он восстанавливает нарушенный порядок, гармонию в жизни, где важны не названия, а сущность.

7. Наше общение завершается, и я предлагаю открыть тайну ещё одного произведения. (Демонстрируется картина «Это не трубка» и учитель просит дать название произведению).

Л. М. Белякова, МОУ СОШ №35, г. Рыбинск, Ярославская область

Метки: Искусствоведение