Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Мастер-класс . Кросскультурные связи в постижении художественного образа

Мастер-класс . Кросскультурные связи в постижении художественного образа

Предметы исследования – произведения искусства:

– Уильям Холмен Хант «Козел отпущения» (1856) – живопись;

– Джордж Кейдж «3 минуты 44 секунды» – музыка;

– Марк Куинн «Беременная Алисон Лаппер» – скульптура.

Когда творит воображенье формы

Неведомых вещей, перо поэта,

Их воплотив, воздушному «ничто»

Дает и обиталище, и имя.

В. Шекспир

I. Художественный образ – основная категория искусства и художественной педагогики.

Давайте задумаемся, что за странное виртуальное образование представляет собой художественный образ?

(Варианты ответов: это главная смысловая составляющая искусства; это одна из основных категорий эстетики; в художественном образе отражается и преобразуется действительность и т. д. )

Все так. А если своими словами и ближе к жизни?

Вот перед нами два предмета: яблоко и книга. Что мы можем сказать о них? Почти ничего, по крайней мере, пока не откроем книгу и не прочитаем ее и не попробуем яблоко, чтобы, по крайней мере, ощутить, сладкое оно или кислое. А значит, наличие формы предмета не дает представление о самом предмете. И даже этот простой пример убедительно доказывает, сколь важно содержание. Особенно станет ценно единство формы и содержания: когда красивый переплет, отличная типография соединяются с интересным содержанием книги, а душисто-янтарное яблоко окажется еще и по-бунински необыкновенно сочным и вкусным.

Таким образом, напрашивается вывод, что художественный образ обладает формой и содержанием. Вы согласны с этим предположением? Предлагаю небольшой блиц-тест: я называю произведение искусства, а вы определяете форму и содержание художественного образа.

И. Шишкин «Рожь» – (форма (жанр) – пейзаж; содержание – щедрость, богатство родных просторов);

А. С. Пушкин «Няне» – (форма (жанр) – лирическая миниатюра; содержание – сыновняя любовь и благодарность);

К. Сенс-Санс «Лебедь» – (форма (жанр) – музыкальная пьеса; содержание – красота окружающего мира, гармония в нем).

К. Малевич «Черный квадрат» – ?

Да, идея присутствует неоспоримо, но определить художественный образ невозможно, да и сам художник писал: «Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».

А значит, художественный образ может трансформироваться до неузнаваемости и даже вообще отсутствовать. Как же постигать язык таких произведений?

Во-первых, используем арсенал кросскультурных связей.

Послушайте, пожалуйста, произведение композитора Джорджа Кейджа «3 минуты 44 секунды».

(Произведение нетрудно мысленно представить: контекстная среда – концертный зал, исполнитель-пианист. Последний садится к открытому роялю и после объявления названия произведения немотствует 3 минуты 44 секунды, сохраняя видимую невозмутимость. )

– Это художественное произведение?

Да, у него есть форма, и есть содержание. Другое дело, что смысл нетривиален и философичен: звучать будет зрительный зал. И звуки зала будут нарастать вплоть до кульминационной зоны, делящей произведение на две противоположные волны: возрастающую и затихающую. Перефразируя слова Шекспира, можно сказать, что наше воображение «воздушное ничто» превратило в целый спектр переживаний. Думается, что не всякое классическое произведение могло бы породить в человеке подобное эмоциональное напряжение.

Отсюда, следует первый уровень восприятия ХО:

-выделение материально-чувственного компонента.

Вы уже поняли, что это напрямую зависит от воображения и ассоциативного мышления.

Вторым предметом нашего исследования будет произведение английского скульптора Марка Куинна, который часто возмущает эстетические чувства современников. Так в 1994 году он вылепил собственный автопортрет из собственной крови: в течение некоторого времени он заливал гипсовый слепок своей головы своей же кровью. И миру явился «Кровный автопортрет», материалом которого стало 4,5 литра крови скульптора. А темой нашего разговора будет другое произведение скульптора «Беременная Алисон Лаппер».

(Для визуального знакомства предлагаются ксерокопии скульптуры).

– Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Следует сказать, что сегодня нет, наверное, ни одного произведения искусства, которое бы вызывало такие полярные, неоднозначные оценки. В Англии, где в Лондоне на Трафальгарской площади установлена эта пятиметровая скульптура, она приобрела скандальную известность.

Да, Алисон Лаппер – инвалид, у нее нет рук и сильно укорочены ноги. Причина – в редком генетическом дефекте под названием фокомелия. Британцам и жителям других стран Европы такие дефекты знакомы: они были вызваны препаратом талидомид, который рекомендовали беременным, конечно, с благими побуждениями. Лаппер – человек, сумевший победить в борьбе с роком, она самостоятельно закончила арт-колледж, вышла замуж, родила сына, блестящий фотограф. Она довольна, что работа Куинна победила в конкурсе.

– Изменилось ли ваше восприятие этого произведения?

Это произошло, потому что мы приблизились к автору, сумели «реконструировать» авторский замысел. Таким образом, вторым уровнем восприятия художественного образа является культурное калькирование, то есть «считывание» информации соответствующей эпохи, художественной школы, истории создания произведения и т. д. Как видно из приведенного примера на этом этапе возрастает роль учителя как носителя теоретических знаний.

II. Художественный образ как модель мировидения.

Осмысление художественного образа зависит не только от культурного контекста и вскрытия изначального смысла, но и от способностей включать данный ХО в новые контексты (принцип интерпретации).

Рассмотрим этот уровень на произведении английского художника Уильяма Холмена Ханта «Козел отпущения»:

– О чем говорит название картины?

– Какую роль выполняет колорит?

– Что можно сказать о «герое» произведения?

– Какое настроение вызывает картина?

Известно, что У. Хант принадлежал к школе «прерафаэлитов», главным смыслом творчества которых была пропаганда идей братства. Главными темами творчества являлись религиозные темы. Однажды в Талмуде Хант наткнулся на описание одного еврейского обряда.

В день Искупления грехов из храма изгоняют козла, к рогам которого прикреплен кусок красной материи и гонят его в пустыню до полного изнеможения. Считается, что козел принимает на себя все грехи верующих – и если эти грехи прощаются, то материя из красной превращается в белую.

– Сформулируйте идею картины (искупление греха, стремление к истине).

– Охарактеризуйте пространство произведения (тревожное, зловещее).

– Близок ли конец пути нашего «героя»? (утомителен и бесконечен, но, самое главное, безысходен)

Так «читается» картина в контексте эпохи. А если перенести сюжет в наше время? Что изменится?

Говоря метафорическим языком, каждый из нас в какой-то миг своей жизни становится «козлом отпущения» и важно справиться с этой ношей, чтобы восстановить истину, воссоздать гармонию в мире природы и мире человека.

Л. М. Белякова, МОУ СОШ №35, г. Рыбинск, Ярославская область

Метки: Искусствоведение