Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Искусство графики. 5 класс

Искусство графики. 5 класс

Цель: Знакомство с искусством графики через практическую работу.

Задачи:

1. Воспитательные: умение довести начатое до конца.

2. Образовательные: знания о графических материалах и приемах работы.

3. Развивающие: развитие познавательных интересов, графических навыков,

Оформление классной доски: тема, композиционная схема рисунка, выполняемая учителем по ходу работы.

Оборудование и материалы:

Для учащихся: альбом для рисования, простой карандаш, ластик.

Для учителя: классная доска, мел, лист бумаги А-4, планшет под лист, простой карандаш, ластик.

Виды деятельности учащихся: практически-познавательные.

Схема урока:

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

2-3

Проверить готовность, отметить отсутствующих.

Готовят рабочие места

2.

Новый материал.

Вводное слово учителя.

3-5

Сообщение темы урока, постановка задачи.

Слушают

Практическая работа.

25

Демонстрация на доске, бумаге этапов работы.

Контроль деятельности учащихся, исправление ошибок.

Повторяют этапы работы

3.

Подведение итогов работы.

5-10

Задает вопросы по виду проделанной работы.

Отвечают на вопросы

4.

Окончание урока

2-3

Сообщает задание на дом.

Наводят порядок на рабочих местах.

Примерное содержание основных этапов урока:

2. Новый материал.

Вводное слово учителя:– дорогие ребята до сегодняшнего урока мы с вами работали красками, работа красками называется живопись, но кроме живописи существуют другие виды искусства например: графика. Наша сегодняшняя задача заключается в знакомстве с искусством графики и её художественных приемов. Сегодня я продемонстрирую графические приемы работы, а вы должны за мной повторять как можно точнее.

Повторите за мной изображение парусника, воды, берега. С подобными изображениями вы знакомы.

Изобразим небо штриховкой: наносим штриховку слева на право быстрыми движениями, делаем захват насколько позволяет рука, постепенно руку опускаясь по листу вниз, повторяем стараясь выполнить перекрытие предыдущей штриховки.

Изображаем воду линиями, (но не волнистыми) не стараемся проводить линии ровно. Работаем свободно, при этом линии могут пересекаться, касаться друг-друга, не стоит проводить линии от одного края листа к другому.

Изображаем берег: точками можно опускать карандаш перпендикулярно – получаются маленькие точки, можно с наклоном – получаются чёрточки и птички. Сильно на карандаш не нажимаем.

Кроме песка на берегу изобразим камни: замкнутой линией, расположим камни группами,

заштрихуем каждый камень, делая одну сторону темнее другую светлее.

Изобразим на берегу траву кустиками: штрихуем веером, направляя штрихи в одну точку, кустики располагаем группами, перекрывая один другим.

Самостоятельно выполните штриховку парусника, попробуйте определить его тон будет он темнее или светлее, определите характерное направление штрихов.

Последний этап работы над рисунком: откладываем в сторону карандаш, берём ластик, ластиком рисуем круг-солнце с лучами, круговыми движениями облака.

3. Подведение итогов работы.

Наш рисунок выполнен.

Скажите, какую работу мы с вами выполнили живописную или графическую?

Если в живописной работе для получения изображения краску наносят мазками, заливками, чем пользовались мы для получения изображения? (линиями, штриховкой, точками).

Чем отличается краска от карандаша? (краска влажная, карандаш сухой).

Вывод: технику работы линиями, штрихами, точками с использованием сухих материалов называют графикой.

Учащимся предлагается самостоятельно оценить свою работу, поставив оценку на листе.

Е. А. Порох, МБОУ СОШ № 2, г. Карасук, Новосибирская область

– шло особенно много сторонников. У этого явления были сложные общественные причины: главным образом дело было в том, что многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верования-ми и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древ-ними культурами – там они на-ходили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много не-определённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно не-ясных намёков, иносказаний и символов – последние дали имя всему направлению.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных много-значительных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. Выразительные средства символисты заимствовали по большей части либо из академического искусства (фото-графическая точность, сухое отчасти скучное письмо), либо из модерна (вытянутые фигуры, текучие кон-туры, однородные плоскости цвета и общее стремление к декоративности).

Французские художники не испытывали особой тяги к симво-лизму; куда больше это направ-ление было распространено среди немецких художников. Наиболее интересные французские символисты – это Однлон Редон (1840 – 1916) с его фантастически-ми картинами-видениюзи и создатель стенных росписей Пьер Пюви де Шаванн (1824 – 1898). Картины этих обоих мастеров очень привлекательны с чисто живописной стороны. Например, Пюви де Шаванн предпочитал сдержанные синевато-серые тона и простые, ясные формы. Очень известна его картина, где изображена защитница Парижа святая. Же-невьева, стерегущая лунной ночью спящий город. В старинной легенде говорится, что в 5 в. , когда гунны во главе с Аттилой угрожали Парижу, юная Женевьева воодушевила испуганных защитников города на борьбу. Враги были отброшены, а девушка, в знак признательности, была про-возглашена святой защитницей Парижа. Символизм распространен был и в Бельгии, где Джеймс Энсор (1860 – 1949) в яркой цветовой гамме изображал, устрашаю-щие лица-маски, и в Голландии, где Яи Тороп (1858 – 1928) созда-вал картины, исполненные горь-кий и болезненных настроений. Человечнее и понятнее искусство норвежца Эдварда Мунка (1863— 1944), например, его картина «Танец жизни» говорит о таких всем понятных вещах, как молодость и старость, надежды и разочаро-вания: в образах женщин в бело-снежных, ярко-красных и чёрных нарядах, танцующих при лунном свете на морском берегу, художник, передаёт течение человече-ской жизни.

В символизме могла проявляться озабоченность художника проблемами своего времени, но это полное безнадёжности искусство не содержало передовых идей – ни общественных, ни художественных. Не может оно удовлетворить и такого зрителя, который видит в искусстве источник красоты и радости.

Пёстрая картина развития искусства в конце 19 века оказывается особенно сложной, поскольку раз-личные художественные направления того времени воздейство-вали друг на друга и смешива-лись между собой, например, постимпрессионисты и символис-ты могли наравне пользоваться выразительными средствами мо-дерна. В то же время в произведениях некоторых постимпрессионистов ощущается характерная для символизма таинственность.

Иной и более привлекательный облик получил символизм в Скандинавских странах, в России и также в Эстонии. Здесь он сложился в тн. национально-романтическое направление. Оно вырастало на более здоровой почве, опираясь на пре-дания героического прошлого своей родины, стремясь оживить прекрасный мир народной поэзии или по-новому увидеть природу любимой родины. Пейзажная живопись в Скандинавских странах получила более декоративный характер, природа выступала в этих картинах в тяжелых оран-жеватых осенних красках. Среди скандинавских художников особенно известен Аксели Галлен -Каллела (1865 – 1931) – благо-даря своим произведениям на сюжеты финского народного эпоса «Калевала».

Русский художник Николай Рерих (1874 – 1947) писал древние русские города, сцены из жизни далёких предков и особенно часто – варяжские суда под разноцветными парусами. Михаил Врубель (1856 – '1910) изображал персонажей, охваченных стран-ной мукой, например, Лермонтов-ского Демона. Надолго врезаются в память прекрасные лица Врублевских героев с тёмными горящими глазами; окружающая их природа передана тускло мерцающими мозаичными пятнами и гранями. На студёно-синем фоне

изображена его бледная и хруп-кая царевна-лебедь.

Одним из интереснейших явлений русской художественной жизни была группировка «Мир искусства», которая сложилась вокруг одноименного журнала, устраивала выставки и стала в своё время центром новых художественных исканий в России. Группировка объединяла художников различного склада её к символизму можно лишь условно, потому что далеко не все участники «Мира искусства» были с ним связаны. В то же время их объединяло стремление к изысканности и декоративности, к стилизованному изображению минувшего. Наиболее известными «мирискусниками» были Алек-сандр Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1939), Иван Билибин (1876 – 1942), Николай Рерих, Константин Сомов (1869 – 1939) и другие. Помимо живописи члены группировки уделяли большое внимание станковой и книжной графике. Очень многого достигли они в области театральной декорации. Красочные фантастические декорации и костюмы пленили во время гастролей русского балета Западную Европу и стали там своего рода образцом для подражания.

С «Миром искусства был связан выдающийся живописец и график Валентин Серов (1865— 1911). Он был одним из первых русских художников, начавших писать под открытым небом. Серов создавал полные света пейзажи и бытовые сцены, изображал сюжеты из древних мифов и истории, иллюстрировал книги. Он – автор целой галереи замечательных портретов.

Е. А. Порох, МБОУ СОШ № 2, г. Карасук, Новосибирская область

Метки: Искусствоведение