Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Взаимосвязь этики и культуры

Взаимосвязь этики и культуры

"Культура и этика" – эта проблема становится в наше время все более

актуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу, когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле. Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая "массовая культура" буржуазного общества, не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса и непрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многих

поколений.

С другой стороны, в нравственном развитии человечества совершается

величайшей важности шаг: разуверившееся в капитализме человечество отворачивается от этики индивидуализма, выродившейся в культ эгоизма и стяжательства, и обращает свои взоры к этике коллективизма, рожденной в новое время пролетариатом и развитой социализмом.

В связи с этими процессами, являющимися полярными противоположностями в нравственном развитии человечества, естественно происходит оживление общественного интереса к проблемам этики и культуры.

Нравственный прогресс

История предоставляет много фактов, свидетельствующих об «облагораживании» человеческой породы.

Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для «своих» до заповедей общекосмического масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья.

Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни. Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди «не убий»; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании.

В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.

Итак, признаками нравственного прогресса являются:

возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;

усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;

способность морали преодолевать конфликтные ситуации;

повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;

дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;

определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.

Однако среди моралистов всегда находятся скептики, которые сомневаются в каком бы то ни было прогрессе в области нравственности. И тому есть много причин. Каждый новый век был отмечен еще более чудовищными преступлениями, чем предшествующий. Две мировых войны, ядерное и химическое оружие сделали XX век едва ли не самым страшным из всех. Современное зло стало куда более изощренным, чем простодушный порок наших малопросвещенных предков. Число негодяев не убывает, а святые исчезают. Выиграв в научно-технической области, мы разрушили гуманитарные основы своей жизни. В стремлении комфортно устроиться люди пренебрегают друг другом. Новые времена порождают все новые проблемы, не разрешая старых; сфера действия моральных оценок расширяется, все новые и новые явления, прежде считавшиеся нейтральными, ныне называются злом. Таким образом, "количество" зла увеличивается, зло воспринимается все более обостренно. И едва ли не в каждую эпоху слышны рассуждения об "упадке нравов''. Даже когда были прочитаны первые, клинописные таблички из библиотеки вавилонского царя Хаммурапи, в них говорилось, что наступившие времена куда хуже прежних.

С другой стороны, совершать добрые дела сегодня так же трудно, как и прежде, ценность их ничуть не меньше. Подвиг – всегда подвиг. А сострадание и милосердие не меняют своей природы. Добро есть добро, и непонятно, как оно может «развиваться» или «улучшаться». Сравнивая кодексы различных времен и народов, можно видеть, что они разные, но нельзя сказать, что мораль одних «лучше», чем мораль других. Это было бы дискриминацией, противоречащей духу морали. Таким образом, в определенном смысле в морали невозможен ни прогресс, ни регресс, она всегда как бы равна самой себе.

Не следует ли отсюда, что вопрос о прогрессе в морали – вообще фикция? Может быть, его нельзя решить в данной постановке, и поэтому следует отбросить "прогрессистскую" модель развития? Мораль, не столько "подымается" или "опускается" по лестнице прогресса, сколько "переливается" в лучах истории.

И все-таки, все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в морали, как и во всех остальных отраслях социального воспроизводства, «в общем и целом наблюдается прогресс». Главным показателем нравственного прогресса является уровень сознательности и ответственности субъективного фактора. Мораль развивается на основе максимального сближения должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу.

Нормативная этика

Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др. ), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она по каналам этического образования и нравственного воспитания непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Но для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности.

Ценность – философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания.

В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями.

Во втором – с ценностями «субъектными», к которым в частности, относятся и моральные ценности – общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Bо-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.

Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а) общечеловеческие, групповые и индивидуальные – по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей – наций, классов, объединений; для отдельного человека); б) альтернативные и комплементарные – по способу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы (например, добро и зло), комплементарные – взаимодополняют друг друга (например, страдание и сострадание); в) высшие моральные ценности – по их месту в иерархии ценностей. Конечно же, деление это весьма условно. Во-первых, оно носит субъективный характер, так как каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, другие – принижать или даже отрицать.

Так, на протяжении почти двух тысячелетий существования христианства, библейские заповеди считались выражением высших человеческих моральных ценностей. Коммунистический режим «отменяет» их и заменяет другими: вместо «не укради» – «экспроприация экспроприаторов» («грабь награбленное»); вместо веры в Бога – вера в идеалы коммунизма; вместо любви к Богу – ненависть к классовому врагу.

Нравственная культура

Понятие нравственной культуры общения относится собственно к его первому виду, в котором имеет место непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов: постановку цели общения; выбор партнера; побудительные мотивы и настроения; формы и способы общения; конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение – это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю. Внутренняя культура – это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными – обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

Социокультурный подход.

Нравственность составляет коренное условие подлинно человеческого существования. Моральные принципы образуют культурную среду, в которой становится возможным совершенствование человека и человеческого образа жизни. Они заложены не в генетической, а в социальной памяти человечества. Они не заданы «от природы» а вырабатываются, развиваются и передаются от поколения к поколению через культуру (а не через гены).

Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» – специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается.

Социокультурному обоснованию нравственности не достает конструктивности: оно не определяет конкретные моральные принципы, которые должны быть положены в основу истинно человеческого бытия. Но оно указывает, что такие принципы существуют и в истории человечества, развиваются и уточняются.

Современная этика, критически анализируя различные подходы к решению вопроса о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в процессе становления человека как родового существа, является его духовной сущностью, определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. Причем ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. Сначала возникает практика нравственных отношений. Это период первобытного общества, когда собственно нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д. Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового строя и возникновению рабовладельческого общества.

Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек – коллектив – общество». Возникнув в процессе становления человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна.

Межличностное общение

Общение людей – универсальный способ их жизнедеятельности, а моральное общение – специфическая форма этой универсальной связи. В нравственном общении проявляются моральные качества личности. Оно представляет собой непосредственную реализацию духовных принципов, идеалов и норм морали. Нравственное общение как необходимая составная часть духовного общения людей является содержанием общественно-исторической практики человека и общества. Нравственное общение – это сфера поступков.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение общения по характеру – непосредственному или опосредованному – позволяет выделить его виды: прямое и косвенное (общение с помощью технических средств – радио, телевидения, почты, интернета).

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры – те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении нельзя понимать абстрактно – это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим.

Нравственное общение как элемент моральной практики подразделяется на два вида: 1) Собственно сфера моральных отношений, когда нравственные нормы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека (любовь, дружба, ненависть, презрение, доверие, уважение и т. д. ).

2) Второй вид нравственного общения характеризует его в том случае, когда оно реализуется не в моральной сфере, а через другие формы общения (социально-экономические, политические, национальные, трудовые, семейные и т. д. ).

При этом фиксируются лишь результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Например, возмущение и негодование вкладчиков деятельностью финансовых пирамид, обманувших их лживыми обещаниями высоких прибылей, лишь в конечном итоге связано с моральной оценкой данного факта.

Моральное развитие человечества

На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости.

Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос.

История развития нравов показывает, что даже первые нравственные понятия – добро и зло – крайне «молоды» в словарном запасе первобытных племен. С другой стороны, некий порядок бытия в племени выступал, прежде всего, как естественно трудовое требование, подчеркивая, что правила выражают естественно-необходимые потребности производства, границы жизни и смерти, которые не нуждаются в особом нравственном обосновании. Например, инициации (обряды посвящения), распределение пищи, половозрастные отношения и т. п. . Таким образом, «самоочевидность» нравственных предписаний и непосредственность, «интуитивность» в определении добра и зла возникли из их многократного употребления.

Критерий прогрессивности этого процесса вначале слит непосредственно с общесоциальными показателями. Лишь с развитием относительной самостоятельности нравственности появлялись и относительно самостоятельные исторические признаки прогрессивности этого движения. История этических учений свидетельствует, что нравственный прогресс в обществе всегда был связан с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития самого общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др. ). Поэтому нравственный прогресс – это не прямая абстрактная линия, а постепенные и противоречивые шаги в регулировании отношений между людьми на основе морали.

Каждый новый этап в развитии морали достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. Нравственное развитие человечества – постепенное восхождение к новым духовным вершинам. Носителями морального прогресса всегда являлись передовые классы и слои общества (в Новое время – буржуазия, затем рабочий класс; в настоящее время – новый средний класс). Чем более эгоистичны, архаичны и ограничены интересы класса, находящегося у власти, тем больше они противоречат объективному ходу истории, духовному прогрессу и тем в большей степени в интересах всего общества необходимо их скорейшее преодоление.

При этом надо иметь в виду, что новое в морали появляется как исключение из правила, как единичное.

Постепенно оно становится из единичного особенным, а затем из особенного – всеобщим. О. Уайльд парадоксально заметил: «непокорность – основная добродетель человека, ибо благодаря ей стал возможен прогресс».

Прогресс нравов отражает не только требования социально-экономического развития, но и активное отношение субъекта истории к своей деятельности. Рост влияния морали, совершенствование нравственного самосознания, расширение возможностей для морального выбора – все эти черты нравственного прогресса говорят о развитии индивидуальной свободы, освобождении человеческой личности, расширении пространства и стимулов ее творческой деятельности.

В наши дни человек многозначен в своем поведении. Особенно, в современном индустриально-развитом рыночном обществе, поскольку в нем все отчуждается и все продается. Мораль и нравственность не являются исключением. Добродетель и порок, скромность, совесть, любовь, симпатия, улыбка, смех – все можно купить и использовать, а фальсификация этой, якобы нравственной и духовной, «продукции» достигает высокой виртуозности и мастерства. С другой стороны, часто она через СМИ используется для манипулирования общественным мнением, в результате чего меняются местами полюса нравственности.

Особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижения научных знаний, технологическому процессу воспроизводства.

Прогресс нравственности в современном обществе многогранный и сложный. Это одновременный прогресс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новой эпохе, критически позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано в созидательных усилиях по реформированию социальной системы, и главное – обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями. Развитие морали – отражение реальных социальных и человеческих противоречий, решение которых во многом зависит и от состояния ее самой. Единственно возможный вариант этого в современных условиях: опора на духовные начала, требовательность в выполнении каждым своего морального долга, нетерпимость

Межличностное общение

Общение людей – универсальный способ их жизнедеятельности, а моральное общение – специфическая форма этой универсальной связи. В нравственном общении проявляются моральные качества личности. Оно представляет собой непосредственную реализацию духовных принципов, идеалов и норм морали. Нравственное общение как необходимая составная часть духовного общения людей является содержанием общественно-исторической практики человека и общества. Нравственное общение – это сфера поступков.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение общения по характеру – непосредственному или опосредованному – позволяет выделить его виды: прямое и косвенное (общение с помощью технических средств – радио, телевидения, почты, интернета).

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры – те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении нельзя понимать абстрактно – это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим.

Нравственное общение как элемент моральной практики подразделяется на два вида: 1) Собственно сфера моральных отношений, когда нравственные нормы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека (любовь, дружба, ненависть, презрение, доверие, уважение и т. д. ).

2) Второй вид нравственного общения характеризует его в том случае, когда оно реализуется не в моральной сфере, а через другие формы общения (социально-экономические, политические, национальные, трудовые, семейные и т. д. ).

При этом фиксируются лишь результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Например, возмущение и негодование вкладчиков деятельностью финансовых пирамид, обманувших их лживыми обещаниями высоких прибылей, лишь в конечном итоге связано с моральной оценкой данного факта.

И. Н. Жарова, ГБОУ СОШ № 1909, Москва

Метки: Искусствоведение