Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» (по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской)
Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» (по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской)
Тема урока «Славны были наши деды!»
Цель урока: через знакомство с жанрами русской народной солдатской песни и петровского канта раскрыть образы защитников Отечества.
Задачи урока:
– закрепить знания о жанрах народной музыки
(солдатская строевая песня);
– познакомить с жанром канта;
– расширить представление о выразительности интонации в музыке.
Воспитательная задача:
воспитание уважения к защитникам Отечества.
Оборудование:
– Медиапроектор, музыкальный центр
– Фортепиано
Ход урока:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим тему «Россия – Родина моя», начатую на прошлом уроке. О чём шла у нас речь? Да, о защитниках Отечества. Какие же интонации мы услышали в музыке?
– Настойчивые, решительные, мужественные, энергичные (примеры интонаций звучат).
– А эту интонация узнали? Из какого произведения? (звучит главная интонация 1 части симфонии № 2 А. П. Бородина)
– Верно, так начинается «Богатырская» симфония русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. А почему она так называется? (звучат ответы детей)
– Мы снова сегодня услышим эту величественную музыку и вместе с ней увидим галерею богатырских образов русских художников (репродукции картин русских художников).
– Замечательная симфония! Но ведь это музыка концертных залов. А нужна ли музыка на войне, в боях и сражениях? Зачем? (ответы детей)
– С вами, ребята, согласен один из самых выдающихся полководцев в истории России. Он, кстати, называл своих солдат «чудо-богатырям»! Итак, послушайте: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию!» Догадались о ком речь? (портрет на доске)
– Александр Васильевич Суворов! А уж он-то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе»
– Давайте же и мы споём старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (слова на столах).
– Ещё в далёкой древности музыка в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля 1711 года по указу Петра Первого в русской армии были введены военные оркестры. Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили 300 – летний юбилей.
– А мне хотелось бы вспомнить с вами ещё одну старинную русскую народную песню. («Славны были наши деды») На сей раз, мы сыграем её на свирелях.
– А теперь продолжим знакомство с текстом песни и споём её. (слова на столах)
– У этой песни славная история. Из неё родился знаменитый « Марш Преображенского полка», который долгое время являлся одним из музыкальных символов России.
– И сегодня этот марш украшает военные парады.
Видеофрагмент
– Во времена Петра I появился ещё один жанр песенной музыки. Как он называется, мы узнаем, отгадав кроссворд.
Слайд
– Это слово латинское. Означает оно пение, песня.
– А в самих петровских кантах часто звучит слово «Виват!». Может быть, вы знаете, что значит это слово? Да здравствует! В 1721 году, в честь заключения мира со шведами, было пропето много кантов. Познакомимся с одним из них. Сыграем главную интонацию на свирелях.
– Может быть, она напомнила вам мелодию, которая сегодня звучала? (показать интонацию песни «Славны были наши деды»)
– Послушаем кант «Радуйся, Росско земле».
Видеофрагмент
– Эта хвалебная песня, вероятно, напомнила вам ещё один песенный жанр, величественный и торжественный. Музыка канта похожа на гимн. В ней песенность сочетается с маршевостью. А какой хор мы слышали? Верно, мужской. Именно хоры мужчин – государевых певчих – и исполняли канты.
– Всё это замечательно, но надо ли нам сегодня, в 21 веке, знать о старинных солдатских песнях и петровских кантах? (ответы детей)
– Надо, потому что это наша память о полководцах и солдатах, о днях испытаний и тревог, о героях и защитниках Отечества. Без памяти о нашем прошлом у нас с вами не будет будущего. Поэтому я предлагаю закончить наш урок песней, которая, по-моему, полюбилась вам.
Песня А. Ермолова «Прадедушка»
– Спасибо вам за урок, до свидания!
Рекомендации для учителя:
Продолжением темы этого урока будет новое обращение к кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский» (первое знакомство состоялось во 2 классе). Сам термин «кантата» станет для детей более понятным. А образ князя Александра Ярославича логично продолжит ряд образов защитников Отечества.
Игру на свирели можно заменить пением песен с ритмическим сопровождением. Исполнение р. н. песни «Солдатушки, бравы ребятушки» проходит с большим энтузиазмом, если дети при этом маршируют.
Т. П. Федорова, ГБОУ СОШ № 377, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение