Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Сюрреализм», 11 класс

«Сюрреализм», 11 класс

Тип урока: вводный в тему, урок сообщения и закрепления новой темы.

Жанр урока: урок-панорама.

Форма урока: урок-диалог.

Цель: выявить суть понимания сюрреализма, проблему реальности в творчестве С. Дали.

Задачи:1. Раскрыть причины возникновения сюрреализма (сложности и противоречия ХХ века).

2. Проанализировать понятия открытые Зигмундом Фрейдом: подсознание в грёзах, сновидениях, галлюцинациях, творческая энергия.

3. Научить учеников определять принадлежность художественного произведения к определённому историческому периоду, определённому творческому методу.

Понятия: сюрреализм, структура человеческого сознания по З. Фрейду.

Материально-техническое обеспечение урока: магнитофон, диапроектор, компьютер;

репродукции картин С. Дали;

музыка: аудиозапись Земфира «Ракеты».

Эпиграф: «Мысли одна другой мрачнее и чёрная краска на полотне. . . Чёрный цвет – цвет бездны. . . » Наталья Гончарова.

На доске: эмблема изобразительного искусства.

ХОД УРОКА.

Приветствие классу.

1. Вступление. Погружение в атмосферу ХХ века. ---------------------------------– 2мин

Причины возникновения новых течений в искусстве.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, искусство какого века мы изучаем? (Искусство ХХ века. ) ХХ век – век потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.

2. Художественный диктант. Задание 1. -----------------------------------------------– 4мин УЧИТЕЛЬ: Приготовились рисовать каждый на своём листочке в одну строчку: слон, юла, ракета, рыба, ель, ангел, лицо, измена, знамя, мост.

Спасибо, отложите, пожалуйста, ваши листочки.

3. Помогите собрать рисунки. Задание 2. ------------------------------------------– 3мин

На столе лежат разрезанные на части иллюстрации. Каждый ученик берёт по одной части и ищет свою группу. Группа, собравшая рисунок первой, получает задание и все садятся за один стол.

4. Работа в группах по вопросам. Задание 3. -------------------------------------– 5мин

Вопросы I группе. 1) Определить и сгруппировать картины Сальвадора Дали и Босха.

2) Найти отличия и сходства в этих картинах.

3) Перечислить повторяющиеся элементы в картинах С. Дали (1904– 1989).

4)Почему С. Дали считал И. Босха своим предшественником?

Ответ I группы. ------------------------------------------------------------------------------– 5мин

Повторяющиеся элементы в картинах С. Дали: муравьи, костыли, ящички, кости, кузнечики, библейские сюжеты, распятие, Мадонна, жена Гала.

Иероним Босх (около 1460 – 1516), Нидерланды, решал вопрос: «ЧТО?» в своих работах «Воз сена», «Корабль дураков» и у С. Дали эта тема в «Искушении Святого Антония».

Бог задумал – прошлое. Что получилось – настоящее. Что ждёт – будущее.

Картины Босха заполнены видениями ада, словно автор заглядывал в преисподнюю. Ночные кошмары, игра больного ума. После его смерти зрители начали понимать, что картины его скорее похожи на вещий сон, предупреждение о грядущей катастрофе. Босха называли «любимым» художником инквизиции.

Вопросы II группе. 1) Теоретические истоки творчества Сальвадора Дали. Схема: «Структура человеческого сознания».

2) Ученики и единомышленники С. Дали.

3) Придумайте свои названия картинам С. Дали. (1-2 слайда).

4)Можно ли считать искусством чистку картошки?

Ответ II группы: -----------------------------------------------------------------------------– 5мин

1) Любимые мыслители Дали:Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, Федерико Гарсиа Лорка. Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр и философ.

Схема: «Структура человеческого сознания»:

id (оно) – подсознание, ego (я) – сознание, super ego (сверх я) – сверхсознание

Сновидения, галлюцинации, внезапные озарения, автоматические действия – всё влияет на искусство, творчество.

2) «Андалузский пёс» – фильм из двух снов Дали и Элюара.

Андре Бретон – поэт и психиатр, итальянский художник и поэт Джорджо де Кирико, Ив Танги, Андре Массон, Жоан Миро, Пикассо, Макс Эрнст «Евклид», Рене Магритт «Ключ к полям» (разбитое стекло), «Терапевт» (под покрывалом клетка с птицами), «Философия будуара» (сочетание парадности и интимности, одежды и наготы. (Будуар – комната, где богатая женщина принимает близких знакомых).

УЖЕ ЕСТЬ ЛОГИКА!

До Фрейда Шопенгауэр (великий философ-пессимист XIX века) в критике рационализма утверждал, что человеком руководит бессознательная слепая воля.

3) Придумайте названия 2-3 картинам С. Дали.

4)Сюрреалисты считали чистку картошки искусством.

5. Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм. ----------------------– 4мин

Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу. (Любимая игра сюрреалистов).

Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).

6. Вспомните ваши слова и подпишите под рисунками. -----------------------– 2мин

Из первых букв составили слово: СЮРРЕАЛИЗМ.

Учитель: На каком уровне идёт работа со словами и рисунками? (На уровне сознания).

7. Вопросы III группе. 1) Этапы жизни Сальвадора Дали.

2) Поведение в обществе.

3) Творчество Дали: проблема реальности.

Ответ III группы: --------------------------------------------------------------------------– 4мин

1) I этап – 1904-1928 годы. Детские впечатления, учёба, знакомство с классическим искусством.

II этап – 1928-1947 годы. Период программного сюрреалистического творчества.

III этап – 1948-1989 годы. Возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию: художественному и философско-религиозному. Серия религиозных полотен, графика.

2) « Высунутый язык человечества», трюкач, мультимиллионер, мистификатор, циник, фигляр, саморекламщик, дикие выходки, создатель бешено оплачиваемых картин и балетов, рисунков и кинофильмов, книг о себе самом, безбожника и богохульника, позже правоверного католика, мистика и мракобеса.

Трюкач: в усы вплетал быстрорастущее растение, усы шевелились! Ел финики, потом подкручивал усы сладкими пальцами. Знакомство с Галой; слоновьи черепа на берегу; 88 бутылочек с ликёром нашиты на фрак и в каждой плавает дохлая муха.

3) Преодоление реалистической предметности живописи в сюрреализме, во сне или бредовой галлюцинации лучший способ прорыва глубины «бессознательного». Несбыточные надежды на соединение двух противоречивых состояний: сна и действительности в сверхреальность.

8. ИТОГ УРОКА: -----------------------------------------------------------------------– 3мин

О каком направлении в искусстве живописи мы говорили? (О сюрреализме).

Какие особенности сюрреализма вам запомнились?

Дали не был первооткрывателем сюрреализма: Древний Египет, иконопись, Брейгель, Босх, Свифт, Гойя, Кафка, Лорка, Андрей Тарковский.

Сюрреализм соединяет несоединимые вещи.

Подсознание у С. Дали равно искусству.

Взгляд на мир с другой точки. Вещи виденные, но в перемешанных ситуациях.

ОБРАЗ – СУТЬ СЮРРЕАЛИЗМА.

Вывод: В творчестве сюрреалистов отсутствует логическое развитие тем произведений.

9. Просмотр слайдов с репродукциями -------------------------------------------------– 3мин

Сальвадора Дали. Погружение в свои ощущения, в личностное переживание. Содержание: изощрённая фантазия не восхваляет и не осуждает ничего. Сопряжение музыкальных и зрительных образов: слайды смотрим под музыку Земфиры «Ракеты». (Слайд на счёт 8-и, запоминается на счёт 5-и).

10. Оценки за урок каждой группе.

11. Всем спасибо за внимание!

И. Н. Жарова, ГБОУ СОШ № 1909, Москва

Метки: Искусствоведение