Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Музыка в сказках», 5 класс

Тема урока: «Музыка в сказках», 5 класс

Цели урока:

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающая: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательная: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Музыкальный материал: Ю. Чичков “Волшебный цветок”;Н. Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; “Дорогою добра” – вокально – хоровая работа.

1. Организационный момент.

Ход урока.

Музыкальное приветствие

Учитель:

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”

– Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Звучит “Волшебный цветок”.

Учитель:

Вспомним, какими словами начинает поэт А. С. Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит… (слайд 2)

Вот так подчеркнул поэт близость песни (музыки) и сказки (литературы),их нерасторжимую связь.

– Любите ли Вы сказки?

– Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Дети: Ответы учащихся.

А какими же словами начинаются сказки?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Учитель: Совершенно верно.

Послушайте небольшой фрагмент (слайд 3)

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там не по дням, а по часам.

Вы узнали, откуда эти строчки?

Дети: Да, эти строчки из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н. А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А. С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».

В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда».

Слушание фрагмента оперы «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова

Учитель:

Ребята, подумайте, кто же исполняет симфоническую картину?

Дети: симфонический оркестр, (слайд 4)

Учитель: Верно. Давайте вспомним, какие же инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети отвечают: (струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные), (слайд 5)

Учитель: Правильно! Давайте вспомним, какие струнно-смычковые инструменты мы знаем? Я попрошу выйти ко мне четырех учеников и выбрать из карточек ту группу инструментов, которая относится к струнно-смычковым, деревянно-духовым, медно-духовым и ударным.

Выходят ученики и из карточек выбирают нужную группу инструментов.

Учитель: Давайте проверим, как справились ребята?. Молодцы, все правильно. Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса. Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке?

Дети: Белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды; тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона; и невиданной красоты царевна-лебедь.

Учитель: Правильно! Итак, первое чудо.

Дети читают: Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.

Слушание « Темы Белочки», (слайд 6)

У. Какую картину нам нарисовали поэт, художник и композитор?

Д. /Картину морской стихии/Созвучна ли она с музыкой? Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?

Д. /Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и даже плач царицы. /

У. А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов?

Д. Рокот волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.

Мерцание, блеск звёзд – звуки флейты, арфы, челесты (в переводе небесная)

Плывущая по волнам бочка – неуклюжая тема струнных, как будто «ворочается».

Стон и плач царицы – резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.

Какой характер музыки?

Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенно-танцевальный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?

Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.

Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему? (Слайд 7)

Дети: звучит р. н. п. и в то же время можно танцевать.

Учитель: там еще другое диво: море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор. (слайд 8)

Учитель: ребята, сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей, я прошу вас во время звучания музыки подирижировать, чтобы определить ее характер.

Слушание «Темы богатырей. »(слайд 9)

Учитель: ребята, какая группа инструментов рассказывала нам о мощи и силе богатырей?

Дети: звучали медно-духовые инструменты.

Учитель: Каков характер музыки? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

Дети: это марш, а характер маршевый.

Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

У. , Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?

Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.

Учитель: Правильно, молодцы!

Проводится физкультминутка «Хлопай-топай». (Слайд 11)

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером.

Лучший танец – «Хлопай-топай»,

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты – отличник

Иль совсем наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

Исходное положение – основная стойка. Приподнять правую ногу над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони под ногой. Далее то же самое с левой ногой.

Учитель:

Отдохнули, а теперь продолжим. 12

Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. (Слайд 13)

У. Тембры каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну – Лебедь? Каков характер музыки?

Д. Сначала звучит гобой, т. к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.

У. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда.

Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.

Учитель: ребята, как вы поняли, что лебедь превратилась в царевну?

Дети: музыка изменилась, она стала похожа на русскую песню.

Учитель: Правильно. Какой же характер этой музыкальной темы?

Дети: песенный. (Слайд 14)

Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные. Наш урок сказочный и в заключение нашего урока, как гимн добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра». (слайд 16)

Итог урока

Вывод (слайд 15)

Сказка и, правда, жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Песня (слайд 17)

3. Домашнее задание: нарисовать понравившийся Вам образ из сказки и оперы-сказки о царе Салтане. (слайд16)

– До свидания.

  1. http://ru. wikipedia. org
  2. http://www. booksite. ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7. htm#37
  3. http://tosoarabovetheground. 5bb. ru/viewtopic. php?id=122
  4. http://muzofon. com
  5. http://www. musvid. net/muscat
  6. УМК по программе «Музыка»5 кл. авторы Е. Д. Криткая, Г. П. Сергеева

Н. Г. Емельянова, БОУ г. Омска "СОШ №130", г. Омск

Метки: Искусствоведение