«Приют спокойствия трудов и вдохновенья». Урок музыки в 4 классе по теме раздела: «День, полный событий»
«Приют спокойствия трудов и вдохновенья». Урок музыки в 4 классе по теме раздела: «День, полный событий»
В помощь учителю
|
Программа Музыка Е. Д. критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Москва «Просвещение» 2011г. Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусства Задачи:
Организация урока: вход в класс М. П. Мусоргский «В деревне», музыкальное приветствие Эпиграф Приветствую тебя пустынный уголок, Приют спокойствия , трудов и вдохновенья Где льется дней моих невидимых поток На лоне счастья и забвенья Ход урока 1. Вступительное слово учителя С самого раннего детства мы заслушиваемся стихами и сказками А. С. Пушкина. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая стихи. начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе , еще дороже становится Пушкин. Русские композиторы, художники и поэты постоянно обращаются к творчеству Пушкина 2. Актуализация Учитель: Вспомните и назовите стихи А. С. Пушкина,которые вы изучали на литературном чтении Ученики:(«Мороз и солнце»,Зимний вечер», «У лукоморья») Учитель: На несколько уроков мы с вами перенесемся в родовое имение Пушкина Михайловское Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с озерами, холмы с извилистыми тропинками. Здесь Пушкин часами ходил пешком и целые дни проводил верхом на лошади. Больше всех времен года поэт любил осень. Учитель: Вспомните и выразительно прочитайте стихи А. С. Пушкина про осень (Чтение стихов детьми «Унылая пора», «Уж небо осенью дышало») Новый материал Анализ музыкального произведений Г. В. Свиридова «Осень»,»Пастораль». Учитель:Наш урок начался с музыки М. П. Мусоргского «В деревне» Осенью 1824года начинается знаменитый период жизни А. С. в Михайловском, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным досугом в обществе любимой няни и дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского. Когда у поэта друзья спросили, каков его кабинет, он ответил: »Деревня– вот мой кабинет»(Фотографии имения Михайловского осенью) Анализ произведений Г. В. Свиридова «Осень» и «Пастораль» Учитель: Посмотрите на репродукцию картины И. Репина «Осень в Михайловском» Вопросы и задания Учитель: Каков характер музыки «Осени»и «Пасторали»? Какими словами можно охарактеризовать главную музыкальную интонацию? Ученики: (Грустная, спокойная, печальная, струнно-смычковые и деревянно-духовые изображают сельский осенний пейзаж) Учитель: Соответствует ли характер музыкальных произведений образам на репродукциях? Ученики: (В музыке и репродукциях чувствуется любовь к родному краю) Учитель: Второе произведение называется пастораль. Пастораль-это жанр в литературе, в живописи и музыке, рисующий простую сельскую жизнь. Учитель: Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Музыкальная живопись– красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами, выразительная музыка. Слушание и анализ «Осенней песни» из фортепианного цикла «Времена года» Учитель: Посмотрите на репродукцию картины В. Попкова «Осенние дожди» Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Учитель: По какому принципу они построены? Ученики:( Первая тема-песенная, задумчивая, неторопливый темп, плачущие интонации выражают щемящую грусть и увядание природы; вторая тема– более светлая , но не выступает по отношению к первой теме контрастом; третья тема– повтор первой) Учитель:Какой инструмент исполнял произведение? Ученики: (Фортепиано) Фортепианный цикл– последовательность частей в многочастном фортепианном произведении, следующие друг за другом в определенном порядке Рассказ учителя о Чайковском. Брат М. И. Чайковский : «Петр Ильич Чайковский, как редко кто любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа» Этим лирическим чувством , любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианный цикл»Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа, -сценки из домашнего музыкального быта можно назвать этот цикл-12 характерных картин для фортепиано. Петр Ильич Чайковский-русский композитор, который жил на 100 лет раньше Г. В. Свиридова Анализ «Осенней песни» П. И. Чайковского Вопросы и задания Учитель: Какие краски использовал художник в своей картине? Ученики: (Серые, темно-коричневые, потому что поздняя осень) Учитель: Близко ли по настроению картина В. Попкова »Осенние дожди» с «Осенней песнью» П. И. Чайковского Ученики: (Близко по –осеннему настроению и чувством одиночества) Учитель: Б. Асафьев писал: « Замечательная « Осенняя песнь», является как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи» Что вдохновляет художников, композиторов обращаться к образам русской осени? Ученики: (Они в ней видели неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Другие картины осени-унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни) Учитель: Знаете ли вы песни об осени? Ученики: (Песенка-закличка»Осень, осень в гости просим, «Скворушка прощается») Исполнение песни Л. Куклиной «Осенний вальс» Учитель: Какие выразительные средства позволяют передать протяжный характер? Как называют осень в народном творчестве? Итог урока Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели красоту русской осени. Тест для проверки Вставьте пропущенные слова. На уроке прозвучала музыка русских композиторов. Композитора XIX века …… и композитора XX века…… Мы услышали произведения П. И. Чайковского ……… и Г. В. Свиридова»…………» и » …………. . » Пастораль-это……. Фортепианный цикл-это……… Также на уроке мы познакомились с репродукцией картины русского художника…………. , Которая называется ………. . Учитель: В заключении нашей встречи мне хочется пожелать вам, чтобы вы любили русскую природу, читали о ней, слушали музыку и размышляли, обращались к полотнам русских художников и поверьте жизнь станет ярче и богаче. Домашнее задание: 1группа– небольшая презентация «Осень в Михайловском» 2 группа-Рисунки осенней природы. Е. Л. Герасимова, МБОУ СОШ №11, г. Павлово, Нижегородская область |
Метки: Искусствоведение