Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается одна из современных технологий при интерактивном обучении – деловая медицинская игра. Данный вид деятельности изучается в процессе формирования у иностранных студентов – будущих медицинских работников общекультурных компетенций. Деловая медицинская игра является одним из важных видов деятельности при подготовке студентов-иностранцев к работе в медицинской сфере, которая становятся связующим звеном между учебным процессом и реальной ситуацией профессионального общения. Основная педагогическая цель использования деловой игры при обучении РКИ студентов-медиков – отработка у иностранных учащихся навыков владения русской речью на основе симулятивной игровой ситуации. В статье рассматривается процесс организации и технология проведения медицинской деловой игры, а также приводятся примеры различных видов деловых игр. Авторы приходят к выводу, что в процессе использования современной технологии – деловой медицинской игры на занятиях по русскому языку иностранные студенты-медики максимально вовлечены в профессиональное общение, изучение тем медицинской направленности помогает осуществлять всестороннюю подготовку студентов медицинского вуза к прохождению клинической практики.

Ключевые слова: деловая медицинская игра, профессиональная деятельность, профессиональное общение, русский язык как иностранный, педагогическая технология, студенты-­медики.

Основой обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на современном этапе является ориентация на психоэмоциональную приспосабливаемость к процессу освоения нового языка в новом социокультурном пространстве. Особенно это касается иностранных студентов-медиков, для которых выбранная профессия врача в сфере «человек-человек» предполагает ежедневную эмоциональную отдачу в процессе общения с коллегами, больными и их родственниками и другими людьми. Поэтому для данного контингента обучающихся совершенно необходима разработка новой, учитывающей особенности данной группы студентов педагогической технологии, направленной на обучение общению в реальных профессиональных ситуациях.

«Объективное знание важности русского языка есть фактически у всех студентов-иностранцев. Но чтобы стать субъективным стимулирующим фактором, необходимо сформировать личностный смысл в отношении к русскому языку» [1]. Таким личностным смыслом у студентов-иностранцев медицинского вуза становится приобретение медицинской специальности.

Педагогическая технология профессионального обучения через общение направлена на решение коммуникативных аналитических задач будущими медиками средствами русского языка как иностранного [2, с. 7]. Для решения поставленных коммуникативных задач как нельзя лучше подходят деловые игры, которые становятся связующим звеном между учебным процессом и реальной ситуацией профессионального общения.

Деловая игра, наряду с другими интерактивными формами обучения, способствует формированию аналитических умений. Под аналитическими умениями понимают «осознанные мыслительные действия и операции (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения и др.), развитие которых осуществляется в процессе целенаправленной, мотивированной, специально организованной деятельности, опирающейся на знания, а также в результате решения студентами проблемных ситуаций, стимулирующих их мыслительную активность» [3, с. 35].

Основная педагогическая цель использования деловой игры при обучении РКИ студентов-медиков – отработка у иностранных учащихся навыков владения русской речью на основе симулятивной игровой ситуации.

М. Ю. Лухина отмечает, что деловая игра имеет три основные педагогические цели:

  1. Обучение русскому языку. Ак­тивизирует владение монологической и диалогической речью.
  2. Обучение речевому общению. Активизирует навыки речево­го этикета.
  3. Воспитательная цель. Акти­визирует лингвострановедческую заинтересованность [4].

На занятиях по РКИ широко применяются медицинские деловые игры проблемной направленности для моделирования реальной ситуации общения врача и пациента. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и формирования профессиональных компетенций. «В медицинском вузе интерес иностранных студентов к языку преимущественно определяется внешними мотивами и связывается непосредственно с потребностью получить профессиональное образование на русском языке» [5, с. 14].

В деловой игре проецируются реальные ситуации, отображаются определенные рабочие условия, моделируются специфические операции.

Перед проведением деловой игры необходимо разработать сценарий, план, инструктаж для каждой роли, творческие профессионально-ориентированные задания и подготовить соответствующее материальное оснащение.

В самом начале игры преподаватель формулирует проблему, цель, знакомит с правилами игры, распределяет роли, формирует группы. Обычно происходит деление на несколько групп, количество которых зависит от числа заданий и количества ролей. При разыгрывании деловых игр на медицинские темы возможно, что группы будут состоять из двух человек (например, на приеме у врача группу «медицинский персонал» будут составлять 2 человека – врач и медсестра). Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер высказывает мнение группы и является ее лидером, организатором процесса обсуждения. Оппонент, исходя из предложенной информации, задает соответствующие тематически направленные вопросы. Эксперт дает оценку сформированной позиции своей группы в сравнении с позициями других групп.

На обсуждение творческих заданий в малых группах отводится определенное время. В итоге необходимо определить групповую позицию по творческому заданию.

Во время проведения самой игры происходит выполнение задания, возможны межгрупповые дискуссии, формулировка результатов, оценивание экспертов.

Каждая малая группа высказывает суждения по выполненным творческим заданиям в соответствии с распределенными ролями. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. По результатам формируется общая концепция, которая отражает совместную позицию по творческому заданию.

После проведения игры необходимо сделать выводы, проанализировать результаты, дать оценку и дать возможность самооценки, а также дать дальнейшие рекомендации. Эксперты дают оценку предложенным путям решения предлагаемых творческих заданий, осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп.

Преподаватель дает оценочное суждение работе малых групп, по решению творческих заданий с учетом предложенных ролей, и эффективности предложенных путей решения.

Примерами медицинской деловой игры могут быть диалоги «Врач – больной» по определенной теме: «Отит», «Дерматит», «Ларингит» и т. д., где врач ведет расспрос больного по данному заболеванию, ставит диагноз и назначает лечение. В медицинской деловой игре может принимать участие и вся группа, попеременно исполняя различные социальные роли. Например, в медицинских ролевых играх «В поликлинике», «В аптеке», «В больнице» каждому участнику предопределена определенная роль, а речевые средства он выбирает самостоятельно, согласно с ситуацией и поставленной задачей.

В медицинских деловых играх должны обязательно реализоваться приемы драматизации. «Выступая в другом лице, реализуя коммуникативное намерение, которое, как и сама ситуация общения, является вымышленным, обучающиеся чувствуют себя более раскованно, свободно» [6, с. 129]. Чувствуя определенную свободу, иностранные студенты больше способны к импровизации, спонтанности, мотивированности, используя русский язык как средство общения. Кроме того, студенты-медики в процессе деловой игры учатся варьированию формы своего речевого высказывания, не боясь допустить ошибки.

Примеры медицинских деловых игр приведены в таблице 1.

При изучении грамматической темы преобразование прямой речи в косвенную активно используется деловая игра «Врач – больной». Одним из условий проведения игры является вовлеченность всех студентов в процесс, работа идет в малых группах – парах, в которых один студент врач, другой – пациент. Более подготовленные студенты выделяются в качестве экспертов. Вариантом такой игры может стать отработка навыков по заполнению паспортной части в истории болезни. Здесь вырабатывается умение правильно формулировать вопрос и трансформировать реплики пациента в запись истории болезни. Преподаватель раздает карточки с таблицей, которые предлагает заполнить врачу. (Это могут быть заранее подготовленные копии первого листа истории болезни).

Таблица 2 – Паспортная часть расспроса больного

 

Вопросы

Запись врача

Фамилия, имя, отчество

Назовите свою фамилию, имя, отчество. Скажите, как Ваша фамилия, имя, отчество?

 

Возраст

Когда Вы родились?

Назовите точную дату Вашего рождения.

Сколько вам лет?

Каков ваш возраст?

Назовите количество полных лет.

 

Профессия, должность, место работы

Где и кем Вы работаете?

Ваше место работы?

Ваша должность?

Где и кем Вы работали до выхода на пенсию (до получения инвалидности)?

 

Образование

Какое у Вас образование?

Что Вы закончили?

Когда и где Вы учились?

 

Семейное положение

Каково Ваше семейное положение?

Вы замужем?

Вы женаты?

 

Домашний адрес

Назовите Ваш домашний адрес.

Ваш домашний адрес? Где Вы живете?

 

Домашний и служебный телефоны

Назовите Ваш домашний и служебный телефоны.

Ваш домашний и служебный телефоны?

 

Дата поступления в больницу

Когда Вы поступили в больницу?

 

В процессе игры преподаватель предлагает экспертам из числа студентов оценить составленный диалог. Критерии оценки преподаватель объясняет в начале проведения игры.

На ранних этапах обучения участники игры могут использовать подсказки при выборе языковых средств. В процессе деловой игры участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного речевого поведения, что делает деловую игру более предсказуемой и менее творческой, но использование деловых игр на занятиях по РКИ готовит студентов к более развернутым творческим заданиям, таким, например, как научно-исследовательский медицинский проект.

В процессе использования современной технологии – деловой медицинской игры на занятиях по русскому языку иностранные студенты-медики максимально вовлечены в профессиональное общение, изучение тем медицинской направленности помогает осуществлять всестороннюю подготовку студентов медицинского вуза к прохождению клинической практики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рубцова Е. В., Снегирева Л. В. Усвоение культурологического содержания с активизацией языковых средств на материале экскурсий в рамках решения проблемы преодоления культурного шока студентами-иностранцами медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-4. – С. 551–554.
  2. Чиркова В. М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике : дис. … канд. пед. наук. – Курск, 2011. – 233 с.
  3. Хрулева И. И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка : дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 179 с.
  4. Лухина М. Ю. Методика проведения деловой игры «перговоры» на уроках РКИ для стажеров // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания : сб. науч. трудов / под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой. – Киев, 2014. – Вып. 8. – С. 197–202.
  5. Дмитриева Д. Д. Индивидуализа­ция профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного : автореф. … канд. пед. наук. – Курск, 2012. – 26 с.
  6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб. : Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. – 224 с.

Метки: Гуманитарные исследования