ТЕКУЩИЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения текущего тестового контроля знаний иностранных студентов медицинского вуза, обучающихся с использованием языка-посредника. Многолетнее преподавание физики иностранным студентам позволило выявить особенности использования тестов как формы контроля и представить наиболее эффективные и оптимальные виды тестовых заданий, что является необходимым условием повышения качества обучения.
Ключевые слова: тестовый контроль, обучение иностранных студентов физике, текущий контроль знаний, обучение на языке посреднике, обучение физике.
В Курском государственном медицинском университете уже давно и успешно проводится обучение иностранных студентов приезжающих не только из бывших республик Советского Союза, но и из стран Африки, Азии, Южной Америки. При этом, так как приезжающие в Россию студенты не знают русского языка, все шесть лет обучение таких студентов проводится с использованием языка посредника, в качестве которого выступает английский язык. На кафедре физики, информатики и математики обучение иностранных студентов начинается с первых дней их зачисления в вуз и именно поэтому на преподавателей нашей кафедры ложится большая ответственность по адаптации иностранных обучающихся к условиям жизни и учебы в России. Именно от того как будут построены первые занятия в нашем вузе зависит успешность дальнейшего обучения иностранных студентов, ведь от первого впечатления зависит не только их мнение о нашей стране, но и то насколько успешно сумеют иностранные студенты преодолеть возникающие у них бытовые, эмоциональные и другие трудности. На нашей кафедре преподавателям приходится не только решать непосредственно учебные проблемы студентов, связанные с организацией и проведением занятий, но и помогать им в бытовом плане: как что-то сказать по-русски, как что-то попросить в магазине или у воспитателя в общежитии, подсказать, где купить теплую одежду и тому подобное. Благожелательность и открытость к общению необходимы при работе с иностранными студентами, так как для большинства из них это первый опыт жизни вдали от родных, в непривычной обстановке и незнакомой языковой среде.
Именно поэтому мы стараемся, насколько это позволяет программа и учебный план, строить свои занятия в наиболее привычной для иностранных студентов форме. Одной из таких форм работы на практических занятиях по физике является проведение тестового контроля исходного уровня знаний перед проведением лабораторной работы. При работе с русскими студентами эту часть занятия принято называть «защита лабораторной работы» и проходит она уже после того как был непосредственно проведен эксперимент, данные обработаны и сделаны определенные выводы.
Опыт преподавания физики иностранным студентам показывает, что защиту лабораторной работы, а именно, определение насколько хорошо теоретически студенты подготовились к проведению эксперимента, целесообразно проводить непосредственно перед практической частью занятия, в виде тестирования или письменного ответа на вопросы [1]. В отличие от занятий с русскими студентами иностранным студентам необходимо некоторое время для актуализации терминологии и знаний по изучаемой теме на русском языке или языке посреднике, который для них также не является родным. Именно для этого перед основной работой мы видим целесообразность проведения так называемой «входной части контроля знаний». При этом если с русскими студентами проверку знаний по теме занятия обычно проводят в форме устного опроса, то с иностранными студентами этот способ не эффективен. Большинство студентов не достаточно владеют русским языком для ответов на вопросы устно, а, например, студенты из Бразилии или Шри-Ланки плохо изъясняются даже с помощью языка посредника. Также нужно отметить, что наиболее привычной формой опроса для иностранных студентов является тестирование, которое не требует большого количества времени, проводится автоматизировано и удобно для преподавателей и студентов: все студенты одинаково хорошо воспринимают вопросы тестов, так как вопросы записаны с минимальным количеством слов, формализованы и построены по стандартной схеме.
С группами студентов, в которых все студенты в достаточной степени владеют языком посредником (группы студентов из Малайзии, Нигерии и др.) возможно проведение более полных опросов в письменной форме. Ответы на вопросы подразумевают краткий пересказ теоретических сведений необходимых для проведения лабораторной работы, а также решение практических задач. Чаще всего эти вопросы берутся из списка вопросов для самоконтроля и поэтому у подготовленных студентов не вызывают затруднений. Остановимся более подробно на особенностях проведения тестового контроля с иностранными студентами.
Тестовые задания, как форма контроля, могут быть различных уровней сложности. Они также могут быть записаны или поданы в бумажном или электронном (на компьютере с использованием специальных программ тестирования) виде. Однако не все виды тестовых заданий одинаково подходят для проверки знаний иностранных студентов [2]. Рассмотрим более подробно каждый вид тестового задания и выделим его особенности применительно к обучению иностранных студентов.
1. Альтернативные тестовые задания.
На вопрос такого тестового задания можно ответить да или нет (правильно или не правильно, согласен или не согласен).
Например: Выразите свое согласие или несогласие с утверждениями:
При увеличении температуры вязкость жидкости увеличивается.
Варианты ответа: а) да; б) нет.
Коэффициент вязкости ньютоновской жидкости не зависит от градиента скорости ее течения.
Варианты ответа: а) да; б) нет.
Такие тестовые задания являются наиболее простыми для выполнения, поэтому чаще всего выполняются устно с последующим объяснением выбора ответа. Так как, например, в приведенных вопросах простой (да или нет) ответ не несет в себе информации о том, что же на самом деле происходит с вязкостью жидкости в зависимости от ее температуры, а главное, почему это происходит, какова сущность физического явления.
При этом формулировка такого тестового задания не всегда подходит для работы с иностранными студентами потому построение вопросительной фразы очень похоже в данном случае на утвердительное предложение и иностранные студенты, особенно на первых занятиях не понимают, чем такое предложение отличается от повествовательного. Другими словами, они не видят в нем вопроса. Для работы с такими тестовыми заданиями необходима большая предварительная подготовка студентов, которым объясняют, почему на утвердительное предложение необходимо дать ответ, и как при этом понять какой смысл получит утверждение при положительном или отрицательном ответе. Учитывая указанные выше особенности, мы стараемся как можно реже в своей практике использовать такие тестовые задания для проверки знаний студентов. Еще одним существенным недостатком таких тестовых заданий на наш взгляд, является высокая вероятность простого угадывания ответа, причем это касается не только иностранных, но и российских студентов. На практике такие задания чаще формулируются для стимуляции мыслительной деятельности, например входе изложения нового материала преподаватель может обращаться к аудитории с альтернативным вопросом и, обсуждая каждую из альтернатив устанавливать истину.
2. Тестовые задания с однозначным выбором ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
Например: Укажите правильный ответ. Диагностический метод определения порогов слышимости на разных частотах называется…
Варианты ответа: а) перкуссией; б) аудиометрией; в) фонографией; г) аускультацией.
Укажите правильный ответ. Диапазон звуковых частот, воспринимаемый человеческим ухом равен:
Варианты ответа: а) 16–20 000 Гц;
б) 20 000–50 000 Гц; в) < 16 Гц;
г) > 20 000 Гц; д) 100 000–500 000 Гц.
При обучении иностранных студентов с помощью таких тестовых заданий легко проверить знание терминологии по данной теме, знание основных законов, выражающихся формулами каких-то числовых значений и т. п. Заданий данного вида можно составить много, в зависимости от того, что конкретно необходимо проверить и какие знания надо активизировать на данном занятии. Но вот с какой особенностью выполнения таких тестовых заданий мы столкнулись на своих занятиях: необходимо чтобы формулировки вопросов точно соответствовали формулировкам, которые студенты читали в методическом материале, или которые давались им на лекциях. Это особенно важно при проведении первых занятий с иностранными студентами, так как русский язык сам по себе очень многозначен, и каждый из нас, формулируя какой-то закон или определение, использует, как правило, свой набор слов, синонимы которых использует другой преподаватель и так до бесконечности. Иностранным студентам очень трудно привыкнуть к тому, что об одном и том же понятии можно рассказывать, употребляя совершенно разные слова, при этом смысл сказанного меняться не будет. Поэтому на нашей кафедре существуют ответственные по каждой дисциплине, которые составляют все тестовые задания и следят за тем, чтобы их формулировки удовлетворяли выше перечисленным требованиям.
Альтернативные тестовые задания привлекают к себе большое внимание, так как их выполнение и проверка не занимает много времени и позволяет оценить степень готовности к занятию каждого студента. Как показывает практика, небольшие своему содержанию и охватывающие весь объем терминологического словаря альтернативные тестовые задания являются удобной формой контроля и позволяют быстро опросить всех учащихся.
3. Тест с многозначным ответом.
В таком тесте в качестве вариантов ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах или каждый из ответов относится к вопросу и является верным, но надо выбрать именно все правильные варианты для полного описания понятия или свойства.
Например: Векторными величинами являются:
Варианты ответа: а) скорость; б) работа; в) сила; г) ускорение; д) давление; е) температура.
Коэффициент внутреннего трения Ньютоновской жидкости зависит от…
Варианты ответа: а) температуры; б) скорости течения; в) давления; г) наличия примесей; д) природы жидкости; е) плотности жидкости.
При ответе на вопрос с многозначным выбором вероятность угадывания ответа уменьшается во много раз и с помощью таких вопросов можно действительно проверить знания по отдельным темам. Но вопросы теста с многозначным выбором ответа обычно вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Во-первых, при прочтении формулировки вопроса не все студенты обращают внимание на то, что в задании стоит множественное число. Во-вторых, и при ответе необходимо учесть все возможные варианты или вспомнить все свойства, что для иностранных студентов сделать на русском языке довольно сложно, особенно на начальном этапе обучения, ведь такие вопросы, как правило, более емкие по содержанию, чем вопросы с однозначным ответом. С первой проблемой мы справляемся следующим образом: для вопросов с многозначным выбором ответа используем другой размер или тип шрифта (например, если альтернативные вопросы печатаются Times New Roman 14, для вопросов с многозначным выбором используем жирный Сourier). Чаще всего через два-три занятия студенты привыкают к такой системе и уже не задают лишних вопросов или не забывают выбрать несколько правильных ответов.
4. Тестовые задания на дополнение.
В этом случае тестовые задания оформляются в виде открытых текстов (одно или несколько предложений) в которых пропущено одно или несколько слов. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.
Например: Вставьте пропущенные слова или символы:
Внутренняя энергия системы – это сумма __________ и _________энергий данной системы.
Абсолютным порогом слышимости называют __________ интенсивность звука вызывающую звуковое ощущение.
Закон Вебера – Фехнера: Величина звукового ощущения_______ _______ пропорционально _______ ________ силы раздражения.
При выполнении таких заданий студенты не просто вспоминают изучаемые физические понятия и термины, но и тренируются в их написании, вспоминают символьную запись выражений. С помощью таких тестовых заданий можно проверять знание формул и свойств, причем, используя эти задания можно проводить и устный опрос: в этом случае студенты читают предложение и устно дополняют его, или вслух проговаривают пропущенные слова. Использование тестовых заданий на дополнение имеют одну важную, на наш взгляд, особенность: отличие формулировки определения или физического закона от «стандартной», той, которая давалась студентам на лекции или в рекомендуемой методической литературе, ведет к 100% невыполнению таких заданий студентами. Поэтому, при подготовке заданий необходимо точно придерживаться принятых формулировок или выдавать базу таких тестовых заданий студентам заранее, чтобы они могли правильно перевести и понять смысл формулировок, а значит научиться выполнять такие задания.
5. Тестовые задания на соответствие.
В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными. Условие теста обычно формулируются в два столбца, при этом студентам предлагается соотнести данные первого и второго столбцов.
Например: Укажите соответствие:
1) Второй закон Ньютона
2) Закон Всемирного тяготения
3) Третий закон Ньютона
4) Закон Гука
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
При подготовке таких тестовых заданий преподаватель так же может включать во второй столбец дистракторы или включать вопросы, содержащие многозначное соответствие.
Например: Укажите все виды соответствий между типом течения жидкости и его характеристиками:
а) ламинарное
б) турбулентное
1) с перемешиванием слоев;
2) с большими затратами энергии;
3) послойное, без перемешивания;
4) с малыми затратами энергии;
5) с завихрениями;
6) в одном направлении;
7) Re > 2000;
8) Re < 2000.
Данный вид тестовых заданий это один из наиболее сложных видов, причем как для иностранных, так и для русских студентов. Здесь требуется не простое заучивание формулировок, а правильное соотнесение, сопоставление объектов исследования, представление об объекте в разных формах. Такие тестовые задания мы рекомендуем давать студентам не раньше 10-го занятия, когда у них уже формируется достаточный словарный запас и навык работы с учебной литературой на русском языке. При этом на занятии преподавателю рекомендуется перед проведением тестирования разобрать со студентами примеры таких тестовых заданий в устной форме, проговорив все возможные варианты ответов и объяснив, почему сделан тот или иной выбор.
На первых занятиях, как правило, тестовые задания выдаются студентам в двух вариантах – на русском и английском языках, и студенты имеют возможность выбрать наиболее удобную для них языковую форму. В дальнейшем второй вариант тестов на языке посреднике мы не выдаем, хотя он имеется для тестов по всем темам курса, но студентам разрешается пользоваться лексическим минимумом, который они сами составляют к каждому занятию и записывают в словарь.
Как правило, при подготовке тестов по каждой теме мы используем комбинацию всех возможных типов тестовых заданий и бланк теста или его электронная версия никогда не содержит вопросы только какого-либо одного вида. Это заранее известно студентам и к тестовой части опроса они имеют возможность готовиться дома, используя тестовые базы, которые им выдаются на электронном носителе, на вводном занятии. Как показывает практика, тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс [3], так как они обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Они значительно снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения каждого учащегося. С помощью тестов можно быстро выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке обучающихся. Тесты позволяют наладить самоконтроль, который считается самым полезным для обучения и относится к наиболее гуманным формам контроля знаний. Необходимо также помнить о комфорте обучающихся студентов, для большинства из которых, тестовая форма контроля является наиболее удобной не только из-за слабой начальной подготовке по физике, но и из-за плохого владения русским и английским языками, о чем мы уже упоминали ранее.
ЛИТЕРАТУРА
- Фетисова Е. В. Методика проведения практических занятий по физике с иностранными студентами, обучающимися с использованием языка посредника // Инновационная наука. – 2015. – № 12-2. – С. 273–277.
- Фетисова Е. В. Особенности преподавания математики иностранным студентам, обучающимся на русском языке // Вестник Московского Университета. Педагогическое образование. – 2011. – № 1. – С. 71–75.
- Рышкова А. В., Фетисова Е. В., Новичкова Т. А. О физико-математическом образовании в медицинском вузе // Университетская наука: взгляд в будущее : мат. Междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета : в 3-х т. / под ред. В. А. Лазаренко, П. В. Ткаченко, П. В. Калуцкого, О. О. Куриловой. – Курск : Изд-во ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2016. – С. 416–419.
Метки: Гуманитарные исследования