Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов медицинских вузов. Автор рассматривает основные особенности и педагогические условия профессионально ориентированного обучения РКИ студентов-медиков. В статье представлены следующие педагогические условия профессиональной подготовки студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного: развитие личности и индивидуальности каждого студента; использование интегративно-модульного подхода и обеспечение единства горизонтальной и вертикальной интеграции всех модулей; использование специальных технологий профессионально ориентированного обучения. Автор делает вывод, что профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных студентов медицинских вузов будет успешным при соблюдении рассмотренных педагогических условий.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, педагогические условия, русский язык как иностранный (РКИ).

Известно, что основная цель обучения иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному (РКИ), заключается в формировании коммуникативной компетенции у учащихся [1]. В современных условиях иноязычное общение является одним из основных компонентов профессиональной деятельности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. В связи с этим при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности. Студенты должны не только овладеть навыками общения на иностранном языке, но и приобрести определенные знания по выбранной специальности. Таким образом, профессионально ориентированное обучение иностранным языкам является приоритетным направлением в современном обра­зовании.

Рассмотрим особенности и педагогические условия профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному студентов медицинских вузов. Следует отметить, что для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, изучение русского языка является необходимым условием для общения и получения специальности. При обучении РКИ студентов-медиков необходимо сформировать у них способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей их будущей профессии.

Согласно принципу профессиональной направленности, процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учебную деятельность будущих медиков сделать адекватной их профессиональной деятельности. Содержание программы по русскому языку как иностранному для студентов-медиков должно включать материал, представляющий профессиональный интерес для них. Задания должны стимулировать процесс превращения теоретических представлений относительно будущей профессии в практические умения и навыки. Реализация этого принципа способствует более глубокому пониманию студентами-медиками сущности своей будущей профессии в различных социокультурных ситуациях общения. Это развивает интерес и формирует устойчиво доминирующие мотивы, то есть создает профессиональную направленность обучения. Принцип профессиональной направленности способствует реализации на практике передачи профессиональной культуры по принципу «знать – уметь – творить – хотеть» и формированию профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности [2].

Необходимо отметить, что профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному в медицинском вузе будет эффективным только при соблюдении соответствующих условий.

Обратимся к рассмотрению педагогических условий профессиональной подготовки студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного. Условия в целом понимаются как совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных обстоятельств процесса какой-либо деятельности [3]. Под педагогическими условиями ряд авторов (В. И. Андреев, Г. И. Вергелес, В. А. Беликов, Н. М. Яковлева, Т. Е. Климова и др.) понимают важнейший компонент педагогического процесса, сочетающий в себе совокупность мер, направленных на достижение цели. Совокупность мер предполагает содержание, методы и формы работы, которые ориентированы на определенные взаимоотношения со студентами.

Итак, на основании проведенного анализа проблемы профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов-медиков выделим ряд условий, соблюдение которых определяет успешную профессиональную подготовку студентов в сфере медицины. Среди них:

1) ориентация на развитие личности и индивидуальности каждого студента как субъекта учебно-профессиональной медицинской дея­тельности;

2) использование интегративно-модульного подхода и обеспечение единства горизонтальной и вертикальной интеграции всех модулей в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному студентов-медиков;

3) использование специальных технологий профессионально ориентированного обучения.

Рассмотрим, в чем заключается сущность выделенных нами условий, и определим их роль в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному студентов медицинских вузов.

Ориентация на развитие личности и индивидуальности каждого студента как субъекта учебно-профессиональной медицинской деятельности является важным и необходимым условием для профессиональной подготовки студентов-медиков. В последнее время педагогическая наука развивается в русле деятельностного подхода, когда обучающийся и его личностные и индивидуальные особенности протекания образовательных процессов оказываются в центре внимания исследователя. Проблеме личности всегда уделялось большое внимание в психологии, философии, дидактике, физиологии, так как нет более сложного в научном познании объекта, чем личность. Личность является, прежде всего, особым, отличным от других, целостным социальным качеством человека, которое формируется, видоизменяется в процессе всей жизни человека. Каждый обучающийся представляет собой индивидуальность и уникален как носитель собственного (субъективного) опыта [4].

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность является социальной, по сути, и индивидуальной по способу выражения.

Согласно В. П. Кузовлеву, в процессе обучения РКИ студент как индивидуальность выступает в трех своих ипостасях: как индивид, обладающий определенными свойствами (природными задатками и лингвистическими способностями), как субъект учебно-профессиональной медицинской деятельности, который обладает или не обладает умением выполнять различные задания, и как личность с определенными свойствами (личный опыт, чувства и эмоции, интересы и желания и т. д.) [5]. С целью успешной профессиональной подготовки студента в медицинском вузе необходимо создать для каждого вариативную учебную среду, которая дает возможность проявить себя. После профессионального выявления педагогом этой возможности можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития личностных, ­субъектных и индивидных свойств студентов формы обучения.

Рассматривая вопрос педагогических условий профессиональной подготовки студентов-медиков, следует сделать акцент на необходимости реализации интегративных связей между общепрофессиональным и специальным модулями, модулем самостоятельной работы, модулем научно-исследовательской работы и модулем клинической практики. Интегративно-модульный подход позволяет сделать процесс профессионального иноязычного образования специалистов-медиков оптимальным, поскольку интеграция вышеперечисленных модулей не только позволяет облегчить усвоение материала по русскому языку как иностранному, но и дает возможность параллельно приобрести знания по другим предметам.

Следует отметить, что интеграция модулей реализуется в двух направлениях, то есть может быть двух видов: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная интеграция проявляется во взаимосвязи между модулями на протяжении каждого учебного года; вертикальная – в связи между модулями в течение всего образовательного процесса с первого по пятый курс.

В процессе профессионально ориентированного обучения студентов-медиков происходит интеграция общегуманитарной дисциплины «Русский язык как иностранный» с профессиональными дисциплинами по специальности «Лечебное дело». К таким дисциплинам относятся следующие: «Пропедевтика внутренних болезней», «Гигиена с основами экологии человека», «Общий уход за больными», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Клиническая фармакология» и др.

В медицинском вузе РКИ не относится к профилирующим дисциплинам. Он используется только как средство для подготовки специалистов-медиков. Иностранным студентам-медикам важно знать, что русский язык необходим для решения профессиональных задач, но для этого необходимо овладеть устной речью, научным и разговорным функциональными стилями.

Иностранные студенты обучаются в медицинском вузе на английском языке, но, несмотря на это, они проходят профессиональную практику в российских лечебных учреждениях. Во время прохождения практики им необходимо вести диалог с больными и с медицинским персоналом на русском языке, а также они должны составлять историю болезни. Это требует от студентов развития навыков устной и письменной речи.

Интегративные связи в ходе обучения РКИ способствуют интенсификации этого процесса, что выражается:

  • в усилении интереса к изучению предмета (повышается коммуникативная мотивация);
  • в совершенствовании речевых умений;
  • в активизации речемыслительной деятельности;
  • в расширении кругозора студентов;
  • в формировании познавательной самостоятельности учащихся.

    Знания, которые получили студенты в процессе интеграции общепрофессионального модуля, специального модуля и модулей самостоятельной работы, научно-исследовательской работы и клинической практики, носят не только более прочный, но и развивающий характер.

    Таким образом, интеграция мо­дулей, то есть применение интегративно-модульного подхода к изучению РКИ способствует полноценному восприятию и усвоению новых знаний и формированию коммуникативной компетенции. Одновременно у студентов развиваются профессионально значимые умения, совершенствуется профессиональное творчество, появляется опыт осуществления приемов профессиональной деятельности, а также формируются мотивы профессиональной деятельности, что, в конечном счете, способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности.

    В процессе профессионально ориентированного обучения РКИ студентов-медиков необходимо также использовать специальные педагогические технологии.

    Итак, развитие практических навыков при изучении РКИ предполагает максимальное приближение учебного материала к профессиональным интересам студентов, то есть к их учебно-познавательной, научной и будущей профессиональной деятельности, которая во многом определяет мотивацию обучения.

    Профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных студентов медицинских вузов будет успешным при соблюдении рассмотренных педагогических условий.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 238 с.
    2. Лернер И. Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. – М. : Педагогика, 1986. – 189 с.
    3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М. : Русский язык, 1984. – 797 с.
    4. Артюхина А. И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. – Волгоград : Изд-во ВГМУ, 2006. – 122 с.
    5. Кузовлев В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностранный язык в школе. – 1979. – № 1. – С. 21–27.

Метки: Гуманитарные исследования