Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

МЕСТНАЯ ПЕЧАТЬ И РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 1920–1930 ГГ. ­(НА ПРИМЕРЕ ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Статья посвящена детальному изучению и качественной проработке вопроса роли местной печати как действенного средства пропаганды коммунистического режима в целях формирования положительного образа советского человека в 1920–1930 гг. Автор раскрывает механизм воздействия агитации и пропаганды в Донской прессе на развитие социальной активности, культуры, а также на формирование взглядов и представлений аудитории на мировоззрение в переходный период жизни общества. В статье дается теоретическое обоснование предпосылок повышения эффективности агитации и пропаганды в прессе в условиях социально-политической модернизации.

Ключевые слова: молодежь, местная печать, пропаганда, агитация, Донская область, советская литература, пресса, идеология, ленинизм, СССР.

Комплекс сложнейших проблем, без решения которых представляется невозможным глобальная модернизация общества, порождает в общественном сознании массу идей о способах социального и культурного преобразования. Одной из этих идей стало изменение массового сознания посредством прессы. Именно она, как самый доступный источник информации, может привить те или иные мировоззренческие взгляды и тем самым увеличить шансы на формирование нового общества.

В случае поиска способов повышения эффективности социально-мировоззренческой пропаганды посредством местной печати важно принимать во внимание не только сущностные качества и признаки идеологической пропаганды, но и особенности функций местных средств информации. Они проявляются в обеспечении региона актуальной социальной информацией, требующейся для интенсификации всех социально-экономических процессов, включения трудящихся в систему управления, самоуправления на уровне региона и страны, консолидации жителей как социально-исторической, территориальной общности [12].

Данная задача в достаточной степени усложняется в период переживаемого страной политической нестабильности и экономического кризиса. В Донской области наряду с процессом активного формирования различных общественно-политических движений и групп развивается процесс политической борьбы. В данном случае необходимо добиваться преобразований ненасильственным путем, через добровольное согласие граждан. Пресса, представляя собой один из важнейших элементов системы социальной интеграции, должна обеспечивать положительное сотрудничество социально-политических сил, заинтересованных в преодолении кризиса и демократическом переустройстве общества.

Следовательно, возникает социальная потребность в современном уровне эффективности социально-мировоззренческой пропаганды и агитации в местной прессе, в результате чего появляется целый ряд актуальных научных вопросов. Какие факторы следует учитывать, чтобы освободить социально-мировоззренческую агитацию и пропаганду от шаблонов и рутины? Каковы оптимальные методы создания агитационных и пропагандистских произведений, соответствующие задачам общественного переустройства? Отсутствие конкретных ответов на вышеизложенные вопросы является актуальной научной проблемой, разрешению которой посвящено данная исследователь­ская работа.

Основная масса пропагандистских мер советского правительства в 20–30-е гг. XX в. была направлена на формирование абсолютно новой идеологии и ее внедрение в сознание подростков и молодых людей. Именно на молодежь, в большинстве, были ориентированы различные способы воздействия в силу большей восприимчивости и активности. В связи с этим возникает проблема выявления роли, степени, принципов пропаганды молодежи в межвоенный период.

Разные формы взаимовлияния и взаимодействия социально-мировоззренческой пропаганды в печати и идеологии переведены в исследованиях Е. А. Блажнова, Я. Н. Засурского, С. В. Цукасова, В. П. Прохорова, В. Б. Ученовой и некоторых других. Комплексное исследование научных основ и методологии пропаганды актуальных аспектов социальной теории в советской прессе проведено в монографии В. А. Шандры «Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теория и методики» [14]. Тем не менее, несмотря на массу литературы по указанной теме, в отечественной истории недостаточно глубоко исследованы особенности печати в Донской области в 1920–1930 гг.

Пропаганда и агитация являлись неотъемлемым атрибутом привлечения молодежи в ряды комсомолов и пионеров. Следовательно, возникала необходимость создания некоего отдела, отвечающего за эту задачу. И таким отделом стал высший идеологический орган управления всей области культуры – отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), в который входила коллегия с представителями отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела, одним из которых был отдел печати [10].

Теоретическая пропаганда в прессе разъясняет социально-политический смысл актуальных общественных явлений. Пресса становится неотъемлемым средством заполнения теоретического вакуума, сформировавшегося после отказа от устаревших теоретических концепций. Это дает обоснование активной роли печати по отношению к идеологии, ее способность быть не только проводником, но и катализатором, интегратором и генератором теоретических идей [13]. Все это определяет ми­ровоззренческое значение пропаганды в прессе.

Основной задачей прессы во второй половине 1920-х гг. становится обслуживание актуальных проблем партии, а также ее политических кампаний (коллективизация, режим экономии, борьба с бюрократизмои, индустирализация страны и т. д.) А постановление ЦК ВКП (б) от 3 октября 1927 г. «Об улучшении партийного руководства печатью» закрепило положение об укреплении сталинской политики в прессе. Важную роль в пропагандистской работе сыграли такие явления, как «советский патриотизм» и «пролетарский интернационализм», которые помогли воспитать истинно советского человека. В прессе также советская власть активно использовала политическую манипуляцию, то есть воздействие на массовое сознание и поведение людей. Целью данного влияния служило формирование нужных государству форм поведения и установок. Несомненно, главенствующую роль в выборе пропагандистских материалов сыграло обладающее монополией на СМИ государство.

Революционные изменения 1917 г. и последующие социалистические изменения государства имели большое значение для роста социальной мобильности молодого населения России. Способствовали быстрому росту различных общественных организаций и движений. Одним из зарождений социальной активности масс появилось благодаря формированию молодежного движения и появлению единственного в своем роде для мировой истории Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Для дальнейшего распространения и закрепления рычагов управления молодым поколением, было предложено данной организации работать регионах в четком сотрудничестве с печатью, для более качественной пропаганды коммунистического режима. Комсомол руководствовался в своей работе не только одним партийно-административным аппаратом власти, а также и различными иными формами устной и письменной агитации и пропаганды.

Немаловажной является работа В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», послужившая в дальнейшем главным толчком превращения печати в высокоэффективный метод агитации и пропаганды. «Газета – коллективный организатор и пропагандист» [1]. По итогам резолюции 12 съезда РКП (б) о печати для каждого основного слоя читателей необходимо было создать особую газету. «Имея целую систему журналов и газет, партии необходимо распределить между ними сферу деятельности, чтобы каждое издание ориентировалось на определенный слой читательской массы». Данный указ был полностью реализован в 1920–1930 гг. в таких известных газетах и журналах как «Правда», «Большевистская печать», «Большевик» посредством редакционных статей, выступления партийных функционеров и обзоров печати.

В 1928 г. Донской окружной комитет ВЛКСМ изучил красные уголки округа, и в последствии были сделаны заключения о малоэффективной работе в них комсомола прежде всего из-за отсутствия специально закрепленного за данной работой комсомольского актива [8]. Четкие формы работы были тесно связаны с уровнем образования и интересов молодежи того времени. Местная печать совместно с комсомольскими активистами стали активно организовывать громкие читки газет и журналов и проводить, а затем проводили по ним обсуждения, читали лекции и доклады по самым бытовым проблемам. Такие мероприятия дали возможность привлечь большое количество молодых людей и расширить их кругозор, а также предоставили возможность получить общее и специальное образование, разнообразили отдых, прививали коллективизм, отвлекали от религии и боролись с антиобщественным поведением.

Осознавая большое влияние местной печати в коммунистическом воспитании молодежи, летом 1928 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», в котором говорится о количественном и качественном увеличении комсомольских и детских газет и журналов. Основной целью юношеской и детской печати было «коммунистическое воспитание молодежи, внедрение традиций большевистской партии» параллельно с повышением уровня культуры. Для этого власти предлагали увеличить субсидирование комсомольских печатных изданий, писать книги, посвященные воспитанию чувства коллективизма и интернационализма [8].

Власти настойчиво распространяли идеологические идеи в детских журналах и газетах, называя детей и подростов «юной сменой» и возлагая на них большие надежды. Так, появляются детские периодические журналы и газеты, ориентированные на детей от 6 до 12 лет. К ним относятся читаемые также на Дону журналы «Северное сияние», «Мурзилка», «Барабан», «Пионер» и газеты «Что нового», «Детская газета», «Еж» и «Чиж», «Ленинские внучата» и др. Насчитывалось 12 журналов, выпускаемых для пионеров и 6 – для октябрят. В указанных изданиях присутствует огромное количество материала, посвященного жизни В. И. Ленина, интеллектуальным играм на советскую тематику, творчеству, посвященному коммунизму, борьбе с беспризорностью и вовлечению в пионеры.

Так, О. Карась в стихотворении «Смена», опубликованном в детском еженедельном журнале «Горн» восхваляет В. И. Ленина: «Мы юная смена…Мы знаем одно лишь великое – Ленин» [4]. В 1921 г. Н. К. Крупская предложила идею создания детской организации, целью которой выступало формирование коммунистического сознания у детей. Предложение было одобрено властями, и в 20–30-е гг. возрастает престиж статуса пионеров. «Мы пионеры – дети рабочих», – пишет Е. Безбородов в произведении «Лагерь» [2]. Считалось, что «каждый пионер, вожатый, комсомолец, молодой рабочий и крестьянин должны выписывать свою газету, должны писать в нее» [1].

В феврале 1928 г. на заседании бюро Донского окружкома ВЛКСМ был поставлен вопрос «О читательских интересах молодежи» [6]. По результатам принятого на заседании постановления принималось во внимание важность конференций и опросов для анализа работы библиотек с молодыми читателями. Из сумм, выделяемых на пополнение библиотек Донской области, предполагалось выделять отдельную часть для приобретения юношеской беллетристики и прочей литературы издания «Молодая Гвардия». Отмечается, что партия и комсомол стали достаточно уделять внимания юным пионерам. Юные пионеры надеются, что их старшие братья-комсомольцы приложат еще больше усилий для укрепления деткомгрупп.

В указанный период в печати появляются статьи и заметки, в которых одним из важных вопросов были способы привлечения комсомола молодежи. «Что может более заинтересовать комсомола как не его собственная жизнь, условия, комсомольская работа в его ячейке», – интересуется автор статьи В. Молотов. По его мнению, молодежь не разбирается, как надо работать, следовательно, план не выполняется в 70–80%. «Необходимо приняться за оживление комсомольских собраний. Надо Агитпровкомиссиям тщательно прорабатывать вопросы, стоящие на повестке дня. Доклады о быте молодежи, и о том, как работать комсомольцу, как лучше вести хозяйство, пение, танцы. Поменьше докладов о международном положении дел. Давайте говорить о нашей работе, быте, жизни» [1]. В газете «Советский Юг» появляется заметка Юрия Ю., в которой речь идет о кружке «Новая книга» при библиотеке им. М. Горького и улучшении его работы [4]. Притом явно восхваляется и пропагандируется марксизм: «Марксистское литературоведение является недосягаемым образцом ораторского искусства» [4]. Газета «Зори» размещает статью с советом как провести вечерний досуг молодежи с пользой. «Клуб – вот, кто сможет удовлетворить интересы парня, вот куда он должен идти» [7].

Активную пропагандистскую роль оказывала местная печать на юге страны в начале 1930-х гг., потому государство озаботилось улучшением качества выпускаемой печатной продукции для молодежи.

Не меньшую роль в воспитании советской молодежи принадлежала и литературе. Руководством ставилась задача по активизации большевистского орудия на идеологическом фронте через литературу для молодежи и детей. Данные проблемы были рассмотрены в постановлении ЦК ВКП (б) об издательстве “Молодая гвардия”, который был принят в декабре 1931 г. Там же были отмечены определенные успехи издательства, но при этом большое внимание отводилось на устранение недостатков. При этом молодежь региона, которая относительно недавно вступила в ВЛКСМ, была обеспечена литературой об истории комсомола и его жизни на не достаточном уровне; отмечался низкий уровень идейной и художественной детской и подростковой литературы. Связывали их с основными задачами по борьбе за построение социализма в стране и с глобальными задачами мировой пролетарской революции. Все эти идеи отражались в художественной литературе, где был показан героизм социалистической стройки, а также непосредственное участие в ней молодежи. В первую очередь оставалась заметной идеологическая роль местной печати, так как одной из главных задач для нее было отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки. Как считалось, что это должно поспособствовать мобилизации трудящейся молодежи для укрепления обороноспособности СССР [9].

Важно, что Советская республика на указанном этапе переживает переходный и послевоенный период. «Мы закончили первую эпоху – военную и вступили в новую эпоху мирного строительства» [2]. В прессе параллельно отображаются события военного времени и становления новой, сильной, советской идеологии, отмечая тем самым превосходство и мощь СССР: «Земля гудела в первозданья час, Сквозь смерть врываясь в жизнь бессмертных классом храбрых. И ветер Октября рванул с плеча И двинул строем труб освобожденья фабрик. Кипела дней слепящая пурга, И дрогнул мир старья, упавший на колени. И поднялась рабочая рука Волной высоколобной – Ленин» [3].

Одним из многих агитационных журналов является «Лава», в котором публикуются стихотворения и рассказы, посвященные Великой Октябрьской Революции и Гражданской войне. А. Бусыгин в рассказе «Солдаты» описывает указанное время: «В 20-м здесь был фронт. В Азове – белые, в Ростове – красные, между ними – лед и камыши, а над камышом свистели снаряды и косил пулемет», тем самым подчеркивая разницу между белыми и красными [5]. П. Максимов в рассказе «Земля, на которой мы живем» явно выражает негативную оценку белым: «Белые банды несут разрушение, петлю, нагайки, расстрелы…Смерть белопогонникам!», притом неоднократно подчеркивая преимущество красных: «Да здравствует партия большевиков – организатор побед» [5].

Однако, наряду с вышеперечисленной пропагандистской деятельностью в прессе, в начале 1930-х гг. еще не успел произойти существенный перелом в мировоззрении молодежи, но нельзя не согласиться с тем, что работа, проводимая местной печатью, была напрасной, так как эта планомерная работа смогла воспитать целое поколение уже к концу 30-х гг. и по настоящему воспитать необходимые качества для советского человека, а именно патриотизм, вера в светлое будущее, в совместное построение социализма и ряд других лозунгов декларируемых средствами федеральной и местной печати.

Таким образом, в условиях идеологического плюрализма пропаганда в печати толкает своих читателей сделать социально-мировоззренческий выбор и выйти на такую ценностно-мотивационную ориентацию, для которой характерно добровольное и активное участие личности в реализации кардинальных общественных перемен.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГАРО. Вождь пролетариата // Зори. – № 1. – С. 9–10.
  2. ГАРО. Лагерь // Горн. – № 1. – С. 67, 87.
  3. ГАРО. Сегодня // Лава. – № 1. – С. 6.
  4. ГАРО. Смена // Горн. – № 1. – С. 8–9.
  5. ГАРО. Солдаты // Лава. – № 1. – С. 49–52.
  6. ГАРО. Ф. П-618. Оп. 1. Д. 34. С. 9.
  7. ГАРО. Ф. Р-1446. Оп. 1. Д. 2658. С. 2.
  8. ГАРО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 15. С. 3, 10.
  9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – 8-е изд. – Т. 4. – М., 1970. – С. 119.
  10. Cвитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986. – С. 15.
  11. Учeнова В. В. Журналистика и идеология. – М., 1985. – С. 10.
  12. ЦДНИРО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. С. 51.
  13. ЦДНИРО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 33. С. 11.
  14. Шaндра В. А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. – М., 1982.
  15. Яковлев Л. С. Конструирование объекта патриотического чувства в политической культуре молодежи // Вестник развития науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 59–65.

Метки: Гуманитарные исследования