Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема : «Социальная структура, социальные отношения». Часть 3. Задания уровня С. Ответы

С 1

Прочитайте текст и выполните задания

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, – но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. Л. Туроу

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

С2. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

С3. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

С4. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений .

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом , глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности. (И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др. )

1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?

3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

Задание по выбору Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об­ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе общест­воведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1 «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И. Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М. Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс)

9 «Масса – это множество людей без особых достоинств. » (Х. Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р. Музиль)

Ответы

Часть 1 Уровень А.

 

№ задания

 

ответ

 

А 1

 

1

 

А 2

 

4

 

А 3

 

2

 

А 4

 

3

 

А 5

 

4

 

А 6

 

3

 

А 7

 

2

 

А 8

 

1

 

А 9

 

3

 

А 10

 

2

 

А 11

 

1

 

А 12

 

3

 

А 13

 

1

 

А 14

 

1

 

А 15

 

2

 

А 16

 

3

 

А 17

 

2

 

А 18

 

2

 

А 19

 

3

 

А 20

 

1

 

А 21

 

3

 

А 22

 

4

 

А 23

 

2

 

А 24

 

2

 

А 25

 

1

 

А 26

 

3

 

А 27

 

3

 

А 28

 

4

 

А 29

 

3

 

А 30

 

3

 

А 31

 

3

 

А 32

 

2

 

А 33

 

1

 

А 34

 

1

 

А 35

 

2

 

А 36

 

1

 

А 37

 

1

 

А 38

 

2

 

А 39

 

1

 

А 40

 

3

 

А 41

 

1

 

А 42

 

3

 

   
   

 

Часть 2. Уровень В.

 

№ задания

 

ответ

 

В1

 

стратификация

 

В2

 

экономическая

 

В3

 

народность

 

В4

 

семьи

 

В5

 

социальные статусы

 

В6

 

каста

 

В7

 

социальная структура

 

В8

 

консерваторы

 

В9

 

абитуриенты

 

В10

 

АББА

 

В11

 

БАБАБ

 

В12

 

АБАББА

 

В13

 

АББАА

 

В14

 

122313

 

В15

 

23314

 

В16

 

126

 

В17

 

236

 

В18

 

124

 

В19

 

234

 

В20

 

АААБ

 

В21

 

АААБ

 

В22

 

БАЕЖЗВ

 

В23

 

ВЕБДИЖА

 

 

 

Часть 3. Уровень С.

С1 Текст

1). В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления. Ответ: В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:

– рост числа разводов;

-увеличение количества неполных семей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

2). В ответе называются сферы общества: – социальные отношения; – экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

3). Ответ: В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

– сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными

для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

– усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,

– женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки

ролей матери, жены, хозяйки дома

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла,)

4) Ответ: В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

– совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

– более равномерное распределение семейных обязанностей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С2. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны такие черты, как наличие – ролевой системы (ученик, учитель);– совокупности учреждений (институт, школа); – регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза); – важных общественных функций (социализация молодежи).

С3. Ответ: В ответе могут быть приведены примеры: – в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;

– в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства; – в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С4. Ответ: В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

1) необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью;

2) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства;

3) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция

государства в рыночной экономике.

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

1) возможность обновления техники и внедрения новых технологий;

2) возможность совершенствования структуры производства;

3) поддержка отечественного производителя;

4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Могут быть приведены и иные, имеющие основания аргументы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С 5. Текст : Наукой принято называть…

1) Могут быть приведены следующие определения науки:

1) « теоретическое систематизированное представление о мире…» 2) « система знаний и вид духовного производства»;

3) « специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания».

4) «отдельные отрасли научного знания»

2). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования

3) Могут быть указаны такие проблемы, например: – проблема социальной сущности человека (изучает психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др. )

– процесс социализации личности ( изучает педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др) – экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др. ). Могут быть указаны и другие проблемы.

4) Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера образования; 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т. ч. применение кибернетических моделей; 3) происходит изменение экономической структуры общества, в т. ч. структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры.

В. А. Кравцова, МАОУ "СОШ № 40", Старый Оскол, Белгородская область

Метки: Правоведение и Обществоведение