Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока обществознания по теме «Политическая роль избирателя», 11 класс

Цели урока.

Обучающая: познакомить учащихся со структурой политической системы Российской Федерации и её функционированием.

Воспитывающая: содействовать формированию активной гражданской позиции.

Развивающая: развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; способствовать выработке навыков исследовательской работы. 

Оборудование урока: доска, лист ватмана, маркер, опорные конспекты, плакаты. 

За две недели до проведения урока учащиеся были разделены на группы по 5-6 человек, которым предстояло провести мини-опрос на тему "Пойду ли я на выборы?". Учащиеся получили возможность проверить в действии один из исследовательских методов социологической науки. Для проведения опроса была разработана анкета. 

Анкета для проведения социологического опроса.

Данные о респонденте.

1. Возраст.

2. Пол.

3. Образование. 

Вопросы: 

1. Что Вы знаете о выборах?

2. Пойдёте ли Вы на выборы?

3. Если нет (да), то почему? 

Опрашивались родственники, друзья, знакомые и соседи, а также незнакомые люди. Затем совместными усилиями данные опроса были обработаны, а основные выводы делались уже на уроке.

Группам было также дано творческое задание: подготовить политический плакат, призывающий граждан прийти на выборы. Защита плакатов проводилась на уроке.

Во время урока ученики пользовались небольшими опорными конспектами, в которых фиксировались тема урока, его план, основные понятия. На доске был прикреплён лист ватмана, на котором записывались выстроенные школьниками логические цепочки. 

ПЛАН УРОКА:

1. Вводное слово учителя. Постановка задач занятия.

2. Актуализация исторических знаний школьников.

3. Сообщение нового материала:

а) история выборов;

б) принципы демократических выборов;

в) избирательная кампания;

г) типы избирательных систем.

4. Выводы по социологическому опросу.

5. Защита политических плакатов. 

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. "В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т. д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных

регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается.

Не все граждане хотят воспользоваться своим правом – избирать.

Почему так происходит? На этот другие интересующие вас вопросы мы

постараемся ответить на этом уроке".

2. Беседа с учащимися:

– Что вы знаете о выборах из курса истории и современной России?

– Что значит избирать и быть избранным?

– Во сколько лет человек может принимать участие в выборах?

– Хотели бы вы что-то изменить в государстве, будучи депутатом?

3. Объяснение нового материала:

а) система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определённому человеку. Правда, нередко в результате жеребьёвки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивлённо воззрились на него, пояснил: "Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?"

Основные вопросы народное собрание решало путём голосования (оно проводилось на горе Пникс). Белый камешек означал положительное решение, чёрный – отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это – так называемый остракизм, который ввёл Клисфен.

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.

В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским в 1808 году 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.

б) Итак, выборы – это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определённым правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

Далее раскрываются основные принципы демократических выборов.

Первый из них – всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 года, согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.

Очень важным принципом выборов является их альтернативность, то есть возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определённый срок.

В VIвеке до нашей эры в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось избираться дважды на одну и ту же должность. Сегодня, например, в Конституции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.

Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии – на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф. Рузвельт избирался президентом США четыре раза.

Сообщение учащегося: Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказывают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.

В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массовом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к трибуне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимавший ноги, неизбежно должен был споткнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сыновья, обычно поддерживающие его, не смогли бы идти с ним рядом.

Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой бы на месте Рузвельта предпочёл бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.

В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с противоположной стороны дома, там, где располагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лестницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сцене из-за кулис стало для всех полнейшей неожиданностью.

Вскоре вездесущие репортёры разузнали об этом эпизоде. Когда в печати появились сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вышел победителем в сложной ситуации, его престиж ещё больше вырос.

Если в каком-либо государстве практикуется перенос или отмена выборов, то это даёт повод усомниться в демократичности такой политической системы.

(Учитель предлагает школьникам самим убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Ученикам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации).

Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли такое в современном обществе?

Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в чёрном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, то есть сосед может проголосовать за соседа, родственник за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и используется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

в) Внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования, установление и оглашение результатов выборов. Смысл и назначение каждого этапа раскрывается с привлечением известных учащимся и новых фактов.

Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, возможно самовыдвижение. Полезно разъяснить, для чего в США проводятся первичные выборы – праймериз.

г) Далее рассматриваются характерные черты двух главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная система (от французского "большинство") предполагает голосование за конкретного кандидата. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50%) или относительное (больше, чем у соперника) большинство голосов.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за списки политических партий. Места в законодательном органе распределяются пропорционально набранным партиями голосам.

В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть 5-ти процентный барьер, а с 2007 года – 7-ми процентный (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7 % голосов избирателей, она лишается представительства в Думе). Для сравнения: в Египте установлен 8-процентный барьер, в Швеции – 4 – процентный, а в Аргентине – 3 – процентный.

Целесообразно вновь вернуться к вопросу о значении выборов и необходимости участия в них. Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это – выборы.

Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы, наших представителей в городских собраниях, в органах местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления скоро пройдут и у нас.

4. Вниманию класса предлагаются результаты проведённого учениками

небольшого социологического опроса. На основе результатов анкетирования учащиеся должны дать прогноз относительно явки избирателей на выборы.

По результатам опроса школьники сделали вывод о том, что скорее всего не придут на избирательные участки люди среднего возраста. Они ссылаются на свою занятость и бесполезность выборов. Примечательно, что большинство среди них составляют мужчины. Женщины, по мнению учащихся, думают о будущем своих детей, поэтому более активны в политическом отношении. Чаще других ходят на выборы люди пожилого возраста. На вопрос "почему?" одна группа учащихся ответила, что так уж, наверное, они воспитаны.

Придут на избирательные участки и молодые избиратели в возрасте от 18 до 25 лет. Говорят, что им интересно и к тому же дают подарки только что начинающим избирателям.

5. Группам, проводившим социологический опрос, также было дано задание подготовить политический плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Представитель каждой группы провёл презентацию своего плаката. Следует отметить, что ребята отнеслись к этой работе очень серьёзно. Представленные группами плакаты были красочными и содержательными.

Например, на одном плакате были изображены открытая дверь, из-под которой выбивается свет, и надпись: "Загляни в своё будущее. Какое оно будет – зависит от тебя". На другом – воин времён Гражданской войны и надпись: "Тебе на Родину плевать? Нет? Тогда иди голосовать!" Представители третьей группы объяснили, почему фон плаката разделён на две части – чёрную и белую, почему на плакате изображён ребёнок.

Был плакат с изображением былинного богатыря у столба-указателя с надписью "Не бросай Россию на распутье!" Как пояснили ребята, богатырь – это своеобразный символ России, символ силы, храбрости и самое главное – мудрости.

6. В конце урока был подведён итог и выставлены оценки.

 

Литература 

1. Обществознание. Учебник. 11 класс (базовый уровень). Боголюбов Л. Н. и др. – М. : Просвещение 2010. – 349 с. 

2. Боголюбов, Иванова, Городецкая: Обществознание 11 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации: пособие для учителя– М. : Просвещение 2010.

3. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 класс. Боголюбов Л. Н. Просвещение 2011. – 96 с.

Метки: Правоведение и Обществоведение