Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, 10 класс

 

 

Вопрос

 

Балл

 

1.

 

Мировоззрение гуманистической направленности предполагает

1) чувство национального превосходства

2) религиозную веру

3) принадлежность к политической элите

4) защиту достоинства человека

 

3

 

2.

 

Положение о том, что целью жизни человека является достижение им совершенного покоя и единения с космосом, содержится в

1) христианстве

2) исламе

3) буддизме

4) иудаизме

 

3

 

3.

 

Этика науки включает в себя

1) авторское право

2) изменчивость убеждений

3) субъективность симпатий

4) партийную принадлежность

 

3

 

4.

 

Введение изучения экономики, социологии и культурологии в каче­стве школьных предметов является проявлением процесса

1) гуманитаризации

2) гуманизации

3) модернизации

4) интернационализации

 

3

 

5.

 

Экстенсивный рост есть увеличение производственных возможностей страны за счет

1) более рационального использования того же объема ресурсов

2) расширения масштабов использования ресурсов

3) роста производительности труда

4) повышения качества производства

 

3

 

6.

 

Если деньги банков оборачиваются быстрее, а объемы производства при этом не возрастают, то в этом случае денег государству требуется

1) больше, чем прежде

2) строго определенное количество

3) столько же, сколько и прежде

4) меньше, чем прежде

 

3

 

7.

 

Способность и готовность людей менять место жительства ради по­лучения работы называется . . . мобильностью.

1) территориальной

2) профессиональной

3) локальной

4) циклической

 

3

 

8.

 

Под совершенной конкуренцией понимают ситуацию на рынке, когда

1) ни одна из фирм не в силах в одиночку изменить рыночное равно­весие

2) каждая фирма ведет себя так, как это ей наиболее выгодно

3) на рынке есть несколько ведущих фирм

4) одна из фирм находится в более выгодных условиях по отношению к другим

 

3

 

9.

 

Патриархальная семья является важнейшим элементом структуры . . .

общества.

1) техногенного

2) традиционного

3) современной России

4) индустриального

 

3

 

10.

 

Фактором стабильности современного западного общества является

1) традиционность крестьянского поведения

2) рост численности среднего класса

3) миграция населения из села в город

4) рост численности люмпенов

 

3

 

11.

 

Деление общества на властную элиту и массы является проявлением . . . дифференциации.

1) политической

2) профессиональной

3) духовной

4) экономической

 

3

 

12.

 

Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение воинского звания

2) поступление в вуз

3) смена гражданства

4) увольнение с работы

 

3

 

13.

 

Принципом современного гуманистического подхода к этническим проблемам является

1) предоставление привилегий по национальному признаку

2) зависимость прав личности от национальной принадлежности

3) терпимость к проявлениям национализма

4) обеспечение прав и свобод всех граждан

 

3

 

14.

 

Согласно теории М. Вебера о типологии отношений управляемых к элите, доверие к власти может основываться на

1) традициях и обычаях

2) социальном конфликте

3) осознании классового интереса

4) формальном законе

 

3

 

15.

 

Государство от устройства общества на основе кровнородственных отношений отличает

1) всеобщее вооружение для отражения внешней агрессии

2) объединение материальных благ для решения общественных задач

3) осуществление власти населением

4) наличие специального аппарата управления

 

3

 

16.

 

Законодательное закрепление решения о предоставлении социальных услуг только через негосударственные фонды есть реализация идео­логии . . . партии.

1) либеральной

2) социалистической

3) националистической

4) коммунистической

 

3

 

17.

 

Многопартийность, уважение интересов меньшинства, готовность исполнять решения и участвовать в их разработке характеризуют тип . . . политической культуры.

1) демократической

2) авторитарной

3) тоталитарной

4) подданнической

 

3

 

18.

 

Право – это система общеобязательных правил поведения, вырабо­танных в обществе или установленных государственной властью, поддерживаемая

1) авторитетом государства

2) мерами государственного принуждения

3) мерами общественного воздействия

4) совестью гражданина

 

3

 

19.

 

Согласно российскому законодательству, труд несовершеннолетних

1) не используется в народном хозяйстве

2) может использоваться только в собственном хозяйстве

3) разрешен при обязательном совмещении с учебой

4) допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством

 

3

 

20.

 

Контркультура

1) противостоит доминирующей культуре

2) не подчиняется никаким духовным нормам

3) базируется на господствующей системе ценностей

4) всегда тормозит развитие доминирующей культуры

 

3

 

21.

 

Под политическим режимом понимают

1) порядок образования высших органов власти

2) отношения между государством в целом и его частями

3) совокупность средств осуществления государственной власти

4) способ организации политической системы

5) источник образования высших органов государства

 

3

 

22.

 

Идеальная модель поведения государственной власти в правовом го­сударстве основывается на

1) выработке цивилизованных форм классовой борьбы

2) жестком административном правлении

3) соблюдении принципа разделения властей

4) взаимной ответственности личности и государства

5) признании презумпции вины гражданина

 

3

 

23.

 

Основы конституционного строя характеризуют РФ как . . . государство.

1) конфедеративное

2) республиканское

3) общенародное

4) социальное

5) либеральное

 

3

 

24.

 

Дееспособность гражданина может быть

1) ограничена полностью

2) изъята как мера ответственности

3) ограничена частично

4) признана недействительной

5) присвоена органом государства

 

3

 

25.

 

Основными задачами Центрального банка являются

1) контроль за созданием и деятельностью коммерческих банков

2) определение правил денежных операций с национальной валютой

3) определение правил денежных операций с иностранной валютой

4) управление промышленностью и торговлей

5) регулирование масштабов кредитной эмиссии

 

3

 

26.

 

Общество влияет на естественную среду обитания человека,

1) внедряя новые политические технологии

2) развивая демократические режимы

3) используя генную инженерию

4) улучшая условия труда

 

3

 

27.

 

Конвергенцию капитализма и социализма в качестве перспективы развития современного общества предполагает теория

1) технократизма

2)марксизма

3) экзистенциализма

4) фрейдизма

 

3

 

28.

 

Мыслитель, считавший, что прогресс заключается в росте осознания

свободы, -

1) К. Маркс

2) К. Поппер

3) Г. Гегель

4) А. Кондорсе

 

3

 

29.

 

Форма мысли, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий, называется

1) представление

2) понятие

3) суждение

4) восприятие

 

3

 

30.

 

Теоретические научные знания являются результатом

1) научного моделирования

2) опыта повседневной жизни

3) наблюдений и эксперимента

4) интерпретации фактов

 

3

 

2. В современной Швеции распространено мнение: «Образование тем более полноценно, чем больше математики». Это мнение отражает тенденцию к . . . в развитии образования.

Балл – 2

3. Ст. 36 Конституции РФ: «1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» – провоз­глашает . . . право человека.

Балл – 2

4. Напишите эссе на тему

«Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все»

(Д. Джеролд).

Балл – 6

Ключ, обществознание, 10 класс

 

 

ответ

 

1.

 

4

 

2.

 

3

 

3.

 

1

 

4.

 

1

 

5.

 

2

 

6.

 

4

 

7.

 

1

 

8.

 

1

 

9.

 

2

 

10.

 

2

 

11.

 

1

 

12.

 

3

 

13.

 

4

 

14.

 

1

 

15.

 

4

 

16.

 

1

 

17.

 

1

 

18.

 

2

 

19.

 

4

 

20.

 

1

 

21.

 

34

 

22.

 

34

 

23.

 

24

 

24.

 

13

 

25.

 

1235

 

26.

 

3

 

27.

 

1

 

28.

 

3

 

29.

 

3

 

30.

 

1

 

2 задание

 

информатизации

 

3 задание

 

экономическое

 

М. Н. Вдовенко, МКОУ "СОШ №9", г. Благодарный, Ставропольский край

Метки: Правоведение и Обществоведение