Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Занятие, посвященное воспитанию толерантности (совместно с родителями)

Цель: ознакомление с понятием «толерантность», воспитание толерантности. Установление связей «учитель – ученик – родитель».

Задачи: 1. знакомство с понятием «толерантность» (подвести к тому, чтобы

участники самостоятельно сформулировали понятие);

2. развитие коммуникативных умений через работу в группах;

3. способствовать формированию у детей и родителей правовой культуры;

4. привлечение родителей к проведению мероприятия.

Эпиграф (на доске): «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход мероприятия:

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о понятии «толерантность». Приурочена наша сегодняшняя встреча Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября.

Прежде, чем мы выясним, что же такое толерантность, проведем игру «Кареглазые и голубоглазые». Представим, что вы все являетесь подданными одного государства. Ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Определяющий признак принадлежности к той или иной группе – цвет глаз. Обладатели карих глаз способны хорошо выполнять физическую работу, использование их на интеллектуальной работе крайне малоэффективно. Обладатели голубых глаз – «цвет человечества», они отличаются высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, но мало приспособлены к физическому труду. Это открытие позволяет усовершенствовать общество. Четкое разделение на работников умственного и физического труда на основе цвета глаз даст возможность рационально использовать рабочую силу. Но выиграет от этого не только государство, но и сами люди. Делая то, что предопределено природой, каждый будет получать удовольствие, станет больше удач и меньше разочарований. Не будет неудачников, ошибившихся в выборе призвания. Высший совет государства ради блага всех граждан решил начать усовершенствование общества немедленно. (деление на группы: «голубоглазые» должны чувствовать неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми», которые в свою очередь должны осознать свое бесправное положение).

Работа в группах (10 минут): Перед «голубоглазыми» ставится задача составить новый свод законов государства. При этом им делается напоминание, что «хозяева жизни» вправе придумать и провести в жизнь любые законы. «Кареглазые» должны распределить между собой рабочие профессии из предложенного списка и при этом указать, какие качества требуются для этих профессий.

Общее обсуждение (10 минут): Зачитывается свод законов. «Кареглазым» дается возможность высказать свое мнение. В зависимости от реакции «кареглазых» выбирается вариант окончания игры: либо принять свод законов без изменения, либо пойти на компромисс.

(Методика…, стр. 75).

Вот мы с вами и подошли к определению понятия «толерантность». Определение на доске.

А теперь предлагаю вам поработать в группах (работа с текстом – вырезки из газет о примерах ущемления прав людей других национальностей, другого вероисповедания и т. п. ). Участники группы высказывают свое отношение к ситуации (по 3 минуты на каждую группу).

Заключительный этап:

Прошу вас ответить на вопросы: 

  1. Как воспитать в себе и в других терпимость к людям иных национальностей?
  2. Что может сделать каждый из вас для решения этой проблемы?

Рекомендации записываются на доске. 

В конце занятия целесообразно упомянуть, что понятие «толерантность» применяется не только по национальному признаку, но и по религиозному, политическому, к людям с другим мировоззрением. 

Рефлексия: 1. Что нового вы узнали в ходе сегодняшнего мероприятия?

2. Что показалось вам наиболее интересным?

3. Что потрясло вас?

4. Какой вывод вы сделали в ходе мероприятия?

5. Ваши пожелания. 

Используемая литература:

Бочаров И. и др. Права человека. Методика преподавания в школе. Пермь, 2004.

Метки: Правоведение и Обществоведение