Программа факультативного курса для 9 кл. "Нарушение прав человека на той или иной почве"
Программа факультативного курса для 9 кл. "Нарушение прав человека на той или иной почве"
1.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.
В данном курсе наиболее подробно рассматриваются события той сложной эпохи истории человечества, в которой систематически преследовались и истреблялись немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионы жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленные представители других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Программа факультативного курса «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» откроет перед учащимися мир исторического прошлого: этимологию, отличительные черты и периодизацию холокоста, основные лагеря смерти, преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей еврейского, цыганского и других народов мира.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса. Поскольку на данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.
Цели и задачи курса:
– формировать толерантное сознание учащихся, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцидов;
– формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
– привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности к своей Родине.
Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.
Данные занятия являют собой дополнительное образование как:
– дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
– знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ, предполагает работу с одаренными детьми.
Функции работы курса:
1) обучающая функция – каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности в изучении данного периода истории;
2) социально-адаптивная функция – занятия позволяют учащимся получить социально-значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;
3) развивающая функция – развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в мире, которая является составной частью мировой истории; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими взглядами и мировоззренческими системами;
4) воспитательная функция – развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими данного периода истории.
Организационной формой курса «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» является – факультативное занятие. Методы и приемы работы с детьми – групповые и индивидуальные.
2. Учебная программа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ЧАСА)
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Холокост в истории ХХ столетия. Память народов о Холокосте. | 1 |
2 | Периодизация холокоста. | 1 |
3 | Причины появления антисемитизма. | 2 |
4 | Особенности жизни евреев в советской России в 1920-1930-е годы. | 4 |
5 | Шоа – Катастрофа европейского еврейства. | 1 |
6 | Возникновение тоталитарных режимов в Европе. | 1 |
7 | Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. | 6 |
8 | "Хрустальная ночь". Эмиграция евреев из Германии. | 2 |
9 | Судьбы евреев в оккупированной Европе в период Второй мировой войны. | 4 |
10 | Трагическая судьба советских евреев на оккупированной территории СССР. Лагеря смерти. | 1 |
11 | Гетто. | 1 |
12 | Выселение и уничтожение евреев. | 1 |
13 | Судьба евреев в СССР в послевоенные годы. | 2 |
14 | Другие народы и группы – жертвы нацистской политики. | 7 |
Содержание разделов и тем
Номер и название раздела | Название темы | Теория (основные теоретические понятия) |
1. Холокост в истории ХХ столетия. Память народов о Холокосте. | Холокост, этимология. | |
2. Периодизация холокоста. | Периодизация. | |
3. Причины появления антисемитизма. | Возобновление политики скрытого антисемитизма и политической дискриминации евреев в 1930-е годы.
Антисемитизм в обыденном сознании населения страны. |
Антисемитизм, сознание. |
4. Особенности жизни евреев в советской России в 1920-1930-е годы. | Развитие еврейской культуры и искусства. Национальная политика советского государства и евреи. Евреи – жертвы репрессий и политического террора в 1930-е годы. |
Культура, национальная политика, репрессии, террор. |
5. Шоа – Катастрофа европейского еврейства. | Последствия Шоа. | Шоа. |
6. Возникновение тоталитарных режимов в Европе. | Тоталитаризм. | |
7. Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. | Нюрнбергские законы. Идеология и практика расизма и геноцида – государственная политика нацистской Германии. Влияние фашистского режима на рост антисемитизма. Вытеснение евреев из политической, экономической, культурной жизни Германии. Массовые погромы. |
Закон, расизм, геноцид, политика, фашистский режим. |
8. "Хрустальная ночь". Эмиграция евреев из Германии. | Евреи – первые узники концлагерей. Помощь еврейской диаспоры беженцам из Германии. |
Диаспора. |
9. Судьбы евреев в оккупированной Европе в период Второй мировой войны. | Борьба за выживание. Политика массового геноцида еврейского населения. Строительство нацистами концлагерей: Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор и др. ; гибель в лагерях миллионов евреев. |
Геноцид, нацисты. |
10. Трагическая судьба советских евреев на оккупированной территории СССР. Лагеря смерти. | Оккупация Германией огромных пространств Советского Союза в 1941 г. ; причины быстрого продвижения немцев и отступления Красной армии. | |
11. Гетто. | Создание еврейских гетто; жизнь и судьба их жителей. | Гетто. |
12. Выселение и уничтожение евреев. | ||
13. Судьба евреев в СССР в послевоенные годы. | Политика антисемитизма и дискриминации евреев в СССР в 1945 – 1985 гг. Гибель цвета еврейской интеллигенции в конце 1940-х – начале 1950-х годов. |
Политика, дискриминация, интеллигенция. |
14. Другие народы и группы – жертвы нацистской политики. | Люди с психическими расстройствами и инвалиды.
Славяне.
Свидетели Иеговы.
Франкмасоны.
Цыгане.
Чернокожие жители Германии. |
Нацистская политика. |
3. Список литературы
1. Беркович Евгений Михайлович Жертва двух диктатур // Еврейское слово. – 2009. – В. 22 (440).
2. Алексеев, Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) /Н. С. Алексеев. //Правоведение. – 1977. – № 1. – С. 122—124.
3. ПленковОлегЮрьевич. Третийрейх. – Olma Media Group, 2004. – С. 278-289. – 474 с. – ISBN 5765435238.
4. Шваниц В. Г. Реакцияарабоввотношениихолокоста (Arab Responses to the Holocaust, Webversion 6-2010 (англ. ))Фашизм