Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Система подготовки учащихся старших классов к написанию эссе как способ приобретения ими опыта познавательной деятельности

Система подготовки учащихся старших классов к написанию эссе как способ приобретения ими опыта познавательной деятельности I. Актуальность

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т. е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.

В то же время формирование социальной компетентности на основе только лишь изучения дисциплин социально-экономического и политико-правового комплекса, чтения литературы, периодики, освещающих происходящие в обществе события, просмотра телевизионных программ явно недостаточно и оставляет учащихся на уровне освоения элементарных теоретических умений и навыков.

Наблюдения показывают, что ученики старшей школы способны в основном, к механическому запоминанию и заучиванию социальной информации, а ее анализ и практическое применение вызывает большие затруднения.

По данным диагностики, проводимой мною при переходе учащихся в профильные классы (анализ продуктов деятельности учащихся), выявилось, что у них слабо сформированы навыки познавательной деятельности (Государственный стандарт):

– критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений (25% учащихся);

– анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни (30% учащихся);

– участие в исследовательской деятельности по социальной проблематике (20% учащихся).

Мною использовались различные приемы для развития познавательной деятельности учащихся:

– привлечение к активной внеурочной деятельности по гражданскому воспитанию (проведение выборов в школьное Правительство, выполнение социального проекта);

– оформление статей социально-правового содержания в школьную газету «Звонок»

– использование на уроках элементов технологии развития критического мышления;

– организация мини-дискуссий по изучаемым обществоведческим темам для закрепления изученного материала.

Однако анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показывал, что интеллектуальные умения выпускников, необходимые для осуществления предложенных на экзамене видов познавательной деятельности, сформированы в недостаточной степени (часть С ЕГЭ по обществознанию). Слабо сформированы творческие умения решать проблемную задачу, применяя социально-гуманитарные знания, излагать собственные суждения по определенной социальной проблеме с опорой на знание курса, факты социальной жизни и личный опыт.

Таким образом, проблема формирования опыта познавательной деятельности учащихся старших классов оставалась актуальной. В моей педагогической практике назрела необходимость в пересмотре приемов и способов формирования, активизации и использовании в дальнейшем опыта познавательной деятельности.

II. Теоретическое обоснование

Данной проблемой занимались различные исследователи Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, Н. А. Половникова и другие. Активизация познавательной деятельности – побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М. Н. Краткий педагогический словарь. ) Н. А. Половникова утверждает также, что основой познавательной деятельности ученика является творчество и умение переносить опыт в новую ситуацию.

Г. И. Щукина указывает, что познавательная деятельность «представляет собой сложнейший процесс перехода уча­щихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, по­черпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобре­тенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания». Она считает, что познавательную деятельность школьника, осуществляемую им в процессе учения, в свете социально-педагогических задач со­временного общества следует считать основ­ным видом деятельности подрастающих поколений.

Таким образом, исследователи данной проблемы схожи в выводах, что познавательная деятельность учащихся:

1. Вооружает знаниями умениями и навыками.

2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.

3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.

4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.

5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности

Критериями сформированности опыта познавательной деятельности учащихся являются:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации;
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, формулирование на этой основе собственных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, решение проблемных, логических, творческих задач;
  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике

(Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание).

Авторы выделяют различные способы и приемы формирования опыта познавательной деятельности. Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений, необходимых для ее активизации, является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих приемов, написание эссе по обществознанию.

Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпу­скников по обществознанию, разрабо­танная авторским коллективом под ру­ководством Л. Н. Боголюбова, предпола­гает, что накопление знаний (понятий, определений и т. д. ) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Репродуктивные знания должны составлять лишь 28% от всех требуемых компетенций. Следующие требования предполага­ют овладение учеником на основе усво­енных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарас­тающей сложности:

  • сравнивать изученные социаль­ные объекты, т. е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объек­та с родственными;
  • характеризовать изученные соци­альные объекты и процессы, т. е. рас­крывать свойственные им значимые признаки;
  • давать оценку изученных соци­альных объектов и процессов, т. е. вы­сказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Умения именно такого рода позволя­ют перевести обществоведческое зна­ние из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического ос­мысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом. И формированию вышеперечисленных умений способствует такая форма работы, как эссе по обществознанию.

Проблемой методики написания эссе занимались Н. Суворова, Т. Г. Цитович, С. Г. Воровщиков, Е. Г. Калинкина, Е. В. Киприянова и другие.

«Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Н. Суворова обозначила ценность написания эссе в том, что здесь проявляется индивидуальность, дискуссионность, оригинальность решения проблемы и аргументация. А это, в свою очередь, способствует развитию познавательных навыков учащихся, критическому восприятию информации, явлений и событий.

С. Г. Воровщиков указывает, что составляющей учебно-познавательной компетентности являются общеучебные умения как универсальный способ присвоения, преобразования и использования информации. И к таким умениям он относит умения составлять план, тезисы, рецензию, эссе.

Я придерживаюсь мнения Т. Г. Цитович, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений и навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания. Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся:

– на осознанном уровне владеют теоретическими знаниями и понятийным аппаратом в области обществознания;

– владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии.

В педагогической практике преподавания обществознания разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе. Многие формы я уже использую в своей работе.

Тем не менее, несмотря на различные подходы к обучению старшеклассников написанию эссе, недостаточно освещенным остается вопрос использования эссе по обществознанию в целях формирования опыта познавательной деятельности.

III. Сущность инновационного опыта

Все вышеперечисленные теоретические положения позволили мне разработать собственную систему подготовки учащихся старших классов к написанию эссе по обществознанию. Разработанный мною дидактический материал позволяет активно использовать личный социальный опыт ученика для формирования навыков написания эссе. Методической основой моей системы подготовки является технология развития критического мышления, приемы которой используются мною во всех классах для активизации познавательной и учебной деятельности.

Программа профильного обучения по обществознанию предусматривает 25 часов резервного времени учителя. Эти часы используются мною для подготовки учащихся к написанию эссе и решению тестов ЕГЭ приблизительно в равном количестве.

Данная система подготовки учащихся к написанию эссе реализуется в три этапа: диагностирующий, формирующий и рефлексивный.

Первый этап – диагностирующий.

Умения и навыки написания эссе по обществознанию, как показывает опыт, закладываются еще в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе. Как правило, диагностика степени сформированности умения аргументированно излагать собственную позицию позволяет оценить уровень подготовленности ученика к выполнению требуемого задания.

На первых уроках обществознания в профильной группе я провожу диагностику. Все результаты диагностики вносятся в «Лист роста», который ведется учениками до 11 класса и в нем фиксируются все успехи ребенка. Сама диагностика заключается в следующем:

1. Проведение анкетирования учащихся (Что такое эссе? Чем оно отличается от сочинения? В какой части ЕГЭ требуется выполнить это задание? Какие требования предъявляются? Оцени свои возможности. ) Эти вопросы позволят учителю объективно сделать вывод о том, владеют ли ученики элементарными знаниями об эссе и ЕГЭ по обществознанию. Как показывает личный опыт, результаты анкетирования часто неудовлетворительные, т. е. дети не владеют элементарными знаниями о таком виде письменной работы.

2. Всем учащимся предлагается ответить на вопрос «Почему я выбрал социально-гуманитарный профиль?» Этот вопрос позволяет проверить «на вскидку» умение аргументировано и доказательно рассуждать по проблеме.

3. На одном из вводных уроков учащимся предлагается раскрыть одну из предложенных тем эссе (в основном, это темы из социальной психологии, так как остальные содержательные линии вызывают большие затруднения) без указания критериев оценки. Как правило, ученики пишут сочинение-рассуждение по выбранной теме.

На всю перечисленную работу на этом этапе я отвожу обычно 1-2 урока.

4. Заключительной работой на данном этапе является совместный разбор написанных эссе с учетом тех критериев, которые предъявляются к этому заданию в части С ЕГЭ. Ученики фиксируют на Листе роста все свои «минусы».

Второй этап – формирующий.

Это главный этап, на котором ведется длительная работа по подготовке учеников. В зависимости от уровня подготовленности группы (а это выясняется на первом этапе), на него отводится непосредственно 4-6 уроков в 10 классе и 8-12 уроков – в 11 классе для отработки навыков написания, и также на остальных уроках систематически включаю в работу отрабатываемые элементы и приемы для дальнейшего закрепления.

Работа на данном этапе заключается в следующем:

1. Первоначально ученики знакомятся с требованиями по выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию, записывая эти требования в тетрадях (тетради заводятся отдельные, которые используются только на уроках подготовки к выполнению эссе).

2. На первых двух уроках вводится прием «незаконченного предложения», использовать который в принципе возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Особенно важно на таких занятиях ориентироваться на жизненный опыт учащихся. Вводится прием «ПОПС-формулы», когда ученики дают развернутый доказательный ответ. Подборка предложений осуществляется самим учителем и ранжируется по степени сложности (в зависимости от изученных тем, степени толкования и т. д. ). На таких уроках учащиеся осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию или ситуации).

3. По мере освоения учащимися формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Даются задания выделить тезис и аргумент в работе соседа. Дальше осуществляется обмен мнениями и корректировка. Используя материал из учебника и словарей, ученики осуществляют подборку терминов и аргументов для подтверждения или опровержения какого-либо положения.

4. Мною подобраны различные обществоведческие тексты, которые используются для работы по выделению тезисов и аргументов. Такие тексты позволяют наглядно закрепить умение выделять необходимые положения непосредственно из источника. Эти тексты учащиеся разбирают в классе под руководством учителя, а также получают их в качестве домашнего задания. Для такой работы использую прием ведения «двойного дневника», когда ученик, анализируя текст, записывает и аргументирует свое согласие или несогласие с тезисами, приведенными автором.

5. Для формирования умения осуществлять поиск необходимых терминов и понятий я использую собственную подборку афоризмов, которая ранжирована по основным содержательным линиям. С помощью приема «мозговой штурм» на каждом уроке обществознания провожу так называемую «словарную пятиминутку», когда учащиеся устно должны перечислить все термины и понятия по предлагаемому афоризму или высказыванию.

6. На данном этапе учащиеся уже могут самостоятельно давать аргументированные ответы с использованием обществоведческих понятий. Кроме того, они пишут эссе уже на уроках, т. к. эта работа требует ограниченности по времени и объему (чтобы дети «чувствовали» время).

Третий этап – рефлексивный.

В основном, это резервные уроки в профильных группах 11 класса. На этом этапе у учащихся сформированы навыки написания эссе. Главная цель – закрепить эти умения. Формы работы в основном коллективные, в бинарных группах. Учащиеся осуществляют разбор и анализ эссе на основе предъявляемых критериев оценки. Проводятся учебные дискуссии, творческие мастерские и творческие лаборатории. Все эти формы занятий позволяют автоматизировать навык написания эссе. В итоге учащиеся заполняют «Лист роста», а на индивидуальных консультациях я помогаю устранить имеющиеся минусы. Хотя опыт показывает, что, как правило, к 11 классу выпускники успешно справляются с выполнением эссе.

Описанная система работы складывалась и апробировалась на протяжении двух лет в профильной социально-гуманитарной группе.

Принципиальная новизна моей работы заключается в том, что:

  • подготовка учащихся к написанию эссе по обществознанию носит системный характер;
  • в тематическое планирование включены отдельные уроки по формированию навыков написания эссе;
  • осуществляется поэтапная работа по формированию навыков творческой работы, что позволяет своевременно корректировать результаты учащихся;
  • используются приемы технологии развития критического мышления применительно к написанию эссе;
  • используемый дидактический материал ранжирован по основным содержательным линиям, проверяемым на ЕГЭ по обществознанию.

IV. Результативность

Разработанная мною система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию позволяет сформировать опыт познавательной деятельности школьников. Так,

Ø умение работать с различными неадаптированными источниками социальной информации прослеживается в успешности выполнения заданий части С ЕГЭ по обществознанию – 90 % выпускников получили максимально возможное или высокое количество баллов по итогам ЕГЭ;

Ø критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, формулирование на этой основе собственных суждений проявляется в качественном выполнении задания С9 – написании эссе;

Ø умение анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни, проявляется в решении познавательных задач на олимпиадах по праву и обществознанию;

Ø увеличилось количество призовых мест учащихся в исследовательских работах по социально-исторической проблематике;

Кроме того, приобретенный учащимися опыт познавательной деятельности проявляется также в росте их социальной и гражданской активности:

– расширилось волонтерское движение – на районных заседаниях учащиеся нашей школы выступают с предложениями решения социальных проблем города, статьи школьников публикуются в районной «Солецкой газете»;

– результативность опыта нашла также отражение в интенсивности деятельности Школьного Правительства: школьная газета «Звонок» публикует статьи учащихся по социальной проблематике, обсуждаемые на уроках обществознания, а также собственные работы старшеклассников.

V. Практическая значимость

Опыт работы по проблеме подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию может быть полезен для учителей истории и обществознания, руководителей методических объединений. Наибольший интерес для учителей гуманитарного цикла представляют:

  1. Подборка неадаптированных текстов для выделения тезисов и аргументов в источнике.
  2. Разработанные памятки «Как написать эссе по обществознанию?».
  3. Диагностический материал для оценки первоначального уровня сформированности навыков написания эссе.
  4. Презентация, содержащая методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению творческой работы.

Опыт и результаты данной работы были представлены на школьном педсовете, районном методическом объединении и районном семинаре по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и получил высокую положительную оценку коллег.

В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении и обновить ее методическое содержание: разработать систему интегрированных уроков по обществознанию и литературе, целью которых будет раскрыть существенные характеристики эссе и показать его отличия от сочинения. Такие интегрированные уроки будут полезны на начальном этапе обучения детей навыкам написания эссе, особенно в 9-м классе, чтобы в профильный класс учащиеся уже приходили с элементарными представлениями о требованиях к эссе.

Список литературы:

Калинкина Е. Г. Эссе в современной образовательной политике: методика подготовки и написания. – Н. Новгород: НРЛ, 2008.

  1. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. – №9, 2003, с. 44-46.

Суворова Н. Как лучше организовать урок по праву? // Учитель. – №4, 2002, с. 36-39.

  1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание.

Цитович Т. Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. – №7, 2003, с. 71-75.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М. : Педагогика, 1982.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979.

Метки: Правоведение и Обществоведение