Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

План– конспект урока обществознания в 8 классе по теме «Богатые и бедные»

Цели урока:

Образовательная – обеспечить усвоение учащимися проблем бедных, причин бедности, путей решения проблемы бедности.

Воспитательная – воспитание чувства социальной справедливости, чувства сострадания и милосердия к людям, ставших бедными не по своей вине, воспитание трудолюбия, желания изменить свою жизнь, стать творцами своей судьбы.

Развивающая– формирование коммуникативных навыков работы в группе, формирование умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Оборудование урока: карточки четырёх цветов, ручки, листы белой бумаги, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (можно составлять по ходу ответов учащихся, можно показать после их ответов).

Тип урока: урок изучения нового материала. Работа в группах.

Содержание урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала:

1) Понятие «неравенства».

2) Формулирование проблемы урока.

3) Проблемы бедных.

4) Проблемы богатых.

5) Условия жизни зажиточных людей.

6) Проблема бедности для государства.

7) Причины бедности.

8) Пути решения проблемы бедности.

3. Подведение итогов.

Понятия : бедные, богатые, зажиточные.

Ход урока.

I. Орг. момент. С помощью разноцветных карточек учащиеся делятся на четыре группы: «бедные», «богатые», «зажиточные», «депутаты Государственной Думы».

II. Объяснение нового материала.

Мотивация. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. И на сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть вопрос о бедности и богатстве. Эта тема очень важна, тем более, что она вызывает в обществе противоречивые мнения.

Неравенство зародилось на определённом этапе развития общества. Что же такое неравенство?

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.

– Как вы считаете, это нормальное явление или нет?

Хотим мы того или не хотим, неравенство было, есть и будет. Очень многие гуманисты, философы пытались ответить на вопрос о справедливости или несправедливости неравенства. Например, Томас Мор в произведении «Утопия» воплотил свою мечту об обществе, где все будут равны.

О всеобщем равенстве мечтали Мелье, Сен – Симон, Оуэн, Фурье, К. Маркс и др. Идея коммунизма была реально воплощена в нашей стране. Но, во-первых, всеобщего равенства так и не было достигнуто, а, во-вторых, эта идея не выдержала испытания временем.

Давайте посмотрим как живут бедные и богатые. (слайд № 5-12)

От неравенства нам никуда не деться. Давайте посмотрим на диаграмму социального расслоения в нашей стране. (слайд № 13) Богатые люди ( миллионеры, миллиардеры) составляют всего 6% населения (цифры примерные). А бедные и нищие – намного больше половины населения.

Давайте обсудим сегодня проблему: Бедность – не порок? (слайд № 14)

Чтобы рассмотреть эту проблему, нужно посмотреть, как и отчего люди становятся бедными. ( слайд № 15)

Бедность:

В бедность люди Бедность – это состояние,

впадают добровольно: в которое человек

они ленятся усердно попадает помимо своей

работать. воли.

Решить эту проблему мы попробуем в ролевой игре. Мы разделились на несколько групп: богатые, бедные, зажиточные, депутаты Государственной Думы.

1 вопрос группам: Каковы проблемы бедных и богатых? Каковы условия жизни зажиточных?

Совместное составление схемы. Группа «бедных» предлагает свои проблемы бедности. Всё записывается на доске или составляется презентация. ( слайд № 16)

Проблемы бедных:

· Плохое жильё

· Скудное питание

· Дешёвая одежда

· Пьянство

· Невозможность оплатить медицинские услуги

· Тяжёлый труд

· Живут на дотации государства

· Плохое образование

· Низкий социальный статус

· Ограничение свободы

· Неуверенность в будущем

· Неспособность обеспечить материальное благополучие семьи

· Стресс и психологическая неудовлетворённость

Группа «богатых» находит проблемы богатых людей. (слайд № 18)

Проблемы богатых

· Страх за своё имущество

· Страх прогореть в бизнесе

· Страх за жизнь близких

· Отсутствие друзей

· Отсутствие времени на отдых

· Недоверие к партнёрам, подозрительность

· Проблемы в семье

· Стресс, проблемы со здоровьем

Группа «Зажиточные» в это время описывает свои условия жизни. (слайд № 17)

Зажиточные

· Хорошее жильё

· Модная одежда

· Возможность оплатить медицинские услуги

· Хорошее образование у детей

· Полноценное питание

· Возможность отдохнуть там, где захотят

· Материальная обеспеченность

· Уверенность в завтрашнем дне

Проблемы есть у всех: и у бедных и у богатых. Меньше всего их у зажиточных людей (середняков).

Проблемы богатых – это лично их проблемы. А вот проблемы бедных касаются всего государства и общества.

Задание группе «депутатов»: проблема бедности для государства. (слайд № 19)

Проблема бедности для государства:

• низкая грамотность

• нехватка квалифицированной рабочей силы

• неполноценное потомство

• низкая рождаемость

• затраты на социальные пособия

• дефицитный государственный бюджет

• слабое экономическое развитие страны

• бедное государство

Государство богато своими гражданами. Чем богаче живут граждане, тем богаче государство. Ещё древнегреческий философ Аристотель, говоря о лучшей форме правления, выбрал Политию – власть середняков. Олигархию он отрицал, считая, что их богатство олигархов нажито нечестным путём. Демократию он тоже не признавал, считал, что бедняки не могут навести порядок в своём хозяйстве, а в стране не смогут тем более.

Поэтому бедность – это проблема для государства. Задача государства – уменьшить количество бедных и повысить уровень зажиточных людей. Но, чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах бедности.

2 задание группам: причины бедности?

Составление схем. Работа с ними. (слайд № 20)

Причины бедности

«бедные»:

1. Отсутствие работы

2. Низкая заработная плата

3. Экономический кризис

4. Слабая помощь государства

5. Высокие цены

6. Несчастный случай, стихийное бедствие

«богатые»:

1. Лень

2. Пьянство

3. Отсутствие образования

4. Иждивенческие настроения

5. Отсутствие предприимчивости

6. Несчастный случай, стихийное бедствие

«зажиточные»:

1. Нежелание что-то менять в своей жизни

2. Пассивность

3. Неумение правильно распорядиться тем, что имеют

4. Не видят ценности образования

5. Несчастный случай, стихийное бедствие

«Депутаты»:

1. Экономический кризис

2. Отсутствие образования

3. лень, пьянство, пассивность.

4. Низкая заработная плата бюджетников

5. Иждивенческие настроения

6. Несчастный случай, стихийное бедствие

Мы видим, что причиной бедности может быть и лень, и пьянство, а также и обстоятельства, в которые человек попадает помимо своей воли. Поэтому и пути решения проблемы бедности будут различные.

З задание группам : пути решения проблемы бедности?

Составление таблиц. Работа с ними.

Пути борьбы с бедностью:

Со стороны государства: ( слайд № 21)

v Поднимать престиж образования;

v Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;

v Повысить зарплату бюджетникам;

v Повысить социальные пособия тем, кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).

v Поощрять развитие малого бизнеса;

v Повысить налоги на сверхдоходы;

v Контролировать цены легальных монополистов;

v Стабилизировать экономику;

Что могут сделать сами бедные: (слайд № 22)

Ø Получать образование;

Ø Искать работу и много трудиться;

Ø Развивать в себе самостоятельность,

инициативность, предприимчивость;

Ø Не надеяться на помощь государства,

а учиться самим зарабатывать деньги;

Ø Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);

Ø Уметь поставить перед собой цель и идти к ней;

Ø Учиться правильно использовать имеющиеся доходы.

А теперь давайте вернёмся к нашей проблеме: так что же такое бедность– порок или не порок? Нужно ли стыдиться бедности? А может, наоборот, бедностью надо гордиться?

Учащихся нужно подвести к следующим выводам.

Выводы учащихся:

Вывод: 1. Если человек впал в бедность по своей воле: пьянство, лень, пассивность, безынициативность, иждивенческие настроения, глупость, безграмотность, то это порок, да ещё какой. И здесь, кроме самого человека ему никто не поможет. Изменения должны произойти в психологии самого человека. Бедность в данном случае – это стыдно, и гордиться здесь нечем.

2. Если же человек беден не по своей воле (низкая зарплата бюджетников, экономический кризис, несчастный случай, стихийное бедствие, инвалидность, болезнь), то в данном случае государство должно помочь своим гражданам, не бросать их в беде. Государство должно помочь таким людям перейти из разряда бедных в разряд зажиточных.

III. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

Т. В. Коновальцева, МБОУ Войновская СОШ №9 им. В. И. Сагайды, Ростовская область

Метки: Правоведение и Обществоведение