Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

9 тестов по литературному чтению, 4 класс

9 тестов по литературному чтению, 4 класс ТЕСТ 1

Прочитай текст.

Иван – царевич и серый волк.

(отрывок)

Иван – царевич через стену перелез, увидел терем – на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар – птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая – золотая, драгоценная! Как такую не взять!»

Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук, трубы затрубили, сторожа пробудились, схватили Ивана – царевича и повели его к царю Афрону.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

– Чей ты, откуда?

– Я царя Берендея сын, Иван – царевич.

– Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать… теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, со-служишь мне службу, я тебя прощу. В таком – то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда от-дам тебе Жар – птицу с клеткой.

Загорюнился Иван – царевич.

1. Напиши ключевые слова, которые помогут пересказать текст.

2. Это отрывок из сказки:

а) народной

б) литературной (авторской)

3. Подбери слова, близкие по значению к словам:

А) засмотрелся – …

Б) загорюнился – …

В) разгневался – …

4. Прочитай фамилии писателей и запиши их имена и отчества.

А) Горький ________________

Б) Паустовский _____________

В) Маршак ________________

Г) Катаев __________________

Слова для справок: Самуил Яковлевич, Максим, Константин Георгиевич, Валентин Петрович.

5. Прочитай образные выражения из стихотворения И. С. Ники-тина «Встреча зимы». Напиши, где метафоры, сравнения, эпи-теты.

А) Туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

Б) Угрюмые небеса; воздух лёгок и чист; в чистом поле; весна золотая; Русь святая; гость незваный; на сторонке чужой; без-людный простор.

В) Плакал лес; начал падать снежок; замёрзла река; горят кап-ли слёз; смотрит весело лес; мороз трещит; кровь горит; метель и крутит, и мутит; вьюга поёт.

6. Укажи, что обозначает термин «послесловие».

А) ___________ – первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ – небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ – статья, расположенная до основного текста книги.

7. Какие бывают сказки?

А) _____________

Б) _____________

В) _____________

Г) богатырские

ТЕСТ 2

Прочитай рассказ.

Медведь.

К отцу Сергию повадился медведь. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет.

– Погоди маленько, – сказал отец Сергий. – Хлебушко остынет. Я тебе его и вынесу.

Хлеб он положил на пень, а сам – в сторонку. Медведь поню-хал каравай и съел его с большой охотой.

Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт , как человек, когда же выйдет отец Сергий.

– Иду, иду, – говорит тот. – Несу, несу – голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мука кончается.

Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше: му-ка кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе.

– Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады.

А медведь не обижался. Он кое – что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово.

1. Что необычного в содержании этого текста?

А) Медведь любил хлеб.

Б) Медведь понимал доброе слово.

2. Напиши слова и выражения, которые произносил отец Сергий.

А) Как называл хлеб?

Б) Как обращался к медведю?

В) Какие поговорки он произносил?

3. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Без дела жить – только небо коптить.

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

4. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Дважды в год лета не бывает.

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

5. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Не всё то золото, что блестит.

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

6. Укажи, что обозначает термин «титульный лист».

А) ___________ – первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ – небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ – статья, расположенная до основного текста книги.

Прочитай рассказ.

Море.

Море таит в себе огромные богатства. Человек издавна ловит в море рыбу. Из морских водорослей приготовляют вкусные кушанья и питательный корм для скота.

Морская вода полезна для здоровья. На берегах морей строят дома отдыха, лагеря.

По морям плавают пассажирские и грузовые суда. Морские дороги соединяют дальние страны. По Л. Мельчакову.

7. Какой это текст:

А) повествовательный

Б) описательный

Г) рассуждение

8. Напиши план к тексту «Море».

ТЕСТ 3

Прочитай.

Заботливый цветок.

Почти про каждое растение можно рассказать удивительные вещи. Что ни цветок, то рассказ. Растения спасают нас от болез-ней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – всего не перечтёшь.

Раньше считали, что кипрей, прозванный в народе Иван – ча-ем, годится только на дешёвый чай. Лесники безжалостно выры-вали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали они это потому, что считали будто это растение заглу-шает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же мо-розов погибают.

Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их снежком. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

1. Как относится автор к растениям?

А) С любовью ко всем растениям.

Б) По – разному, в зависимости от того, полезно оно или нет.

2. Как Иван – чай влияет на соседние растения?

А) Отнимает у них свет и влагу.

Б) Защищает от мороза.

3. Почему автор называет кипрей нянькой для молодых сосёнок? Выпиши из текста объяснение.

4. Какой из этих отрывков взят из былины?

А) Вдоль по реченьке

лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Б) Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка

промеж ног пускал.

5. Укажи, что обозначает термин «предисловие».

А) ___________ – первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ – небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ – статья, расположенная до основного текста книги.

6. Восстанови последовательность действий для подготовки к пересказу. Запиши буквы в нужной последовательности. .

Памятка для подготовки к пересказу.

А) Раздели текст на части и озаглавь их.

Б) Определи основную мысль текста.

В) Устно перескажи текст по плану.

Г) Прочитай внимательно текст.

7. Приведи один – два примера произведений каждого из перечи-сленных жанров.

А) Стихотворения: ____________

Б) Народные сказки: __________

В) Авторские сказки: __________

Г) Басни: ____________________

Д) Былины: __________________

ТЕСТ 4

Прочитай рассказ.

Голубое поле.

Как – то вечером мой младший брат сказал: «Завтра я разбужу тебя перед рассветом и покажу то, чего ты никогда ещё в жизни не видел».

Рано утром мы вышли из дома и отправились к полю, засеян-ному льном. Там мы взобрались на большой холодный камень и стали ждать. Я с трудом сдерживал недовольство, не зная цели раннего подъёма.

Вдруг брат сказал: «Смотри внимательно!» Первые лучи солн-ца в одно мгновение изменили цвет поля: из светло – зелёного оно стало ярко – голубым, будто кто – то набросил на него по-крывало необыкновенной голубизны. Цветки льна как по коман-де открылись навстречу солнцу.

Эта чудесная живая картина стала одним из самых ярких впе-чатлений моего детства.

1. Что произошло на рассвете?

А) Тёмное поле стало светлым.

Б) Раскрылись цветки льна.

2. Что запомнилось герою?

А) Внезапное изменение цвета поля.

Б) Настойчивость младшего брата.

В) Красота цветов.

3. Напиши план к тексту «Голубое поле».

Перед тобой оглавление детской энциклопедии.

главы

название

страницы

1

2

3

4

5

6

7

Земля и Вселенная

История открытий

Страны и народы

Педагогика

Медицина

Транспорт

Живая природа

1 – 47

48 – 114

115 – 191

192 – 269

270 – 343

344 – 402

403 – 479

4. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрёл радио?

А) Земля и Вселенная

Б) История открытий

В) Страны и народы

5. В какой главе ты сможешь прочитать о том, какие средства передвижения по воде использовались в XV веке?

А) в главе 4

Б) в главе 5

В) в главе 6

6. Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

А) Какие растения есть в пустыне?

Б) Кто автор первого Букваря?

В) Какие события произойдут в 2081 году?

7. Укажи те утверждения, с которыми ты согласен.

А) Прибаутка – один из малых жанров устного народного творчества.

Б) С помощью прибауток убаюкивают младенцев.

В) Прибаутки обычно имеют форму диалога.

Г) В прибаутках предмет разговора не называется, а указывают-ся его основные признаки.

8. Продолжи фразу.

Небылицы называются так потому, что ___________________ .

ТЕСТ 5

Прочитай.

Сборник народной мудрости.

Составитель «Толкового живого великорусского словаря» Вла-димир Иванович Даль собирал не только слова, но и народные изречения – пословицы. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни, свой вековой опыт. Даль собрал больше тридцати тысяч пословиц. Он переписал их не по алфавиту, как обычно делается, а по смыслу: пословицы о Роди-не и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности. Читаешь раздел за разделом сборник Даля – и перед тобой открывается, что думает народ обо всём самом важном в жизни. Даль объяснял: собрание пословиц – это свод народной мудрости, здравого ума.

1. Напиши темы пословиц, указанные в тексте.

2. Прочитай пословицы, взятые из сборника В. И. Даля, и напи-ши название темы, к которой она относится. Можешь восполь-зоваться информацией из текста.

А) При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.

Б) Правду погубишь, и сам с ней пропадёшь.

В) На чужой стороне и весна не красна.

Г) Заработанный кусок лучше краденого каравая.

3. Напиши близкие по значению слова (синонимы) к словам6

А) изречение – …

Б) праздность – …

Прочитай отрывок из текста.

***

Последний день июля месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито всё небо, одно лишь облачко на нём – не то плывёт, нетто тает. Безветрие, теплынь … воздух – молоко парное!

Жаворонки звенят; вокруг голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостом.

4. Определи настроение автора.

А) таинственное

Б) шутливое

В) светлое

5. Выбери соответствующий темп чтения.

А) быстро

Б) не спеша

6. Прочитай группы слов и выражений и название области их использования. Укажи, где характеристика событий, где ха-рактеристика действующего лица и где характеристика кар-тины природы.

А) Начала бояться; бедная; не могла любоваться; трепетала при одной мысли; замерло сердце.

Б) Покрыта белоснежным ковром; убралась инеем; засыпанные снегом; лёд ещё очень тонок; наступившие морозы.

В) Однажды; влетел в комнату; зацепился за оконную раму; те-леграмма; прибежал; встречать; соскочил мигом; беги пулей.

7. Что такое олицетворение?

А) Когда о природе говорится как о живом существе.

Б) Когда один предмет сравнивается с другим.

В) Когда в произведении повествуется о том, что было на самом деле.

ТЕСТ 6

Прочитай сказку.

***

Однажды бедняк проходил мимо харчевни. Видит, сковородка стоит на углях, а от неё во все стороны идёт аромат еды. Присел он на корточки перед сковородкой, достал из сумы кусок сухого хлеба и стал держать его над паром. Когда хлеб достаточно увла-жнился, бедняк начал его есть.

Хозяин харчевни дождался окончания трапезы, схватил бедня-ка за ворот и стал требовать плату за кушанье. Тот отказался платить. За это трактирщик потащил бедняка к судье.

В то время в городе был судьёй Ходжа Насреддин. Он внима-тельно выслушал обе стороны, подозвал к себе недовольного хо-зяина харчевни и приказал ему наклониться. Достал из кошелька горсть монет и со словами «Получай!» стал трясти ими у тракти-рщика перед ухом.

Хозяин харчевни изумлённо произнёс:

– Что это значит?

Ходжа Насреддин ему ответил:

– Вот моё решение – кто продаёт пар от кушанья, тот получает звон от монет.

1. Найди каждому герою характеристику по его действию.

герой

действие

характеристика

трактирщик

Хотел получить деньги за то, что не может быть продано.

А) …

судья

Придумал соответствующую плату за пар от еды.

Б) …

бедняк

Не думал о последствиях.

В) …

Слова для справок: мудрый, простодушный, жадный.

2. Выбери верный ответ.

Аннотация – это:

А) статья, рассказывающая об истории создания книги;

Б) страницы книги, на которых расположено оглавление;

В) небольшой текст, рассказывающий, о чём книга;

Г) статья, предшествующая основному тексту книги и рассказывающая об авторе.

3. Составь аннотацию на книгу, которую ты хочешь посоветовать прочитать своим одноклассникам.

ТЕСТ 7

Прочитай рассказ.

Стрела – змея.

Много про неё страшных рассказов: и ядовита, и прыгает, и летает. И даже может пронзить на лету человека!

А на самом деле страшна она одним только ящерицам. Как увидит – метнётся стрелой! Только песчинки зашелестят. А потом снова на куст: нежится на солнышке и ветерке.

1. О ком этот рассказ?

2. Какие сведения о стреле – змее правильны?

А) очень быстрая

Б) ядовита

В) на лету может пронзить человека

Г) опасна только для ящериц

3. Напиши ключевые слова, которые помогут изложить текст.

Перед тобой указатель словарных статей многотомной энциклопедии. Статьи расположены по алфавиту. В таблице указано, с какой статьи начинается каждый том и какой статьёй он заканчивается.

том

содержание

1

…. А – Великий князь

2

…. Великий пост – Древесный уголь

3

…. Древляне – куликов

4

…. Куликово поле – Морж

5

…. Морзе – Памятники природы

6

…. Память – Разряд

7

…. Разрядка – Соколы

8

…. Сокольники – Триглав

9

…. Тригонометрия – Флаг

10

…. Флагман – Цифры

11

…. Цицерон – Шипка

12

…. Шиповник – Ящерицы

4. В каком томе могут содержаться сведения о языке санскрит?

А) том 6

Б) том 7

В) том 12

5. О чём ты не можешь прочитать в томе 8?

А) о Таврическом дворце

Б) о Средиземном море

В) о русском философе и правоведе князе Е. Н. Трубецком

6. В каком томе ты можешь найти сведения о деятельности Ивана Фёдорова – основателя книгопечатания в России и на Украине?

А) том 5

Б) том 7

В) том 9

7. Какие из данных предложений подтверждают, что автору нравятся осенние листья?

А) Чуть – чуть сыровато.

Б) Долго – долго падают кленовые листья.

В) Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал.

Г) Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами.

Д) Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полёт сопровождает тихая музыка. Бом – бом!

ТЕСТ 8

Прочитай текст.

Лягушонок.

В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Прой-дёт два дня, три, и весна загудит. Солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой – то чёрной пылью. Мы думали, где – то угли жгут. Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг – вот те угли! На сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки – прыгунки разлетелись в разные стороны.

В полдневных лучах на какой – нибудь час или два оживают на снегу различные жучки, паучки, блошки, даже комарики переле-тают.

Случилось, талая вода протекла вглубь снега и разбудила спящёго на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из – под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.

М. Пришвин

1. М. Пришвин – писатель:

А) сказочник

б) юморист

В) натуралист?

2. Объясни выражение «снег плавится».

3. Почему снег был покрыт чёрной пылью?

А) Около домика жгли угли.

Б) На снег оседала пыль.

В) На снегу были различные ожившие насекомые.

4. Соответствует ли название рассказа содержанию?

Объясни своё мнение.

Прочитай стихотворение И. А. Бунина.

Детство.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

5. Кто герой стихотворения?

А) ребёнок

Б) И. Бунин

6. Выпиши слова, которые помогают понять, каким кажется мир герою стихотворения.

7. Выпиши из стихотворения примеры:

А) сравнения

Б) эпитеты

ТЕСТ 9

Прочитай.

Когда солдаты яблоки ели.

В нашей деревне все избы в яблоках. Только яблоки в них невкусные, не всякие и в руки возьмёшь.

Бабка Аксинья рассказала мне историю яблонь.

Вернулись после войны женщины с ребятами на пепелища, кое – как обстроились, а когда крыша над головой появится, человек о красоте думать начинает – сад сажает. Но где в то время куль-турную яблоню было взять? Пошли в лес, накопали дичков.

Дички на траншеях росли. Очень дивно росли –кругами. Видно, сидели солдаты кружком, яблоки ели, семена обронили – так и выросли яблоньки, повторив солдатский круг. Их и пере-несли женщины в деревню, обсадили избы. Очень буйно и кра-сиво цветут весной лесные яблони. Но я думаю, не из – за одной красоты щадят жители дикарок, а по какой – то другой причине. Может быть, яблони им кого – то напоминают…

И. Васильев

1. Почему жители деревни решили около домов посадить дикие яблони?

А) В военное время было голодно, и яблоками можно было утолить голод.

Б) В военное время негде было взять культурные (садовые) яблони.

2. Как в тексте автор называет лесные яблони? Напиши.

3. Почему жители не заменят дикие яблони на садовые, сладкие, вкусные?

А) из – за красоты

Б) нет садовых яблонь

В) яблони напоминают жителям солдат – защитников

4. Как дикие яблони росли на траншеях?

А) кругами

Б) в ряд

В) небольшим садиком

5. Какое произведение называют былиной?

А) Сказание о богатырях, исторических событиях; сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными; неторопливое повествование.

Б) Наличие законченного сюжета; необычность; занимательность; наличие вымысла; постоянные герои; добро всегда побеждает зло.

В) Повествовательность; небольшой объём; небольшое число героев; описание одного эпизода.

6. Прочитай образные выражения из стихотворения И. А. Бунина «На просёлке». Запиши их в два столбика – метафоры и эпитеты.

Веет утро, бирюзовый лён, серебрится ячмень, ветерок зажигает, ветерок душистый, мирный сон, гаснет ветер, даль синеет, тихий свет, степь широкая, брильянты росы, закат крас-неет.

7. Знаешь ли ты имена поэтов? Запиши имена и отчества поэтов.

А) Маршак …

Б) Барто …

В) Михалков …

Г) Благинина …

Слова для справок: Агния Львовна, Сергей Владими-рович, Елена Александровна, Самуил Яковлевич.

Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

Метки: Литература